Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Частные методики адаптивной физической культуры

Частные методики адаптивной физической культуры

Частные методики адаптивной физической культуры. Шапкова Л.В. Пособие раскрывает закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, интеллекта, последствия детского церебрального паралича, поражения спинного мозга, ампутацию конечностей. Каждая глава содержит сведения о влиянии основного дефекта на состояние двигательной и психической сферы детей, средствах и методах коррекции нарушений, об особенностях форм организации занятий физическими упражнениями. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, практических работников — специалистов адаптивной физической культуры.

Оглавление

Предисловие
Глава 1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры (Л.В. Шапкова)
1.1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры
1.2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии
1.3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий — основа частных методик адаптивной физической культуры
1.4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
1.5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения (Л.Н. Ростомашвили)
2.1. Характеристика детей с нарушением зрения
2.1.1. Характеристика зрительной функции
2.1.2. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста
2.1.3. Особенности психического развития детей с нарушением зрения
2.1.4. Особенности физического развития и двигательных нарушений
2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
2.2.1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания
2.2.2. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания
2.2.3. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития
2.2.4. Использование и развитие сохранных анализаторов
2.2.5. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам
2.2.6. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния
2.3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения
2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения
2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха
3.1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.1.1. Причины стойких нарушений слуха
3.1.2. Патология слуха
3.1.3. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов (Л.Д. Хода)
3.2. Характеристика детей с нарушением слуха
3.2.1. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода)
3.2.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха
3.3.1. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода)
3.3.2. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста (Я.А. Смекалов)
3.3.3. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
3.3.4. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет)
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью (Л.В. Шапкова)
4.1. Медико-физиологическая и психолого- педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
4.1.1. Понятие, причины и формы умственной отсталости
4.1.2. Особенности психического развития детей
4.1.3. Особенности физического развития и двигательных способностей детей
4.2. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
4.2.1. Основные и специфические задачи
4.2.2. Средства адаптивной физической культуры
4.2.3. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями
4.3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью
4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 5. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе (А.А. Потапчук)
5.1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология
5.1.1. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения
5.1.2. Двигательные нарушения
5.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП
5.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ЛИП
5.3.1. Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
5.3.2. Адаптивное физическое воспитание в школьном возрасте
5.3.3. Нетрадиционные формы занятий
5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП
Контрольные вопросы
Литература
Глава 6. Реабилитация детей с поражением спинного мозга (Е.Ю. Шапкова)
6.1. Характеристика патологии
6.1.1. Понятие о вертеброгенных миелопатиях
6.1.2. Сочетанная травма позвоночника и спинного мозга
6.1.3. Травматическая болезнь спинного мозга
6.1.4. Основные проявления миелопатии
6.1.5. Вторичные нарушения при миелопатии
6.1.6. Оценка неврологического и адаптационного статуса
6.2. Методы двигательной реабилитации
6.2.1. Развитие методов двигательной реабилитации
6.2.2. Традиционные методы
6.2.3. Дополнительные технические методы
6.3. Методы тренировки спинальной локомоторной активности
6.3.1. Спинальная локомоторная активность как основа восстановления локомоторных возможностей при спастических плегиях
6.3.2. Этапы двигательной реабилитации
6.3.3. Поддержание вертикальной позы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 7. Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей (С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев)
7.1. Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей
7.2. Врожденные пороки развития конечностей
7.3. Методика адаптивной физической культуры детей различного возраста
7.3.1. Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет)
7.3.2. Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4—7 лет)
7.3.3. Методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте (7—12 лет)
7.3.4. Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте
7.4. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста
7.5. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста
7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 8. Особенности работы с родителями детей- инвалидов (Н.Г. Корельская)
8.1. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями
8.2. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
8.3. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями
8.4. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии
Контрольные вопросы и задания
Литература