Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

6.2. Методы двигательной реабилитации

6.2.1. Развитие методов двигательной реабилитации

Основы отечественной школы реабилитационного лечения и методики обучения ходьбе пациентов с нарушением локомоции были разработаны в послевоенные годы В.Н. Мошковым (1946). Они включали физическую подготовку, тренировку удержания вертикальной позы и обучение элементарным приемам техники ходьбы. Актуальность создания и широкого внедрения этих методик была обусловлена большим числом инвалидов Великой Отечественной войны, утративших способность к самостоятельному передвижению в результате огнестрельных ранений и контузий спинного мозга. В дальнейшем методика была дополнена В.М. Угрюмовым (1964), который определил задачи реабилитационного лечения в зависимости от обратимости неврологической симптоматики после осуществления нейрохирургических операций (декомпрессия СМ) и детализировал методику для пациентов со спастическими и вялыми параплегиями и парапарезами.
На основе обратимости В.М.Угрюмов разделил пациентов на 3 группы: 1) с полным восстановлением проводимости СМ; 2) с частичным восстановлением; 3) без восстановления. В соответствии с этим были сформулированы задачи реабилитационного лечения: 1) восстановление утраченных двигательных функций; 2) компенсация утраченных функций за счет сохранных; 3) поддержание функционального состояния пациента на стабильном уровне, предотвращение атрофии и вторичных осложнений.
При спастических парапарезах обучение ходьбе проводилось в фиксирующих аппаратах с корсетом и иммобилизацией тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. По мере наращивания силы мышц спины, живота (образование «мышечного корсета») и ног механические корсеты заменяли на «полукорсеты» и постепенно устраняли приспособления, фиксирующие суставы. Сохранившиеся произвольные движения ног усиливали тренировкой, осуществлявшейся как в ходьбе, так и специальными упражнениями силовой направленности. Параллельно обучению и тренировке ходьбы для пациентов с выраженной спастичностью мышц использовали упражнения, снижающие спастический синдром и создающие навык «управления спастикой».
Для пациентов с вялыми плегиями или папарезами в начале обучения также использовали аппараты и жесткие корсеты, обеспечивающие опороспособность нижних конечностей. По мере овладения техникой ходьбы и укрепления паретичных мышц жесткие корсеты заменяли облегченными и постепенно переходили на ходьбу без фиксирующих аппаратов.
Дальнейшее развитие методики обучения ходьбе связано с работами Т.Н. Транквиллитати (1965, 1970, 1976). Особенностью методики было раннее начало реабилитационного лечения — гимнастические занятия назначались с первой недели после операции. Кроме интенсивных гимнастических упражнений, обеспечивающих укрепление мышечного корсета, использовали специальные упражнения — попеременное подтягивание ног за счет произвольного сокращения мышц живота, спины, плечевого и тазового пояса, т.е. мышц, иннервируемых сегментами СМ выше зоны поражения; в дальнейшем эти упражнения становились основными и повторялись комплексами по несколько раз в день. После укрепления OCHOBHOIX групп мышц за счет интенсивных физических упражнений приступали к обучению технике ходьбы, включавшему ряд последовательно усложняющихся этапов:
1) освоение начальных элементов ходьбы на брусьях (перекладины брусьев обеспечивают жесткую опору для рук);
2) тренировка ходьбы в подвижных манежах, с костылями или «ходунками» с четырьмя опорными ножками;
3) ходьба с опорой на «канадские палочки» или инвалидную трость по ровной поверхности;
4) ходьба с дополнительной опорой по лестнице.
На начальном, а при необходимости и на последующих этапах для больных с высоким поражением СМ и со спастической нижней плегией использовали жесткие корсеты, шинно-гильзовые аппараты с шарнирным сочленением, позволяющим сгибать конечности, и ортопедическую обувь. В зависимости от уровня поражения и функционального состояния пациента применяли три варианта обучения передвижению (табл. 6.14).

Таблииа 6.14
Обучение ходьбе в зависимости от уровня поражения и функционального состояния пациента (по Транквиллитати Т.Н., 1Э65, 1970, 1976; цитируется по Беляеву В.И., 2001)

№ п/п Особенности пациентов Условиявыполнения Последовательность выполнения шага
1. Анкелозы или .тугоподвижностьв тазобедренных или коленных суставах; невозможность раздельного выноса ног С опорой набрусья, накостылях илидругих опорных приспособлениях 1. Установка рук наогсре 2. Перенос обеих ног вперед 3. Перемещение рук вперед 4. Перенос обеих ьог
2. Параплегия или парапарез; пациент к*ожет засчет подьятия плеча отсрвать ногу от пола На брусьях, подвижных манежах, спомощью костылей, «канадских палочек» или трости 1. Перенос левой ноги засчет сокращения м>ш_цспины, тазового пояса иповорота левого плгча 2. Передвижение левой руки по перекладине, при поднимание правого плеча и перенос правой ноги
3. Поражение СМ на грудном или поясничюм уровнях (вялаяили спастическая параплегия, парапарез); пациент способен приподнять ногу от пола на 3—4 см и перенести ее, осуществляя шагательное движение На брусьях, подвижных манежах, с помощью костылей, «канадских палочек» или трости При хорошей физической подготовке неиспользуются занятия на брусьях Перекрестный способлевая рука — правая нога: отжимание левой рукой от опорного приспособления, пэиподнимание правого n.ie'E, отрыв правой ноги о"пола и перенесение ег вперед — те ж едвижения правой руке? и левой ногой

Дальнейший вклад в развитие методов реабилитационного лечения был внесен В.И.Дикулем (1988, 1990, 1992). Разработанная им система реабилитации включает группу методик, осуществляемых с помощью оригинальных приспособлений: силовую тренировку мышц конечностей и тазового пояса на тренажере с блочной системой (тренажер Дикуля), тренировку вертикальной позы в аппарате с коленоупорами, этапное обучение ходьбе с использованием специальной обуви (сапожок Дикуля), электростимуляцию паретичных мышц.
Алгоритм развития силы мышц на тренажере с блочной системой состоит в следующем: начальные тренировочные упражнения для паретичных мышц проводят с противовесами, позволяющими облегчить мышечное сокращение, по мере увеличения силы мышц противовесы уменьшаются, затем проводят занятия без противовесов, после чего переходят к тренировкам с постепенно возрастающим отягощением. Блочная система с противовесами позволяет дозировано изменять нагрузку, а детально разработанные упражнения обеспечивают тренировку практически любых мышечных групп. Продолжительность ежедневных занятий по методу Дикуля составляет для разных категорий пациентов от 2 до 8 ч, средняя продолжительность курса — от 3 мес до года.
В конце 1980-х гг. в Москве был создан Центр восстановительного лечения для пациентов с поражением спинного мозга, в котором получили лечение 7 тыс. пациентов, 4,5 тыс. освоили методику самостоятельно. Одновременно была создана система обучения методистов, налажено производство специального оборудования.
В те же годы А.А. Сметанкиным и О-В. Богдановым (1990) разработана и внедрена в производство и медицинскую практику (сеть реабилитационных центров) методика регуляции различных физиологических функций с помощью приборов с биологической обратной связью (БОС). Метод основан на регистрации и представлении в виде слухового или визуального сигнала дефектной функции (применительно к пациентам с плегиями это слабость дыхательной мускулатуры, повышенный тонус или слабость различных мышечных групп, слабость сфинктеров и т.д.) с целью ее контроля и тренировки. На основе БОС созданы видеоигры, позволяющие длительно концентрировать внимание ребенка на напряжении тренируемой мышечной группы. Метод позволяет обучать детей старше 4 лет напряжению отдельных мышц (например, ягодичных, двуглавых мышц бедра и т.д.) и целенаправленно тренировать функционально важные либо ослабленные мышечные группы; условием использования метода является наличие минимальной э/ектрической активности. Згнятия по методикам БОС проводятся стационарно либо амбулаторно в центрах БОС, 2—5 раз в неделю по 15—40 мин, длительнссть курса 15—25 занятий.
Многолетний опыт восстановительного лечения пациентов с травмой спинного мозга Института лирургии НУ. А.В.Вишневского, Института нейрохирурпи им. Н.Н. Бурденко и Городской клинической больницы № 19 г. Москвы обобдил В.И.Беляев (2001), предложивший алгоритм лечения для пациентов с поражением СМ.
В качестве цели комплексного вэсстановительного лечения выдвигается освоение «устойчивой ходьбы, в ее достижении последовательно осуществляются три этапа (табл. 6.15).

Таблица 6.15
Алгоритм лечебно-восстановительного процесса больных с травмой спинного мозга (по Беляев/ В.И., 2001)

Этапы лечения Параллельные лечебно-восстановительные мероприятия
Оздоровительио- восстановительные Лечебно- электро- стимуляциоиные Реабилитационно- двигательные
1.
  1. Массаж.
  2. Инструментальная вибрация.
  3. Гипербарическая оксигенация
  1. Медикаментозное и ЭС — лечение.
  2. Противоболевая ЭС
  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Пассивная гимнасткка конечностей
2.
  1. Пассивное растяжение мышц.
  2. Активная гимнастика со спортивными снарядами
  1. ЭС мышц конечностей.
  2. ЭС мышц спины и живота
  1. Ортостатичесюе тренировки.
  2. Тренировки удержания вертикальной позы
3.
  1. Гимнастические упражнения с использованием тренажера с блочной системой
  1. Многоканальная ЭС
  1. Специальная подготовка и обучение технике ходьбы.
  2. Тренировка ходьбы с опорными приспособлениями

На начальном этапе основное внимание уделяется медикаментозному и оздоровительному лечению, включая массаж и использование инструментальных методов — вибрации и гипербарической оксигенации. Двигательный режим ограничен дыхательной гимнастикой и пассивными упражнениями для конечностей; широко используется электростимуляция органов и систем организма (компенсация дыхательной недостаточности, купирование боли, снижение трофических расстройств).
На втором этапе используются пассивные и активные гимнастические упражнения, в том числе со спортивными снарядами; активно применяется электростимуляция мышц конечностей, спины и живота; проводятся ортостатические тренировки и тренировки удержания вертикальной позы.
Содержанием третьего, заключительного, этапа комплексного лечения являются интенсивная силовая тренировка на тренажере с блочной системой, многоканальная электростимуляция, обучение технике ходьбы и ее тренировка с различными опорными приспособлениями. Эту систему реабилитационного лечения пациентов с плегиями на сегодня можно считать официально признанной.
Результатом 25-летнего труда коллектива ЦНИИ протезирования под руководством А.С. Витензона стал метод искусственной коррекции патологической ходьбы. Метод состоит в функциональной электростимуляции мышц ног, осуществляемой во время ходьбы в соответствии с фазами шагового цикла. Программируемая стимуляция подается на ослабленные группы мышц, синхронизация фаз цикла производится с помощью гониометрической системы по углам в коленных суставах. Ежедневные продолжительные (не менее 30 мин) тренировки позволяют увеличить силу сокращения паретичных мышц, корригировать последовательность их включения и продолжительность активности (Витензон А.С, 1998; Витензон А.С. с соавт., 1999; Миронов Е.М., 1986, 1999, 2000), обеспечивая изменение стереотипа ходьбы.
Метод может применяться у пациентов, сохранивших возбудимость мышц и подвижность суставов, достаточную для осуществления шагания, способных к поддержанию вертикальной позы и самостоятельного передвижения с внешней поддержкой на расстояние не менее 15 м.
Метод динамической проприоцептивной коррекции разработан в Институте медико-биологических проблем для компенсации гипокинезии в условиях невесомости Он основан на использовании специально сконструированного костюма («Пингвин»), создающего осевую нагрузку и компенсирующего дефицит опорной и проприоцептивной информации (Афанасенко и др., 1992). Метод оказался эффективным для коррекции двигательных расстройств при детском церебральном паэаличе и последствиях спинно-мозговой травмы, его корригирующей эффект обусловлен воздействием потока афферентной информации на центральную нервную систему, в первую очередь на спинной мозг.
В 1989 г. в Канаде для лечения парализованных пациентов был предложен метод тренировки ходьбы в подвесной парашютной системе (Barbeau Н.,1989). С помощью частичной вертикальной разгрузки пациентам создавали условия для безопасного поддержания вертикальной позы и облегченные условия для ходьбы. Установлено, что спинной мозг человека определешым образом распознает сенсорную информацию, связанную с вертикальной (гравитационной) нагрузкой. В норме перенос веса тела на опорную ногу создает временную разгрузку безопорной ноги и эблегчает ее перенос. Сходным образом вертикальная разгрузка в парашютной системе создает облегченные условия для шагания обеих ног Экспериментально установлено, что вертикальная разгрузка на 40% от веса тела пациента является оптимальной.
Революционным оказалось объединение вертикальной разгрузки в подвесной системе и тренирэвок на тредмиле (бегущая дорожка), получившее название тредмил-терапии с частичной вертикальной разгрузкой (Stewart J.E. с соавт., 1989; Wernig А., Muller S-, 1992; Barbeau Н. Rossignol S-, 1994; Wernig А. с соавт, 1995; Dietz V. с соавт., 1994, 1995, 1993). Для проведения тренировочного занятия парализсванного пациента помещают в подвесную систему, расположенную над тредмилом, вертикальная разгрузка обеспечивается механической блочной или пневмосистемой. Справа и слева от пациента располагаются два методиста, пассивно осуществляющие «шагаьие» ног пациента, длительность процедуры составляет 20—40 мин В ходе тренировочных занятий пассивное «шагание» последовательно сменяется пассивно-активным, активным с помощью, а затем — активным шаганием. Тренирующий эффект тредмил-терапии связывают с систематической а<тивацией спинальных локомоторных генераторов, осуществ/яемой через афферентный вход — от рецепторов (мышечных, кожных, суставпых) ног, совершающих ритмические движения.
Эффект тредмил-терапии может усиливаться дополнительным использованием фармакологической стимуляции локомоторных возможностей. Использование на фоне интеїсивньїх тренировок на тредмиле препаратов клонкдина и цкпрогептадина (в дозах ниже Іерапевтических) улучшает качество ходьбы за счет снижения спастической и усиления локомоторной активности (Fung J. с соавт.,1990).
Детальный анализ методов реабилитации, используемых в ведущих реабилитационных центрах Канады и США (Barbeu Н., 1998), показал наибольшую эффективность сочетания тренировки на тредмиле с вертикальной разгрузкой в парашютной системе по сравнению с традиционными методами реабилитации. По данным A Wernig, проанализировавшим результаты тредмил-терапии более чем у 1200 парализованных, эффективность метода составляет около 70%, улучшение общего состояния наблюдалось у всех пациентов, случаев ухудшения не отмечено. Высокая эффективность метода у пациентов с неполной плегией отмечена многими авторами (A Wernig, V. Dietz, Н. Barbeau, V.R. Edgerton и др.), причем при использовании не только в раннем, но и в позднем периоде травматической болезни. Те же авторы отмечают отсутствие двигательного прогресса у пациентов с полной плегией.
Другим направлением в лечении параплегии стало развитие методов электростимуляции спинного мозга (ЭССМ). С 1970-х гг. ЭССМ использовалась как противоболевое и противоспастическое средство (Лившиц Л.Я., 1976; Лившиц АВ, 1990), с 1984 эпидуральная ЭССМ стала использоваться для восстановления двигательной активности у пациентов с плегиями на базе СПбНИИ фтизиоиульмонологии под руководством Ю.Т. Шапкова и А.Е. Гарбуза, с 1993 под патронажем К.Н.Коваленко началось использование ЭССМ у детей. Результатом этих работ стало создание метода ЭССМ с эффектом шагания ног (Шапков Ю.Т. и др.,1995; Шапкова Е.Ю. и др., 1996).
Метод заключается в инициации поочередных шагоподобных движений ног эпидуральной либо накожной электростимуляцией «локомоторной зоны» поясничного утолщения. Процедуры осуществляются в положении пациента лежа на спине с подвешенными в облегченном положении ногами, т.е. не требуют поддержания вертикальной позы. Параметры ЭССМ (частота, сила стимула) подбираются индивидуально, по достижению двигательного эффекта: поочередности движений ног и их наибольшей амплитуде. Длительность процедуры 40 — 180 мин, средняя продолжительность курса 2,5—3 мес, при необходимости используются повторные курсы ЭССМ с интервалом 6—9 мес, для хронически парализованных пациентов возможна хроническая электростимуляция с использованием имплантируемого подкожно радиочастотного микростимулятора.
Тренирующий эффект метода обусловлен возможностью вызывать продолжительные, интенсивные, максимально приближенные к естественным,шагоподобные движения ног у пациентов, полностью или частично утративших произвольный контроль движений. Вызванная ЭССМ шагоподобная активность может продолжаться длительное время (до 2—3 ч) без признаков утомления, напротив, с выраженным эффектом потенциации — увеличением амплитуды движений. После прекращения стимуляции наблюдается снижение спастической активности и облегчение произвольных движений у пациентов, способных к ходьбе, выявлено выраженное облегчение ходьбы. Кумулятивный эффект включает улучшение чувствительности, контроля функции тазовых органов, восстановление объема мышечной массы, изменение тонуса мышц (снижение при повышенном и повышение при низком), восстановление ходьбы у пациентов с неюлной плегией и прогресс двигательных функций разной степени, позволяющий перевести 70% пациентов из категории «полная плегия» в разряд «неполная».
Дополнительным методом стимуляции снинного мозга стала проприоспинальная стимуляция спинальных локомотэрных центров (Шапкова Е.Ю.,1997). Метод состоит в инициации шагоподобных движений ног энергичными ритмичными движениями рук, имитирующими движения рук при беге, и осуществляется в голожении пациента лежа на спине или в вертикальном положении в подвесной парашютной системе. Вызванные движения ног появляются после нескольких циклов движений рук уже на первом-третьем занятиях. Стимуляции проводят несколько раз в день по 10—5 мин.
Метод основан на наличии онтогенетически древних связей между шейным и пояснлчным утолщениями спинного мозга человека, обеспечивающих координацию движений верхних и нижних конечностей, аналогично координации передних и задних конечностей у тетрапедальных животных. Метод прост, не требует сложного оборудования и исключительно эффективен для пациентов с плггиями, включая полные плегии, обеспечивая пациенту минимальную самостоятельную двигательную активность.
Таким образом, к настоящему времени отечественными и зарубежными школами реабилитации накоплен значительный арсенал средств и методов реабилитационного лечения пациентов с плетнями. Существующие методы можно условно разделить на традиционные, включающие массаж, лечение положением, пассивные и активные движения ног, активные упражнения для сохранных мышечных групп, ходьбу с дополнительной опорой; дополнительные технические методы— оксибаротерапия, инструментальная вибрация, электростимуляция паретичных мышц; тренажерные методы — велотренажер, тренажер для тренировки вертикальней позы, тренировка паретичных мышц с помощью биологической обратной связи и т.д.; специальные методы стимуляции локомоторной активности, включающие программируемую электростимуляцию мышц в ходьбе, ходьбу в подвесной парашютной системе, тренировку на тред миле, фармакологическую стимуляцию локомоторных возможностей, инициацию локомоторной активности естественной проприоспинальной стимуляцией и электростимуляцией спинного мозга.

Назад Оглавление Далее