Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

3.3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

3.3.1. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода)

Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих детей дошкольного возраста выявили значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей.
Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос») (Шапкова Л.В., 2002).
Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей (рис. 3.1).
Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит

Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

в те же периоды жизни, что и у здоровых детей — с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств неслышащих детей дошкольного возраста.
Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.
В табл. 3.1 представлены средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школьников.

Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха

Средства коррекции функции равновесия

Упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии):
1) ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
2) ходьба по кругу (в обоих направлениях);
3) ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
4) стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть);
5) ходьба по дощечкам («кочкам»);
6) ходьба на лыжах по ковру;
7) ходьба на коньках по ковру;
8) езда на велосипеде (самокате).
Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту от 10—15 см до 40 см):
1) ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями;
2) ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;
3) балансировка на набивном мяче (полупеньке). Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см):
1) «Школа мяча»;
2) элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.

Средства коррекции вестибулярной функции

Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды, движения):
1) движения глаз;
2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
3) повороты головы при наклоненном туловище;
4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
5) кувырки вперед, назад;
6) вращение вокруг шеста, держась за него руками;
7) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);
8) подскоки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):
1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
2) резкая остановка при выполнении упражнений;
3) остановка с изменением направления движения;
4) прыжки со скакалкой с изменением темпа.
Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами:
1) ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком);
2) кувырки;
3) кружение;
4) наклоны и повороты головы;
5) стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).

Примечание: дозировка упражнений регламентируется методическими рекомендациями для глухих детей дошкольного возраста.

Достаточно большой перечень упражнений требует систематизации. Наиболее эффективным и апробированным способом их распределения является использование комплексов упражнений направленного воздействия: из трех занятий в неделю по 30—40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно — коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.
Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартном оборудовании — дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние.
Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с. В табл. 3.2 представлены упражнения и их примерная дозировка для глухих детей 4—7 лет.

Средства коррекции вестибулярной функции

Средства коррекции вестибулярной функции

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, и* интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка (табл. 3 3). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.

Таблица 3.3
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств круговым методом для детей 6—7 лет

Содержание Дозировка Время отдыха между станциями
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м 1 раз 15-20 с
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх 6—8 раз 20-25 с
Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы 8-10 раз 25-30 с
Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты 1 раз 20-25 с
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры 8-10 раз 15-20 с
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине 4—8 прыжков 25-30 с
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх 6—8 раз 35-50 с

Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин. Представленные в табл. 3.4 и 3.5 комплексы не являются обязательными в каждом занятии, используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.
Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 4—5-летних — 10—15 с, у 6—7-летних — 25—30 с и более, пройденное расстояние для 4—5-летних — 3—4 м, для 6—7-летних — 5—6 м.

Таблица 3.4 Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия

№ п/п Содержание Кол-во подходов Кол-во повторений
4-5 лет 6-7 лет
1. Стойка на носках, руки внизу 3 Юс 15 с
2. Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу 4 10 с 15 с
3. Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15-25 см 3 2—3 м 3—5 м
4. Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу 3 2 м 3 м
5. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз 3 3—4 м до 5 м
6. Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх 3 2-3 м 3 м
7. Бег вверх-вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке 3 3—4 м 4—5 м
8. Ходьба по лестнице из разновысоких кубиков 3 8-10 раз 10-12 раз
9. Балансировка на набивмых мячах (3 кг) 3-5 10-15 с до 30 с
10. Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны 1-2 2-3 м 4—5 м

Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8—10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.
Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции.
Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Например, обучать кувыркам нужно на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Весь комплекс рассчитан на 15 мин и используется в начале основной части занятия (табл. 3.5).

Таблица 3.5

№ п/п Содержание Кол-во подходов Кол-во повторений в
одном подходе
    4-5 лет 6-7 лет
1. Ходьба и бег с остановками по сигналу   1,5—2 мин 2 мин
2. «Челночный» бег 3-5 8 м 10 м
3. Подскоки с остановкой по сигналу   1,5—2 мин 2 мин
4. Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону   1,5—2 мин 2 мин
Ь. Кувырки вперед с открытыми глазами 3 4 5
6. Кувырки вперед с закрытыми глазами 3 4 5
7. Кувырки с последующей ходьбой по линии 3 4 5
8. Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии -2 4 5
У. Перекат со спины на живот «бревнышко», глаза открыты 2 4—5 м 5—6 м
10. То же, глаза закрыты 2 4—5 м 5—6 м
11. «Бревнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке) 2 4—5 м 5—6 м
12. Прыжки со скакалкой с язменением темпа 3 10-15 с 15-30 с

Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловища, поворотами на 180°, 360° как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений.
Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизируя тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.
Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т. е. включать в работу различные сенсорные системы.
При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:
1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательныХкСпособностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с обгцеразвиваюгцими и профилактическими;
3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы