Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

7.3.4. Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте

В этом возрасте в первичном протезировании нуждаются дети, перенесшие посттравматические ампутации конечностей. Методические приемы применения средств двигательной реабилитации практически не отличаются от таковых, применяемых у взрослых.
В послеоперационном периоде после ампутации верхних конечностей (реампутации, реконструктивно-восстановительных операций, кожной пластики и др.) главной задачей является профилактика застойных явлений в легких, развития бронхитов, пневмоний, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и др. Основной формой занятий в этом периоде является лечебная гимнастика. Она проводится в виде дыхательных упражнений, которые применяются с первого дня после операции, продолжительностью 5—8 мин 2—3 раза в день. Со 2—3-го дня дыхательные упражнения сопровождаются движениями конечностей, исключая оперированную. С 3—5-го дня применяются обгцеразвиваюгцие упражнения, которые выполняются в медленном темпе, без статического напряжения. При неосложненном послеоперационном течении допустимы осторожные движения в суставах оперированной конечности На 8—10-й день обгцеразвиваюгцие упражнения выполняются с участием культи. Используются элементарные движения нижними конечностями, сохраненной верхней конечностью, повороты и наклоны туловища, приседания и т д.
В период подготовки к протезированию использование разнообразных физических упражнений направлено на формирование адаптационно-компенсаторных процессов за счет активизации сохранных функций. Под подготовкой к протезированию следует понимать применение комплекса мероприятий, направленных на устранение или коррекцию расстройств и деформаций опорно-двигательной системы, которые препятствуют или усложняют пользование протезно-ортопедическими изделиями. При подготовке к протезированию всегда учитываются клинические и индивидуальные особенности детей. Особенно важно начинать подготовительные мероприятия в ранние сроки после перенесенной ампутации. В этом случае подготовка имеет профилактическое значение, так как предупреждает развитие вторичных нарушений.
На данном этапе решаются следующие задачи:
1) увеличение подвижности в суставах усеченной и здоровой конечности;
2) подготовка мягких тканей культи к механическим воздействиям и давлению со стороны приемной гильзы протеза;
3) развитие силы и мышечно-суставной чувствительности мышц здоровой конечности;
4) коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие),
5) развитие способности к равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений;
6) увеличение двигательной активности, формирование двигательного опыта в соответствии с возрастными нормами развития;
7) формирование мотивации к освоению и пользованию протезно-ортопедическими изделиями.
Структура и содержание занятий обусловлены закономерностями изменения психофизиологических функций занимающихся. Это обусловливает выделение трех функционально взаимосвязанных частей. В подготовительной части решаются задачи обеспечения предпосылок для эффективной деятельности на протяжении занятия, создания благоприятного эмоционального фона, установление контакта педагога с детьми, мобилизация внимания и восприятия, повышение интереса, активизация вегетативных функций, повышение функциональной активности органов и систем, обеспечение психических и функциональных предпосылок для врабатывания организма. В основной части решаются образовательные, коррекционно-развиваюгцие и оздоровительные задачи, специфика которых обусловлена индивидуальными особенностями детей и этапом двигательной реабилитации. В заключительной части использование физических упражнений направленно на снижение физиологической активности органов и систем, уменьшение излишнего напряжения отдельных мышечных групп, снижение эмоционального возбуждения, уменьшение степени активности вегетативных функций и центральной нервной системы.
Наиболее распространенными средствами двигательной реабилитации являются гимнастические упражнения, так как они избирательно воздействуют на мышечные группы и обладают широким спектром влияния на организм детей.
Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики формирования тугоподвижности в суставах и контрактур. При разработке сгибательных контрактур локтевого сустава плечо укладывается на высокий столик горизонтально. Под локтевой сустав может быть положена мягкая прокладка. Левой рукой методист фиксирует плечо, правой выполняет редрессируюгцие сгибательно-разгибательные движения, постепенно увеличивая амплитуду. При этом плечо не должно подниматься. При редрессируюгцих движениях кости предплечья должны располагаться параллельно, если нет пронационно-супинационных контрактур. При пронационной контрактуре методист, правой рукой разгибая локтевой сустав, одновременно супинирует предплечье. В процессе выполнения редрессируюгцих движений необходимо, чтобы ребенок осуществлял произвольное напряжение соответствующих мышц, с целью увеличения эффективности упражнений.
Увеличение подвижности в плечевом суставе проводят в положении сидя. Одна рука методиста находится на надплечье, фиксируя его, другая захватывает культю плеча и выполняет редрессирующее движение в сторону ограничения движений, при этом надплечье не должно подниматься.
Упражнения для развития силы мышц культи и мышц, окружающих локтевой и плечевой суставы. Верхним конечностям свойствен большой объем сочетанных движений, который очень важно сохранить после усечения конечности и добиться хорошего функционального состояния окружающих мышечных групп. Движения правой и левой конечностью должны быть согласованными по усилию, амплитуде и напряжению. В процессе занятий сочетаются упражнения динамического и статического характера, а также упражнения с внешним сопротивлением.
Независимо от длины культи необходимо ее участие в различных движениях. Для развития силы мышц используются сгибание и разгибание в локтевом суставе, пронация и супинация, сочетанные движения, выполнение движений с сопротивлением, с дополнительным отягощением и т.д. Движения в плечевом суставе сочетаются с движениями в локтевом суставе.
Упражнения для развития силы мышц надплечий. Эти упражнения имеют большое значение при подготовке к пользованию протезами с тяговой системой управления и для сохранения правильной осанки. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, в динамическом и статическом режимах. Уделяется внимание подвижности надплечья не только на стороне усеченной, но и сохраненной конечности. Учитывая типичные нарушения осанки, развивающиеся после ампутации, внимание фиксируется на опускании надплечья, удержании его в среднем положении и т.д. Такие упражнения лучше выполнять перед зеркалом, что позволяет визуально контролировать положение надплечий. Используются сочетанные движения культи и надплечья, движения надплечий на стороне усечения и сохраненной конечности, круговые движения и т п.
Период обучения пользованию протезами верхних конечностей. Основной задачей этого периода является выработка нового динамического стереотипа, который формируется в результате образования условно-рефлекторных связей. Основываясь на данном положении, можно способствовать повышению функциональности протезирования, целенаправленно формируя соответствующие динамические стереотипы, например, самообслуживания, освоения бытовых и трудовые операций и т д. Обучение считается законченным, когда движения доведены до автоматизма.
Следует отметить, что формирование навыков пользования тротезами, как и вообще двигательных навыков, проходит три стадии. При обучении пользованию протезами верхних конечностей наибольшего внимания требует первая стадия, так как именно в этот период наблюдаются компенсаторные движения, которые в дальнейшем исправляются с большим трудом.
Особое значение занятия физическими упражнениями имеют для детей-инвалидов, перенесших ампутации обеих верхних конечностей, когда стоит задача максимального овладения функциональными возможностями искусственной конечности. После ампутации одной из конечности в большинстве случаев протез играет вспомогательную роль, поскольку сохраненная конечность компенсирует двигательные функции.
В методике обучения пользованию протезами верхних конечностей соблюдается определенная последовательность. В первую очередь осваиваются движения в проксимальных шарнирных соединениях протеза, например в локтевом шарнире протеза плеча, затем в дистальных шарнирах, в частности открытие и закрытие кисти. После ампутации обеих верхних конечностей на уровне одного и того же сегмента (на уровне плеч, предплечий) ведущим, т.е. выполняющим наиболее специализированные и точные действия, является правый протез (у правшей). После ампутации различных сегментов ведущим считается протез конечности, усеченной на более дистальном уровне.
Процесс обучения начинается с освоения навыков надевания протезов Следует помнить, что после вычленения конечностей в плечевых суставах для этого требуется посторонняя помощь. В остальных случаях надевание производится самостоятельно, разлрчными способами. При дефектах обеих верхних конечностей прстезы можно надевать поочередно, при этом сначала надевается протез на более длинную культю, затем на более короткую. Можно надевать оба протеза одновременно.
Следующим этапом при пользовании протезом плеча с тяговой системой управления является обучение сгибанию и разгибанию в локтевом шарнире, фиксации предплечья по отношению к плечу под различными углами, сгибанию, раскрытию и закрытию кисти, пассивной ротации кисти (в области сочленения кисти с узлом предплечья), а в протезах предплечья с тяговой системой управления — раскрытию и закрытию кисти, в некоторых конструкциях — фиксации пальцев в раскрытом положении, пассивной ротации кисти.
Обучение пользованию протезами при дефектах обеих конечностей производится как раздельно, так и вместе. Первые занятия по освоению протезов проводятся индивидуально. Сроки и результаты обучения зависят от состояния культи, уровня ампутации, качества изготовления и подгонки протезов, возраста и общего состояния ребенка, его целеустремленности и сознательного отношения.
В послеоперационном периоде после ампутации нижних конечностей занятия физическими упражнениями начинаются на следующий день после операции. Выполняются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, элементарные движения в суставах сохраненных конечностей и позвоночника. Послеоперационная гимнастика способствует профилактике легочных осложнений (бронхитов, пневмоний), нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии противопоказаний разрешается переход в положение сидя на кровати на 2—3 мин с помощью медицинского персонала, повороты на бок и др. С 3—4-го дня повышается интенсивность занятий и обеспечивается подготовка к вставанию. Пребывание в положении сидя разрешается 3—5 раз в течение дня по 10—15 мин. После односторонних ампутаций нижних конечностей разрешается вставание с опорой на костыли, перемещение с кровати на кресло-коляску, передвижение на ней в пределах палаты. При подборе гимнастических упражнений в послеоперационном периоде должны учитываться общее состояние, уровень и способ ампутации, причина ампутации, наличие осложнений и т.д. Активные движения в сохранившихся суставах усеченной конечности и упражнения в статическом режиме применяются со 2—3-го дня. Эти упражнения способствуют уменьшению послеоперационного отека и увеличению подвижности в суставах.
Выполнение упражнений для развития способности к равновесию и профилактики нарушений осанки начинаются после перехода в положение стоя на здоровой ноге. Первые 2—3 дня занятия продолжительностью 7—10 мин проводятся по 2—3 раза в день. В последующие дни время занятий увеличивается до 15—20 мин.
На 5—6-й день после операции двигательная активность расширяется с целью подготовки к ходьбе. В этот период для детей с дефектами нижних конечностей должны быть подобрань. костыли. Следует отметить, что неправильное пользование костылями неблагоприятно влияет на освоение ходьбы, задерживает формирование двигательного навыка, искажает походку, а также может явиться причиной парезов верхних конечностей вследствие сдавления сэсудисто-нервного пучка в подмышечной впадине. При пользовании костылями опора должна осуществляться главным образом на кисти, ограничивая опору на подмышечные впадины. Поэтому при подборе костылей, кроме их длины, болыпэе значение имеет высота расположения рукоятки, котарая определяется путем измерения расстояния от большого вертела до пола или от кисти (основания пятого пальца) до пола при согнутом локтевом суставе под углом 130—140°. Длина костылей определяется в положении стоя или лежа на ровной поверхности, измерением расстояния от подмышечюй впадины до пола (если лежа — до подошвы). Пользуясь костылями, необходимо сохранять правильную осанку. После подбэра костылей начинается обучение ходьбе, которая, как правило, осваивается быстро.
После снятия швов выполнение физических упражнений должно способствовать:
1) восстановлению оптимальной подвижности во всех ссхраненных суставах усеченной конечности, мобилизации максимальной подвижности в суставах сохраненной конечности и позвоночника;
2) развитию динамической и статической силы мышц, мышечно-суставной чувствительности усеченной конечности, совериенствованию равновесия, стоя на одной ноге и координации движений верхних и нижних конечностей;
3) формированию навыка хсдьбы с опорой на костыли с одно-сторонними дефектами нижних конечностей, правильной осанки, подготовке к предстоящему протезированию.
В период подготовки к протезированию все подготовительные мероприятия строятся в соответствии с характерными клиническими и анатомо-функциональными особенностями двигательного статуса ребенка и направлены на возможно полную компенсацию и восстановление нарушенных двигательных функций.
Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики формирования тугоподвижности в суставах и контрактур.
1. Движения усеченной конечностью в различных направления в положениях лежа, сидя и сто?.
2. Отведение и приведение, сгибание и разгибание культи при наличии дополнительного сопротивления со стороны методиста или в виде мешочка с песком, подвешенного мяча, эластичного бинта, закрепленного на здоровой ноге, и др. в положении лежа, сидя и стоя.
3. Скрестные движения культей в положении стоя (после ампутации одной нижней конечности), лежа на спине, сидя на стуле или гимнастической скамейке, лежа на боку.
4. Приведение культи с сопротивлением.
5. Круговые движения культей в тазобедренном суставе.
6. Сгибание и разгибание культи в коленном и тазобедренном суставах, упражнение «велосипед».
7. Удары культей по подвешенному воздушному шару, надувному или кожаному мячу, сидя или стоя.
Одновременно с гимнастическими упражнениями проводится устранение контрактур и тугоподвижности в суставах методом ручной редрессации — разработка движений в суставах методом пассивного увеличения эластичности мышц. Ручная редрессация при выраженных сгибательных контрактурах тазобедренного сустава осуществляется в положении лежа на спине, при этом сохраненная конечность согнута в тазобедренном суставе; отводящих контрактур — в положении лежа на стороне сохраненной конечности. При сгибательно-отводящих контрактурах ребенок лежит на спине, редрессирующее движение направлено назад и внутрь, при этом методист удерживает таз пациента от смещения. При незначительном или умеренном ограничении разгибания в тазобедренном суставе редрессации можно проводить в положении лежа на животе. При этом одной рукой методист прижимает таз ребенка к поверхности кушетки, другой охватывает снизу дистальный отдел культи и осуществляет разгибание в тазобедренном суставе.
При контрактурах коленных суставов наряду с гимнастическими упражнениями также проводятся ручные редрессации, которые выполняются в различных исходных положениях — лежа на животе, на спине, сидя. После их завершения целесообразно достигнутый результат закрепить с помощью различных фиксаторов (ортезов). Устранение контрактур наиболее эффективно в сочетании с физиотерапией, в частности тепловыми процедурами.
При коротких культях бедра внимание акцентируется на разгибании и приведении, так как развиваются сгибательные и отводящие контрактуры. При отведении культи назад, во избежании движений таза и туловища, необходима фиксация таза в положении лежа на животе мешочками с песком или путем ограничения движений методистом.
Упражнения для улучшения функционального состояния мышц культи, развития ее динамической и статической силы. С целью улучшения функциональных возможностей усеченных мышц культи используется фантомно-импульсивная гимнастика, основным содержанием которой являются упражнения с изометрическим напряжением мышц путем мысленного востроизведения движений отсутствующим сегментом конечности. В процессе мысленного воспроизведения движений напряжение мынц культи может сопровождаться движением в соответствующих суставах сохраненной конечности. Фантомно-импульсивная гимнастика способствует улучшению крово- и лимфообращения, обменных процессов в усеченных мышцах, развитию способности к дифференцированию мышечных усилий. При выполнении упражнений необходимо добиваться максимального напряжения мышц и его удержания в течение 2—3 с с последующим расслаблением. Попеременно осваиваются напряжение и расслабление мышцантагонистов, а также напряжение усеченных мышц культи в сочетании с движенниями всей конечностью в различных направлениях. Фантомно-импульсивная гимнастика проводится, как правило, в заключительно! части занятия в течение 5—10 мин, а также ежедневно 3—4 раза в день по 10—12 повторений для каждой мышечной группы.
Для развития силы мышц, окружающих тазобедренный и коленный суставы, упражнения выполняются в положении лежа, сидя или стоя. После ампутации на уровне бедра внимание акцентируется на развитии силы разгибателей культи и приводящих мышц. Важно одновременное участие этих мышечных групп в выполнении движений, так как это облегчает в дальнейшем пользование протезом. Наиболее интенсивное воздействие на эти мышешые группы необходимо осуществлять после ампутации обоих бедеэ, сочетая разгибание с приведением и внутренней ротацией бедра После ампутации на уровне голени необходимо развивать силу мынц разгибателей и сгибателей коленного сустава. Внимание акцентируется на тех движениях, которые необходимы при ходьбе на протезе. Например, после ампутации обеих голеней рекомендуется имитация ходьбы лежа или сидя. При разгибании в коленном суставе гроизвольно увеличивают напряжение сгибателей голени и расслабление икроножной мышцы; при сгибании в коленном суставе прошводят сокращение икроножной мышцы. Движения выполняют поочередно каждой культей. После ампутации на уровне стопы большое зяачение имеет фантомно-импульсивная гимнастика. Например, после ампутации но Шарпу или Гаранджо она заключается в изометэическом напряжении мышц культи, имитирующих сгибание и разгиэание пальцев.
7. Развитие способности к ориентированию в пространстве, равновесия и вестибулярной устойчивости.
Процесс обучения ходьбе на протезах начинается с овладения навыком его одевания и привыкания к нему.

Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте

При обучении ходьбе на протезе голени необходимо освоить специальные приемы сокращения икроножной мышцы в фазе переноса и расслабления ее в фазе опоры на протезированную конечность, что способствует правильному удержанию протеза на культе, улучшению регионального кровообращения и т.д. (рис. 7.1). Кроме того, в фазе опоры обучают сокращению сгибателей коленного сустава (рис. 7.2). При обучении ходьбе на протезе голени разделение на этапы, как это делается после ампутации на уровне бедра, не имеет четких границ. На первом же занятии дети обучаются удержанию вертикальной позы и ходьбе. Так как сохранен коленный сустав — это позволяет легко и быстро в течение 5—6-ти дней освоить управление протезом.
Обучение пользованию протезом бедра можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствуют частные задачи, способствующие достижению цели этапа. Однако решение некоторых частных задач осуществляется на протяжение всего периода обучения. Так, упражнения для адаптации мягких тканей культи к приемной гильзе протеза и для развития равновесия выполняются на всех этапах, с той или иной степенью акцента на них. Например, на первом этапе упражнения для адаптации тканей занимают большее место, чем на последующих этапах, а упражнения для развития равновесия и устойчивости на протезированной конечности больше применяются на Етором этапе. На первом этапе основное внимание уделяется обучению равномерному распределению веса тела на обе конечности и удержанию вертикальной позы, на втором этапе — обучению управлению протезом, на третьем этапе — обучению координирований ходьбе, приближающейся к ходьбе здорового человека.
Первый этап. Начинается с момента получения протеза. Цель — сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить из положения сидя в положение стоя.
Частные задачи
1. Создать представление о рациональном способе передвижения на протезе.
2. Обучить равномерному распределению веса тела на обе конечности в положении стоя у неподвижной опоры.
3. Добиться устойчивости вертикальной позы в положении стоя.
4. Обучить переходу из положения сидя в положение стоя и обратно.
5. Добиться перехода из положения стоя у неподвижной огоры в положение стоя без дополнительной опоры.
Примерные упражнения
1. Стоя у опоры перенос веса тела с одной ноги на другую,
2. Стоя у опоры перенос веса тела вперед и назад с приподниманием ног от пола.
3. Стоя у опоры сгибание и разгибание ног в коленном сусгаве (шарнире).
4. Маховые движения конечностью вперед-назад стоя боком у опоры.
5. Повороты и наклоны туловища стоя боком у опоры.
6. Равновесие на левой-правой ноге стоя боком у опоры.
7. Стоя лицом к опоре, выполнение приставных шагов вправо-влево.
8. Стоя лицом к опоре имитация ходьбы, не поднимая передний отдел стопы от пола.
9. Стоя лицом к гимнастической стенке, имитация ходьбы но лестнице (поочередная постановка ног на рейки).
10. Стоя без опоры перенос веса тела с ноги на ногу.
Второй этап. Критерием перехода ко второму этапу обучения юдьбе является способность удерживать равновесие на протезированной конечности при сохранении правильной осанки в течение 2—3 с. Цель этапа — сформировать умение ритмичной ходьбы в двухопорной фазе шага. Элементы шага включают: сгибание коленного шарнира, вынос протеза вперед, опору на пятку искусствекной выполнении упражнений максимальное напряжение мышц следует чередовать с их расслаблением.
Упражнения для мышц сохранившейся нижней конечности. На сохранившуюся конечность приходится большая нагрузка, нежели до ампутации, поэтому к ее мышечно-связочному аппарату предъявляются повышенные требования. Отсутствие целенаправленной подготовки сохранившейся конечности и увеличивающаяся нагрузка негативно сказываются на ее функциональном состоянии. В связи с этим используются специальные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата и профилактики плоскостопия и др. Обращается внимание на развитие возможности к произвольному расслаблению мышечных групп, которому необходимо обучать в различных исходных положениях: лежа, сидя, при ходьбе на костылях. Расслабление тех щи иных мышечных групп достигается при помощи потряхиваний, маховых упражнений и упражнений на растягивание мышц. Следует добиваться произвольного расслабления сохранившейся конечности при ходьбе на костылях и в дальнейшем на протезе, а также свободного, ненапряженного положения стопы. Дополнительное, легкое подошвенное сгибание стопы способствует уменьшению напряжения ее мышц.
Упражнения для развития координационных способностей. Выполнение этих упражнений способствует восстановлению координации движений ссхранившейся конечности и культи, развитию согласованности движений в различных звеньях опорно-двигательного аппарата.
1. Упражнения для развития способности к ориентированию в пространстве:
— передвижение с изменением направления по сигналу;
— акробатические упражнения;
— повороты в движении;
— малоподвижные игры с мячом.
2. Упражнения для развития способности к перестроению и комбинированию двигательные действий:
— выполнение упражнений в необычных исходных положениях;
— различного рода передвижения после необычных исходных положений или после выполнения двигательных действий;
— упражнения с балансированием предметами;
— преодоление различных препятствий.
3. Упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц:
— упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц культи и сохранной конечности;
— упражнения на расслабление мышц (потряхивание и махи свободной конечностью, выполнение упражнений в медленном темпе);
— диафрагмальное дыхание с фиксацией рук на опоре (на поясе, спинке стула).
Упражнения для коррекции нарушений осанки. Эти упражнения назначаются для профилактики нарушений осанки, а также предупреждения сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений. Применяются наклоны туловища, преимущественно для верхнегрудного отдела позвоночника, в сторону усеченной конечности, наклоны прогнувшись, сочетающиеся с движениями надплечийч! конечностей:
— лежа на животе передача мяча по полу (перекатывание);
— в положении сед наклоны и повороты туловища;
— в положении лежа на животе разгибание туловища в грудном и поясничном отделе позвоночного столба;
— лежа на спине наклоны туловища влево-вправо;
— лежа на животе, руки вверх, разгибание туловища в грудном и поясничном отделе позвоночного столба с последующим: наклоном влево и вправо;
— лежа на животе поднимание разноименной руки и ноги (культи);
— лежа на животе поочередное поднимание ног (культей). Этап обучения пользованию искусственной конечностью
начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изготовления лечебно-тренировочного или постоянного протеза. Основная задача этого периода — освоение элементов шага, выработка координированной, устойчивой походки. В процессе обучения ребенок должен научиться правильно надевать протез и его крепления, стоять с равномерным распределением веса тела на обе конечности, сохранять правильную осанку и т.д. Основные задачи этого этапа:
1. Формирование мотивации к освоению и пользованию протезно-ортопедическими изделиями.
2. Развитие способности к дифференцированию мышечных усилий, кожно-кинестетического восприятия и тактильных ощущений культи для управления протезом.
3. Улучшение крово- и лимфообращения в культе.
4. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц, адаптация мягких тканей культи к нагрузке в положении стоя, а также к изменяющимся нагрузкам при передвижениях.
5. Увеличение подвижности в суставах усеченной конечности.
6. Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий.
14—1900 стопы, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез. Четырем элементам шага соответствуют четыре фазы управления протезом. В первой фазе сгибание в коленном шарнире достигается движением культи вперед. Вторая фаза осуществляется за счет дальнейшего выноса культи вперед, пока под действием голенооткидного механизма не произойдет разгибание коленного шарнира. Переходя к третьей фазе, необходимо опереться на пятку искусственной стопы и при этом выполнить движение культей назад, нажимая на заднюю стенку приемной гильзы. В четвертой фазе шага, продолжая опираться культей на заднюю стенку приемной гильзы, следует перенести вес тела на протез, совершая одновременно перекат с пятки на носок.
Частные задачи
1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении тазобедренного сустава.
2. Добиться полного переката стопы с задней части на переднюю.
3. Добиться симметричности длины шагов.
4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здоровую ногу.
5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохранения правильной осанки во время ходьбы.
6. Добиться равномерности и ритмичности походки.
Примерные упражнения
1. Стоя лицом к опоре, перекаты с пятки на носок.
2. Стоя лицом к опоре, сгибание-разгибание ног в коленном шарнире.
3. Сгибание-разгибание протеза в коленном шарнире, стоя боком к опоре или с опорой на трость.
4. Стоя боком к опоре, сгибание протеза в коленном шарнире, вынос протеза вперед и постановка его на пятку, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез, шаг вперед- назад.
5. Стоя боком к опоре, выпады вперед.
6. Повороты налево-направо стоя у опоры.
7. Ходьба вдоль гимнастической стенки приставным шагом.
8. Ходьба между гимнастических брусьев.
9. Ходьба при помощи ходунков.
10. Ходьба с костылем, двумя или одной тростью перед зеркалом.
11. Ходьба по отметкам, нанесенным на полу, на расстоянии среднего шага ребенка.
12 Ходьба под метроном, музыкальное сопровождение или слет перед зеркалом.
13. Передвижения по гимнастической стенке.
Критерием возможности перекода к третьему этапу обучения является координированное выполнение шаговых движешй обеими ногами при сохранении равновесия и правильной осанку.
Третий этап. На данном этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражнения, направленные на формирование дополнительных вариантов ходьбы в различных внешних условиях.
Примерные упражнения
1. Ходьба приставным шагом по гимнастической стенке.
2. Ходьба с изменением скорости, поворотами и остановками.
3. Ходьба через барьеры и препятствия.
4. Ходьба с мешочком песка на голове.
5. Ходьба, толкая мяч протезой.
6. Ходьба с манипулированием предметами.
7. Ходьба по лестнице.
8. Ходьба без зрительного контроля.
9. Передвижение на самокате, лыжах, финских санял.
Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со стороны культи. Длительность третьего этапа зависит от физической подготовленности ребенка, его возраста, качества изготовления протеза и других причин. Общая продолжительность периода обучения ходьбе на протезе бедра составляет несколько недель.
Обучение ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер происходит также в три этапа. Внимание акцентируется на формировании вертикальной позы и равномерном распределения веса тела на обе конечности. На первом этапе обучения обязательно используется дополнительная опора (брусья трости), в дальнейшем осваивается навык удержания вертикальной позы без дополнительной опоры, после чего начинается освоение шагов. Первый шаг должен выполняться протезом на стороне более длинной и сильной культи. В фазе переноса, например, правой конечности вес тела приходится на левую конечность и трость в правой руке, которую ставят несколько впереди протеза, и в меньшей степени — на левую трость, которая служит для отталкивания. Необходимо передвигаться несколько наклонив вперед туловиде, голову держать прямо. Обучение ходьбе производится индивидуально под контролем методиста, при этом уделяется внимание освоению элементов самостраховки, правильному падению, вставанию с пола И т.д.
Процесс освоения протезно-ортопедических изделий сопровождается отклонениями от свойственной здоровому человеку техники ходьбы. В частности, типичными являются такие ошибки, как наличие лишних, компенсаторных, движений, искажение пространственных и временных параметров движений, например несвоевременное начало следующего шага, несвоевременность переноса веса тела с протеза на ногу, что приводит к излишним мышечным усилиям, искажению общего рисунка и ритма ходьбы.
Наиболее типичные двигательные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах:
1) недостаточное сгибание протеза в коленном шарнире;
2) отсутствие симметричности шагов;
3) несвоевременность переноса веса тела вперед на протез или здоровую ногу;
4) выполнение шага за счет движения тазом, а не культей;
5) возвращение вынесенного вперед протеза несколько назад перед постановкой пятки на поверхность;
6) чрезмерное или недостаточное движение руками при ходьбе.
Для предотвращения возможных ошибок в качестве одного из методических приемов могут использоваться различные виды оказания физической помощи (Евсеев С.А, 2002) Так, фиксация применяется для удержания ребенка в промежуточном положении при выполнении шагов и способствует формированию вертикальной позы. В процессе ходьбы для обеспечения безопасности ребенка и повышения его уверенности в собственных силах осуществляется поддержка за подмышечные области. Для выполнения с наименьшими физическими усилиями нескольких шагов подряд на втором этапе обучения применяется проводка, т. е. сопровождение ребенка по ходу выполнения движений. Возникающие в процессе проводки кинестетические ощущения способствуют более быстрому освоению рациональной техники передвижения. Кроме того, действенным приемом предупреждения искажений техники является заблаговременное сообщение о возможных ошибках при ходьбе, а также выполнение шагов перед зеркалом с целью получения срочной информации и немедленного исправления недостатков.

Назад Оглавление Далее