aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васильев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании облегчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В., Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное значение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процессов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капилляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произвольные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных процессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Ступин Ю.В., Лебедев В.И., 1990).
Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравитационные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым позволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстановления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996).
Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выделить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные заболевания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обязательный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.
Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна служат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассейна используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стационарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.
Одной из форм проведения занятий в водной среде после ампутации нижних конечностей является коррекционно-оздоровительная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных способностей, повышения иммунологической резистентности и др.
Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 человек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируются в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ограничения двигательных функций. В заключительной части применяются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специальных плавательных средств в положении лежа на спине или без опоры путем легких балансирующих движений верхними и нижними конечностями небольшой амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7 представлены примерные упражнения в воде для детей-инвалидов младшего и среднего школьного возраста с дефектами нижних конечностей.
Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени.
На этапе начального обучения плаванию в первую очередь решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: сопротивлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются передвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементарные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, скольжению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целесообразно применение игровык заданий и упражнений, так как они способствуют более эффективюму усвоению материала. Так, в процессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Качели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполняют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А, 2001).

Таблица 7.6

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Таблица 7. 7
Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

Таблица 7.8
Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Содержание Направленность
«Поплавки»
Дети стоят по грудь в воде, делают вдох и приседают. Опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, которые обхватывают руками и всплывают как поплавки.
Ознакомление с выталкивающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
«Стрелы»
Дети стоят спиной к бортику бассейна, руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, выполняют скольжение до полной остановки.
Ознакомление с сопротивлением и вязкостью воды, обучение скольжению, сохранению горизонтального положения тела.
«Рыба в сетке»
6—8 игроков, держась за руки, становятся в круг спиной к центру, образуя сеть. В центре круга один из участников — рыбка. Этот игрок старается выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырнула рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому почувствовав с правой стороны от себя движение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!». Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки.
Развитие способности к сохранению равновесия, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, развитие способности к точности и скорости тактильного восприятия.
«Караси на прогулке»
6—7 играющих, взявшись за руки, образуют круг (сеть). Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий — щука. Он, преследуя карасей (глубина воды — по пояс), передвигается только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются ролями. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно передвигающимся участникам игры хвататься за них. Не разрешается также задерживать и топить друг друга.
Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты сложной двигательной реакции, способности к антиципации, способности к точности и скорости зрительного и тактильного восприятия, сосредоточенности и распределяемое™ внимания, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
«Успей нырнуть!»
Игроки делятся на две команды. Одна образует круг на глубине выше пояса. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотники получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания утка покидает круг. Через 4—5 мин игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.
Развитие способности к сохранению равновесия, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, к переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
«Дельфины»
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Дорожка из 6—10 обручей располагается перед командами, игроки в которых выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первый игрок прыгает в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образам, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного боргика, он поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игрок/ начать продвижение вперед. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем количестве ошибок.
Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых, пространствеьных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функцюнальных возможностей кардио- респираторной системы.
«Баскетбол на воде»
В баскетбол играют с одной корзиной, которая находится в центре бассейна и представляет собой обруч или автомобильную камеру среднего размера. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5—6 человек. Одна команда защищает корзину, другая — атакует. Задача атакующей команды забросить мяч в середину камеры. Через 5—6 мин команды меняются ролями, после чего подводятся итоги. Победитель определяется по числу заброшенных мячей.
Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

Ю А Орешкиной (2001) были выделены закономерности начального обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготовительным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого плавания с последующим закреплением разученных движений в воде.
Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме:
— изучение движений на суше;
— закрепление движений в воде у неподвижной опоры;
— закрепление движений в воде с подвижной опорой;
— закрепление движений без опоры.
Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию.
1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях;
2) обучение погружению с задержкой дыхания;
3) обучение всплытию;
4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку;
5) обучение скольжению на груди и спине.
При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который предусматривает одновременное изучение основных элементов техники каждого способа, изучение дополнительных элементов и совершенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным способам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16).
Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его координационной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами.
Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инвалидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением образа изучаемых двигательных действий, что требует более детального изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упражнений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению возможных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17.
Одновременно решаются задачи, направленные на развитие способности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гибкости, скоростно-силовых способностей.
Объем времени, отводимого на обучение в зале «сухого» плавания и на воде, изменяется в соответствии с этапами изучения техники двигательных действий. Так, на первом этапе продолжительность занятий в зале составляет 70% общего времени, а на втором — 30% (Орешкина Ю.А., 2000).
Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положения тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ампутации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в вертикальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалидов с различными уровнями ампутации.
Для здорового человека характерно положение, близкое к горизонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). После ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к горизонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). После ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приобретает отрицательное значение.
Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланируюгцую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обеспечивается только зсчет движений верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызывают увеличение лобового сопротивления, снижение скорости движения, развитие утомления мыи.ц верхних конечностей.

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-этводягцих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и культи бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позвоночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конечностей.
Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конечностей здорового человека и ностеи на уровне бедер рекомен- инвалида. Рекомендуется использование вспомогательных плавательных средств, утяжеляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление гиперлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению напряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).

Назад Оглавление Далее