aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП

Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка производится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки ьазывается врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН). Такие ВПН проводятся при любой патологии у детей.
При церебральном параличе необходимо ввести специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц — силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом.
В табл. 5.2—5.3 приведены различные схемы оценки двигательных возможностей детей в школе-центре «Динамика» и в НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург) (табл. 5.4).

Таблица 5.2 Тестирование моторики рук детей с ДЦП

Тестирование моторики рук детей с ДЦП

Таблица 5.3
Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

И.П. лежа на спине сесть (кол-во раз)            
а) махом рук            
б) руки за голову            
И.П. лежа на спине удерживать голову (время)            
Выполнение упражнения «Крылышки» (время)            
Ландау 1 (верх/время)            
Ландау 2 (низ/время)            
И.П. лежа на животе руки в упоре (время)            
Поворот на живот из положения лежа на спине            
а) направо            
б) налево            
Стоит: на четвереньках (время) — на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении            
— на трех точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении            
— на двух точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении, правая нога назад, левая в опорном положении            
— на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении            
— на коленях, руки вдоль туловища            
— на ногах (без опоры)            
— на правой ноге            
— на левой ноге            
Прыжки на двух ногах (кол-во)            
— на левой ноге            
— на правой ноге            
Ловить:
— большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)
           
— теннисный мяч (сидя, стоя)            
Сбор пирамидки 5 колец (время)            
— левой рукой            
— правой рукой            
Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м            
— левой рукой            
— правой рукой            
И П. стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть) Фиксация взгляда, голова по средней линии            
И П. лежа на животе удержать согнутую ногу в коленном суставе (время)            
— правая нога            
— левая нога            
И П лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время)            
— правая нога            
— левая нога            
И П. лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз)            
— правая нога            
— левая нога            
С отягощением — правая нога            
— левая нога            

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Назад Оглавление Далее