Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

2.2.6. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния

Общение рассматривается как один из компонентов специального образования, непременный элемент всестороннего развития, компенсации нарушенных функций детей с ограниченными возможностями. В зависимости от характера и степени нарушений используются те или иные способы общения с детьми с недостаточностью зрения.
Педагогу, родителям и окружающим ребенка людям следует знать, что диапазон остроты зрения незрячих детей колеблется от тотальной слепоты до форменного зрения. Дети с остаточным зрением вполне могут самостоятельно ориентироваться в малом пространстве, воспринимать предметы и действия зрительно или зрительно- слуховым способом, а тотально незрячие нуждаются в помощи со стороны взрослого. В таких случаях необходимо вовремя предупредить ребенка об опасности (препятствия, низкие деревья, ветки деревьев, узкий проход, яма, открытый люк и т. д.), лучшим предупреждением об опасности является слово.
Ребенку с нарушенным зрением нельзя давать понять, что он зависит от вас. Общение с ним на равных, но вместе с тем оказание ему необходимой практической помощи приведет к образованию системы связей речевой и практической деятельности. Проявления лишнего любопытства по поводу егс зрения, а также сентиментального сочувствия может снизить интерес общения с вами. Не следует акцентировать внимание на его физическом недостатке или на стереотипных (навязчивых) движениях, а при их наличии переключите внимание ученика на другую деятельность Толерантность (терпимость) по отношению к детям с «особыми нуждами» является непременным качеством педагога.
Важное воздействие на развитие ребенка оказывает устешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Умение ребенка с нарушенным зрением узнавать окружающих его людей с помощью сохранных анализаторов поможет ему в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих. Для формирования социально-психологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверсников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из способов установления контактов в общении является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебн/ю, творческую, игровую, соревновательную и пр.). Проявление сомнения в возможностях ученика освоить какое-либо движение может снизить как познавательную, так и двигательную деятельность ребенка, во избежание такого негатива необходимо создавать умышленные ситуации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше использовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающиеся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например неправильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок. Контроль и объективность оценки также могут стать нормой общения незрячего ученика и учителя. Если появляется необходимость сделать справедливое замечание незрячему, то следует тщательно продумать форму его выражения. Это лучше сделать в деликатной, дружеской фэрме или передать замечание в опосредованной форме, т.е. через другого незрячего, так как на одни и те же замечания, сделанные зрячим и незрячим, инвалид по зрению может реагировать по-разному.
Часто инвалиды по зрению делят мир на «мы» (слепые) и «они» (зрячие). В таких случаях следует подчеркнуть, что процесс общения имеет двусторонний характер и без взаимопонимания о-ю невозможно. Разъяснениями, убеждениями, примерами можно научить ребенка понимать других людей, сопереживать, сочувствовать им, поверить в то, что его окружают хорошие и добрые люди.
Наблюдения показывают, что многие люди с нарушенным зрением обладают, в сравнении с нормой, обостренным чувством справедливости. Это качество может стать причиной серьезных эмоциональных переживаний для незрячего. Иногда затяжные депрессивные состояния могут приводить к аутизации личности, к потере потребности в общении. При контактах с такими детьми следует быть предельно тактичными.
Некоторые незрячие стесняются своей слепоты, избегают встреч со знакомыми, стесняются пользоваться тростью. Смещение акцента на сильные и привлекательные стороны инвалида с раскрытием возможностей для успешного общения со здоровыми людьми поможет избежать его самоизоляции.
При общении с незрячим следует соблюдать некоторые правила. Например, при встрече зрячие должны представляться первыми. При движении они должны идти на полшага впереди: это поможет незрячему почувствовать изменение движения своего спутника. Даже короткая остановка может обозначать для незрячего наличие какого- либо препятствия. Во время движения важно вербальное описание маршрута (порожек, ступеньки, край тротуара, яма, окно справа и пр.), а также знакомство с осязательными, обонятельными и звуковыми ориентирами, встречающимися на пути.
При описании рисунка, репродукции или какого-либо предмета необходимо владеть информацией о наличии у ребенка нарушений цветовосприятия (дальтонизма), светоощущения, степени зрительных нарушений, а также следует помнить, что при одинаковой остроте зрения дети могут отличаться друг от друга возможностями его использования. Один может выполнять задание с опорой на остаточное зрение, другой — на осязание, а третий — на осязание и зрение. Слабовидящий ребенок не нуждается в осязательных ощущениях, его следует научить пользоваться остаточным зрением, а слепому ребенку нужно предоставить возможность осязательно-слухового восприятия. Для незрячего ребенка осязательное знакомство с новым предметом имеет свои особенности: он нуждается в участии взрослого, ему нужно помочь отделить главное от второстепенного. Сочетание осязательных ощущений и комментирования свойств объекта (формы, величины, качества, твердости или мягкости, звука, который может быть характерным для данного предмета во время его использования и т. д.) поможет более адекватному восприятию.
Для детей с нарушенным зрением, особенно для незрячих, важен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала тредметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся Длч этого перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы на ней не оказалось каких-либо лишних предметов.
Основным принципом общения должно быть уважение, доброжелательность и гуманное отношение к ли'ности ребенка.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы