aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

7.3.2. Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4—7 лет)

Для развития моторики здоровых детей старшего дошкольного возраста наиболее характерно совершенствование основных движений — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания и овладение простейшими спортивными навыками — катанием на санях, на коньках, на лыжах, игрой в волейбол, настольный теннис и др.
Подбор упражнений и методика проведения занятий у детей данной возрастной группы в большей мере, чем в раннем и младшем дошкольном возрасте, зависит ст отставания в развитии моторики и от особенностей сформированных у детей компенсаций.
При врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей в период подготовки к протезированию применяются упражнения для развития силы мышц и уменьшения контрактур в суставах, для подготовки культи к давлению гильзы протеза, для коррекции положений таза, позвоночника и плгчевого пояса, акробатические упражнения, упражнения, направленные на сохранение устойчивости вертикальной позы, для профилактики плоскостопия здоровой конечности, обучение пользованию костылями.
Для увеличения подвижности в сохраненных суставах и для развития силы мышц пораженной конечности применяются упражнения, выполняемые сидя, лежа на сплне, лежа на животе.
При коротких культях бедра наиболее часто формируются сгибательные и отводящие контрактуры тазобедренных суставов. При таких контрактурах необходимо акцентировать внимание на разгибании и приведении культи. При отведении культи назад, чтобы избежать компенсаторных движений таза, туловища и участия других мышц в сгибании, обязательна фиксация таза в положении лежа на животе мешками с песком или рукой методиста. При сгибательных контрактурах тазобедренного сустава основное исходное положение — лежа на животе.
Необходимо отметить, что положение стоя на одной ноге способствует формированию косого положения таза и «5»-образному искривлению позвоночника. При односторонних дефектах общий центр массы тела смещается в сторол сохранившейся конечности, развивается асимметрия в тонусе мышц туловища, происходит наклон таза в сторону ампутированной конечности, формируется сколиоз, асимметрия надплечий и лопаток. Для коррекции положения плечевого пояса, позвоночника, таза применяются специальные упражнения.
Овладение протезом начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. При этом ребенок пробует ходить на протезе с поддержкой за руку или за подмыше'ные области.
В процессе обучения ходьбе регулярно выявляются жалобы ребенка на боли и неудобства и провэряется появление наминов и потертостей на культе. Дефекты протеза должны быстро устраняться.
После отделки протеза совершенствование ходьбы ребенка осуществляется при помощи упражнении, обеспечивающих ее ритмичность и «мягкость», например ходьба через барьеры небольшой высоты для исключения задевания носком протеза за поверхность опоры, ходьба вверх и вниз по наклонной скамейке.
В обучении ходьбе выделяются три этапа.
/ этап — обучение сохранению вертикальной позы с равномерным распределением веса тела на обе конечности и переносу веса тела с одной ноги на другую; постепенному переходу от положения стоя у неподвижной опоры (у стены, в брусьях) к положению стоя без дополнительной опоры.
// этап (переходный от стояния к ходьбе) — формирование равновесия в двух- и одноопорной фазе шага; обучение управлению протезом. При обучении ходьбе важно сформировать у ребенка правильное движение культей. Необходимо использовать подготовительные упражнения, которые формируют умение сгибать коленный шарнир в протезах после ампутации бедра.
На /// этапе совершенствуется техника ходьбы и отрабатываются элементы шага. Осуществляется коррекция таких дефектов ходьбы, как отсутствие сгибания коленного шарнира, переката стопы, чрезмерная асимметрия в длине шагов, несвоевременный перенос веса тела с протеза на ногу, широкое расставление протезов (особенно после ампутации обоих бедер); избыточные движения туловищем, руками, скованность движений; приподнимание плеча, наклон туловища и головы вперед.
Для устранения этих дефектов, кроме специальных упражнений, используются словесные указания методиста, а также создаются условия, при которых достигается исправление ошибок.
При дефектах верхних конечностей в период подготовки к первичному протезированию наибольшее внимание уделяется решению следующих задач:
1) мобилизации подвижности в плечевых суставах и движений плечевым поясом, развитию силы мышц плечевого пояса и культей;
2) расширению и совершенствованию имеющихся у ребенка компенсаций, необходимых для возможно лучшего самообслуживания, в том числе с использованием простейших приспособлений;
3) развитию координационных способностей, помогающих более быстрому освоению управления протезами;
4) совершенствованию осанки и коррекции ее дефектов;
5) уменьшению отставания в развитии основных движений ребенка (метаний, лазания, подскоков, прыжков, ходьбы, бега) и т.д.;
6) формированию у ребенка положительного отношения к протезу.
При обучении управлению протезом и формировании простейших движений, осуществляемых с его помощью, должно обеспечииаться привыкание к протезу и воспитание чувства необходимости пользоваться им. В первую очередь проводится обучение самостоятельному надеванию протезов, выполнению наиболее важных движений, необходимых при самообслуживании (прием пищи, питье, рисование, захват и перемещение предметов и др.).
Используются также упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Большинство основных движений выполняется в игровой форме и в соревновательных условиях. Из упражнений, требующих проявления ловкости, используются простейшие акробатические упражнения, обучение падениям и вставанию.
Занятия проводятся ежедневно в группах, численностью 3—5 человек, с использованием индивидуально-группового метода Продолжительность занятий для детей 4—5 лет — 25—30 мин, для детей 6—7 лет — 45 мин.

Назад Оглавление Далее