Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

7.5. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

Учитывая характерные морфофункциональные изменения, развивающиеся вследствие ампутации и влияния гипокинезии, неизмеримо возрастает роль физических упражнений циклического характера Как эффективного средства нормализации обменных процессов, развития двигательных способностей и повышения функциональных возможностей организма.
Для выполнения физических упражнений циклического характера детьми среднего и саршего шкального возраста могут использоваться тренажеры и нестационарные виды отягощений, предназначенные для комплексного воздействия на опорно-двигательный аппарат. Преимущество занятий с отягощениями в реабилитационном процессе детей-инвалидов определяется их большей доступностью по сравнению с другими видами двигательной активности, а также физиологичностью и адекватностью воздействия в плане восстанови ления функциональных возможностей организма.
Педагогические воздействия в процессе занятий с отягощениями направлены на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, максимальную активизацию сохранных функций и мобилизацию физиологических резервов организма. Занятия на тренажерах после ампутации нижних конечностей проводятся с акцентом на преимущественное развитие мышц верхних конечностей, плечевого пояса, мышц спины и живота; после ампутации верхних конечностей — на развитие мышц нижних конечностей, мышц живота и спины. Такой методический подход при построении занятий позволяет повысить эффективноел педагогического воздействия с учетом уровня ампутации и изменений функционального состояния организма.

После ампутации обеих верхних конечностей могут исгользоваться тренажеры для развития мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени (рис. 7 4; 7.5), тренажер для разгибания спины (Hyperextension Bench), тренажер для развития мышц живота (рис. 7 6). После ампутации одной верхней конечности, кроме перечисленных, применяются тренажеры и блочные устройства для развития силы мышц сохраненной конечности, в частности для развития мышц плечевого пояса, дельтовидных мышц и мышц груди (Butterfly) (ри;. 7.7), а также для развития широчайших мышц спины, сгибателей и разгибателей руки. Широко использукгся тренажеры, направленные на повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы (рис. 7.8). Для выполнения упражнений на других тренажерах необходимы специальные приспособления, обеспечивающие удержание ручек тренажера. Эти приспособления требуются после ампутации на уровне кисти или предплечья (при длине культи не менее 7 см). Приспособления состоят из приемной гильзы и захвата. Приемная гильза изготавливается индивидуально, методом блокования по гипсовой модели культи. В приспособлении на культю предплечья захват крепится на шаровом шарнире, что обеспечивает необходимую подвижность при выполнении упражнений. Применение приспособлений обеспечивает равномерную нагрузку на обе конечности (рис. 7.9).

Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

После ампутации нижних конечностей используются тренажеры и грузоблочные устройства для развития широчайших мышц спины (рис. 7.10), дельтовидных мышц и мышц груди (рис. 7.11), для развития плечевого пояса (рис. 7.12), брусья консольные для воздействия на мышцы живота (рис. 7.13) и спины, бицепс-машина, тренажер для развития икроножных мышц сидя или стоя (Calf Machine) (после односторонней ампутации бедра или голени), Smith Machine для воздействия на мышцы пояса верхних конечностей.

Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

Сложность и многообразие психоэмоциональных и морфо- функциональных изменений, происходящих после ампутации

Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

конечностей, требуют дифференцированного подхода к занимающимся, который основан на комплексной оценке психофизического состояния. Данные мероприятия направлены на выявление причин и давности ампутации, тяжести ампутационного дефекта, определение сопутствующих заболеваний, продолжительности пользования протезно-ортопедическими изделиями, психоэмоционального состояния, а также показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Полученные данные позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся и служат объективными критериями для определения адекватной структуры и содержания индивидуальной программы занятий с отягощениями.
Для занятий используются тренажерные устройства, входящие в состав комплекса атлетической (силовой) подготовки, а также нестационарные виды отягощений (гантели, штанга, диски). Преимуществом при использовании тренажеров является возможность оказывать локальное воздействие на определенные мышечные группы, безопасность, минимальная возможность получения травм, простота и доступность выполнения, возможность оперативной оценки текущих результатов занятий. Однако необходимо учитывать, что выполнение упражнений на тренажерах позволяет целенаправленно воздействовать лишь на отдельные мышечные группы. Более широкие возможности предоставляет использование нестационарного оборудования. В частности, выполнение упражнений со штангой или гантелями позволяет осуществлять комплексное воздействие одновременно на несколько мышечных групп, значительно расширить объем комплекса, увеличить варианты упражнений путем варьирования техники и внешних условий выполнения, что, несомненно, важно при занятиях с инвалидами после ампутации конечностей (рис. 7.14).

Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

Важным аспектом организации занятий с отягощениями является регулирование нагрузки в соответствии с возможностями подростков. Выполнение упражнений силового характера является наиболее некомфортным, поскольку требует проявлениямаксимальных мышечных усилий, поэтому наиболее оптимальным является режим нагрузки со следующими параметрами:
- количество занятий в недельном цикле — 2—3;
- количество упражнений в одном занятии — 6—8;
- количество подходов — 3—4;
- количество повторений — 10—12;
- интервалы отдыха — 2—3 мин.
В случае если не удается добиться выполнения 12 повторений в каждом из трех подходов, то в каждом последующем снижается величина отягощения. Объем недельной нагрузки занятий с отягощениями определяется состоянием и подготовленностью занимающихся, а также их субъективными ощущениями.
Для детей-инвалидов, перенесших ампутации на уровне бедра или голени, доступны практически все упражнения на тренажерах комплекса атлетической подготовки. Однако при наличии временных ограничений к занятиям по медицинским показаниям или вследствие недостаточной физической подготовленности выполнение ряда упражнений затруднено, поэтому большое значение имеет определение объема доступных упражнений в соответствии с возможностями занимающихся. В табл. 7.3 и 7.4 представлен примерный перечень упражнений для детей среднего и старшего школьного возраста после ампутации бедра или голени и обеих голеней. Большинство упражнений может выполняться сидя в коляске или при помощи специальных технических приспособлений, позволяющих фиксировать положение тела на тренажерах.

Таблица 7.3
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации бедра или голени

Область воздействия Виды упражнений
Мышцы плечевого пояса
  1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди.
  2. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга за головой.
  3. Сгибание-разгибание рук с гантелями в положении сидя на наклонной скамье.
  4. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча.
  5. Сгибание-разгибание рук со штангой в положении лежа на горизонтальной скамье узким хватом.
Мышцы груди
  1. Жим шанги в положении ле».а на горизонтальной или наклонной скамье.
  2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  3. 3 Отведение и приведение рук в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье
  4. Сгибанке-разгибание рук в упоре на брусьях.
  5. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
  6. Приведение и отведение рук на блочном устройстве в положении стоя.
Мышцы спины
  1. Тяга вертикального блока за голову.
  2. Тяга вертикального блока к гр>ди.
  3. Тяга горизонтального блока в положении сидя к животу.
  4. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову.
Мышцы живота
  1. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье
  2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине.
  3. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в упоре на консольных брусьях.

Освоение техники упражнений, как правило, происхэдит ко 2—3 занятию. В дальнейшем занимающиеся могут самостоятельно выполнять упражнения. Среди словесных методов обучения применяются описание, объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения и комментарии, приемы словесных оценок. Из приемов наглядного воздействия применяется показ физических упражнений. Среди практических методов и приемов обучения используются варьирование техники двигательных действий и факторов внешней среды, различные приемы оказания физической помощи (фиксация, проводка) и страховки.

Таблица 7.4
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих голеней

Область воздействия Виды упражнений
Мышцы плечевого пояса
  1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди.
  2. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга за головой.
  3. Сгибание-разгибание рук с гантелями в положении сидя на наклонной скамье.
  4. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча.
  5. Сгибание-разгибание рук со штангой в положении лежа на горизонтальной скамье узким хватом.
Мышцы груди
  1. Жим штанги в положении лежа на горизонтальной иш наклонной скамье.
  2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  3. Отведение и приведение рук в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  4. Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях.
  5. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
  6. Приведение и отведение рук на блочном устройстве в положении стоя.
Мышцы спины
  1. Тяга вертикального блока за голову.
  2. Тяга вертикального блока к груди.
  3. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову.
Мышцы живота
  1. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье.
  2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине.
  3. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в упоре на консольных брусьях.

В табл. 7.5 представлены упражнения с отягощениям для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени. Стандартные тренажерные комплексы не предусматривают технических приспособлений для данного контингента инвалидов, поэтому использование ряда тренажерных устройств представляет для них определенные трудности, а количестЕО доступных упражнений значительно снижается.

Таблица 7.5
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени

Область воздействия Виды упражнений
Мышцы плечевого пояса
  1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди.
  2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча
  3. Попеременное сгибание-разгибание рук в локтевых суставах с гантелями, сидя в коляске или на наклонной скамьг.
Мышцы груди
  1. Жим штанги в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  3. Отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на горизонта/ьной или наклонной скамье.
  4. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
Мышцы спины
  1. Тяга вертикального блока за голеву.
  2. Тяга вертикального блока к груди.
  3. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову.
Мышцы живота
  1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье.
  2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа.

Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизонтальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вследствие уменьшения величины опорной поверхности, что может привести к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.
В процессе занятий со свободными отягощениями и на тренажерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методические требования выполнения упражнений.
1. Необходимо исключить возможность промедления между повторениями в подходе.
2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.
3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполнения упражнения, не допуская резкого уступающего движения.
4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.
5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задержки дыхания.
Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться существенными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответственно сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания артериального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т. е. при преодолении внешнего сопротивления (Морозова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пассивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допускают оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учитывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполнении упражнения может привести к увеличению внутригрудного давления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови к сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колебания может быть снижение притока крови к головному мозгу, головокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напряжения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физиологически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомендуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освоения техники упражнений внимание можно концентрировать на обучении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигательного действия.
Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основывается на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки физического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы