Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

6.2.2. Традиционные методы

Гимнастическими, по определению В.П. Правосудова (1980), называются упражнения, характеризующиеся искусственным сочетанием движений и выполняемые из определенных исходных положений с точно определенными траекторией, амплитудой и скоростью.
Гимнастические упражнения классифицируются по следующим признакам:
® анатомическому — упражнения для мышц спины, конечностей и т.д.;
® методической направленности — для развития мышечной силы, подвижности в суставах, координации движений, улучшения функции дыхания, сердечно-сосудистой системы и т. д.;
© характеру работы мышц — статические и динамические;
в характеру активности — активные упражнения (выполняемые самим пациентом), активно-пассивные движения (выполняемые пациентом с внешней помощью) и пассивные (выполняемые методистом).
По характеру решаемых задач физические упражнения, применяемые при лечении пациентов с плегиями, можно условно разделить на три группы.
1. Упражнения общетонизирующей направленности. Они включают активные движения для сохранных групп мышц, обеспечивающие доступный уровень двигательной активности и тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
2. Упражнения профилактической направленности. Включают активные и пассивные движения, используемые для профилактики осложнений. Комплексы упражнений дыхательной гимнастики в остром периоде травматической болезни являются профилактикой застойных пневмоний. Позднее, в промежуточном периоде, упражнения с акцентированным дыханием используются для активизации дыхательной мускулатуры и профилактики снижения дыхательного объема. Пассивные и пассивно-активные движения в суставах являются профилактикой контрактур; пассивные диижения при полных плегиях используют для предотвращения пролежней; ранняя верти кал и за ция пациента является профилактикой развития остеопороза и т.д.
3. Специальные упражнения, воздействующие на двигательный дефект. Двигательным дефектом при полных плегиях является отсутствие управляемости, при неполных — снижение силы мышц. В соответствии с этим все упражнения, направленные на восстановление управляемости и развитие силы паретичных мышц, рассматриваются как специальные. При выявлении вторичных дефектов, например контрактур, упражнения для восстановления подвижности в суставах становятся специальными.
Специальные упражнения могут включать упражнения с отягощением (преодоление сопротивления методиста, использоваьие эспандера, резинового бинта), приседания, упражнения на тренажерах (велотренажер, степлер, тренажер с блочной системой), упражнения с биологической обратной связью для развития статических и динамических напряжений.
При спастических нижних парапарезах ведущим двигательным дефектом может быть не снижение силы, а нарушение координации между активностью мышц-сгибателей и разгибателей. В этом случае специальными также будут упражнения на расслабление мышц и формирование координации между мышцами — функциональными антагонистами.

Организация, продолжительность и формы проведения занятий

Комплекс лечебной гимнастики назначают в соответствии с Диагнозом, возрастом и функциональными возможностями ребенка; по мере освоения упражнений комплекс расширяется за счет включения новых упражнений специальной направленности и увеличения числа их повторений. В условиях стационара занятия проводятся преимущественно индивидуально, в палате или в кабинете реабилитации (предпочтительно). Продолжительность и место гимнастических упражнений в режиме дня могут сильно варьировать в зависимости от содержания и распорядка других реабилитационных мероприятий. В ряде случаев упражнения специальной направленности выделяют в отдельную процедуру (занятие в кабинете БОС или на тренажерах проводят в соответствии с расписгнием). Обычно занятия с методистом продолжительностью около 40 мин проводят один раз в день, в первой половине дня Рекомендуется проведение второго занятия полной длительности (60—90 мин) в вечернее время с методистом либо родителями пациента и повторение основных упражнений комплекса 4—6 раз в течение дня (по 12—15 мин).
Пациенты с плегиями, как правило, не способны к самостоятельной интенсивной двигательной активности, поэтому увеличение нагрузки обеспечивается увеличением продолжительности при умеренной интенсивности занятия. Психофизические особенности детского возраста (быстрая утомляемость, невозможность продолжительной концентрации внимания, неприятие длительной монотонной деятельности) диктуют необходимость частой перемены деятельности и использования в занятиях игр или элементов игры. Например, ребенок 3—5 лет выполнит поочередное сгибание ног более эффективно, если при этом будет катать мишку и зайчика (кукол, машинки разных моделей и др.), закрепленных в области коленных или голеностопных суставов, устраивать между ними соревнования и т д.
Эмоционально более насыщенными являются групповые занятия, на которых 4—6 пациентов объединяют по возрасту либо двигательным возможностям; при этом для каждого ребенка с полной плегией или глубоким парапарезом (либо младшего возраста) и для детей с тетрапарезами необходим сопровождающий (родственники или персонал), обеспечивающий индивидуальную помощь и страховку. Исключительно важными условиями успешности групповых занятий являются наличие в группе положительного лидера, настроенность детей и их родителей на позитивные сдвиги, поощрение любых успехов. Положительный пример, совместные игры, здоровая соревновательность и доброжелательная обстановка позволяют проводить длительные занятия без эмоционального утомления. Хорошим фоном для занятий является музыкальное сопровождение.
Место проведения занятий должно быть оборудовано теплым напольным покрытием (жесткие маты, татами) либо полом с подогревом. Во время занятий детям с нарушениями функций тазовых органов рекомендуется использовать памперсы, а на случай срочного переодевания в кабинете (зале) необходимо иметь ширму.
Ниже представлены комплексы упражнений, предложенные разными авторами для занятий на разных этапах травматической болезни при разных уровнях поражения спинного мозга (табл. 6.16— 6.20).

Таблица 6.16 Дыхательные упражнения в остром периоде травматической болезни (по Найдину В.Л., 1972, с изменениями)

Исходное положение Характер упражнения Методические приемы
1. Лежа на спине Пассивное Методист стоит сбску от пациента, руки на грудной клетке, пассивно следуют за экскурсией грудной клетки в ритме дыхания больного. Во время выдоха методист производит вибрирующее сдавление грудной клетки с постепенным увеличением усилия. При вдохе методист оказывает легкое сопротивление расширению грудной клетки. Место приложения рук изменяют через 2—3 дыхательных цикла (участки грудной клетки, область реберного угла, живота). Форсированюе дыхание (6—7 циклов) чередуют с обычным (4—5 циклов), затем упражнение повторяют
2. То же Пассивно- активное То же упражнение, с активной помощью пациента: форсирование выдоха «втягиванием» мышц живота, вдоха — выпячиванием брюшных мышц
3. Лежа на спине, наклон туловища влево либо на левом боку, под нижней частью грудной клетки — валик Активио- пассивное. Преимущественная вентиляция нижней доли правого легкого Методист рукой оиксирует верхнюю часть пргвой половины грудной клет<и, оказывая на вдохе сопротивление расширению грудной клетки, на вдохе — вибрирующим движением увеличивая его амплитуду. Пациент на вдохе «выпячивает» мышцы живота(диафрагма опускается) и одновременно расширяет грудную клетку, преодолевая сопротивление руки методиста, на выдохе «втягивает» мышцы живота (диафрагма поднимается). После 7—8 упражнений — 1,5 мин произвольного дыхания, затем упражнение повторяют
4. Лежа на спине, наклон туловища вправо либо на правом боку, под нижней частью грудной клетки — валик Активио- пассивное Преимущественная вентиляция нижней доли левого легкого Методист рукой фиксирует верхнюю часть правой половины грудной клетки, в остальном методика та же, что в предыдущем упражнении
5. Лежа на левом боку, под нижней частью грудной клетки — валик Активно- пассивное. Преимущественная вентиляция верхней доли правого легкого Методист одной рукой сверху фиксирует средненижнюю область половины грудной клетки, в другой рукой оказывает дозированное сопротивление верхней области грудной клетки с этой же стороны во время вдоха
6. Лежа на правом боку, под нижней частью грудной клетки — валик Активно- пассивное. Преимущественная вентиляция верхней доли левого легкого Та же, что в предыдущем упражнении
7. Лежа на спине, кисти рук сцеплены «в замок» на животе Активное На вдохе пациент поднимает над головой сцепленные «в замок» руки, на выдохе опускает в исходное положение

Таблица б 17
Комплекс упражнений при травме шейного отдела позвоночника, ранний период (по Епифанову В А, 1987, с изменениями)

Исходное Упражнения Методика
Лежана спине Диафрагмальное дыхание Дозировка: упражнения выполняются по 4—6 разТемп выполнениямедленный
Тыльное и подошвенное сгибание стоп
Сжимание и разжимание пальцев кисти
Круговые движения стопами
Сгибание и разгибание рук влоктевых суставах
Попеременное сгибание ног вколенных суставах
Диафрагмальное дыхание Не отрывать пяткуот горизонтальнойповерхности
Сгибание и разгибание в луче-запястных суставах
Попеременное отведение и приведение правой и левой ног
Круговые движения в лучеза-пястных суставах
Диафрагмальное дыхание

Таблица 6.18
Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника, ранний период (по Кукушкиной Т.Н с соавт., 1981, с изменениями)

Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника

Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника

Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника

Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника

Таблица 6.19
Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника), ранний и промежуточный периоды (методист Шилова Е.М.)

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях

Таблица 6.19
Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника), ранний и промежуточный периоды (методист Шилова Е.М.)

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника

Комплекс лечебной гимнастики при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника

Лечебный массаж — метод механического воздействия на поверхностные ткани тела человека, производимого руками массажиста в ввде определенных приемов либо специальными массажными аппаратами. При воздействии массажа улучшается кровообращение и лимфообращение в мышцах, суставах и окружающих их тканях; улучшается возбудимость и сократимость мышц; механическое воздействие на рецепторный аппарат мышц вызывает потоки афферентной импульсации к спинном/ мозгу, оказывая на него стимулирующее воздействие.
Пациентам с гиегиями массаж назначают с целью компенсации гиподинамии, предотвращения атрофии паретичных мышц, улучшения трофических и обменные процессов в тканях, специальной задачей массажа является снижение тонуса мышц при спастических и повышение при вялых параличах. Для больных с плегиями рекомендуют классический, сегментарный и точечный массаж.
Лечебный массаж ьачинаюг с плегированных конечностей, затем переходят на массаж спины, груди и живота. Технические приемы лечебного массажа осуществляют в обычной последовательности: поглаживание, растиэание, разминание, поколачивание и вибрация {Тюрин А.М., 1995; Васечкин В.И., 1997), но методика их проведения при вялой и спастической плегиях существенно различаются (табл. 6.21). При спастических плегиях используют поглаживание, крупное потряхивание, очень медленное и неглубокое разминание, затем воздействуют на сегментарные зоны. Точечный массаж по тормозной методике используют в конце сеанса массажа либо как отдельную процедуру. Топография точек, рекомендуемых ддя расслабления мышц, детально описана Добровольским В.К. с соавт. (1986). Массаж проводят курсами по 20—30 процедур с перерывами.
При вялой плегии используют интенсивное растирание, глубокое разминание, поколачивание, воздействие на сегментарные зоны. Завершают процедуру элементами точечного массажа по тонизирующему типу. Массаж должен быть умеренным и непродолжительным, но проводиться часто (до нескольких раз в день) длительными курсами с короткими перерывами.

Таблица 6.21 Методика проведения массажа при вялой и спастической плегиях

  Спастическая плегия Вялая плегия
Задачи; общие
специальные
  1. Компенсация гиподинамии, предотвращение атрофии мышц
  2. Улучшение трофических и обменных процессов в тканях, улучшение оттока лимфы
  3. Стимуляция перестальтики кишечника
Расслабление спасгичных мышц Повышение тонуса мышц
Виды массажа Классический (поглаживание, потряхивание, неглубокое разминание) Классический (интенсивное растирание, глубокое разминание)
Сегментарный Сегментарный
Точечный (по тормозной методике) Точечный (по тонизирующей методике)
Длительность Курсами по 20—30 процедур с перерывами Длительными курсами с короткими перерывами

При плегиях обоих типов для стимуляции перестальтики кишечника используют круговые поглаживания живота; движения выполняют в одном направлении (по часовой стрелке) с легким надавливанием.
Применение массажа для компенсации гиподинамии исключительно важно в период полного отсутствия самостоятельных движений, при появлении самостоятельной двигательной активности маесаж используется преимущественно для коррекции тонуса мышц Необходимость в массаже у пациентов с парезами сохраняется длительное время, у пациентов с полной плегией она практически постоянна, в связи с чем целесообразно обучать основным приемам массажа родственников пациента.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы