aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Деятельность по направлениям проекта

Доступная среда

Ухта:

После конференции добровольцев наибольшее понимание и отзыв у молодых людей нашла проблема создания доступной среды. Многие готовы были сразу взять лопаты и пойти строить доступность. Тем не менее, мы (инициативная группа) сразу столкнулись с несколькими моментами, тормозящими начало этой работы.
Прежде всего, нужно отобрать объекты, которые следует перестраивать. Затем разработать проекты, сделать геодезическую съемку, пройти согласование в пожарной службе, получить разрешения у владельцев инженерных коммуникаций (газ, вода, связь), и затем получить разрешение у главного архитектора города. Но, прежде всего, нужно сделать запрос в Отдел капитального строительства: возможно в его архивах уже есть все необходимые данные. Это значительно сэкономит время. Затем выплывает главный подводный камень: любые строительные работы должна вести организация, имеющая на это лицензию. Поэтому для строительства некоторых объектов нам приходилось привлекать профессиональных строителей. Добровольцы выполняли вспомогательные работы: подготовку объекта, вынос строительного мусора, поднос стройматериалов и т.д. Нашей ошибкой было то, что мы сначала увлеклись перестройкой городских объектов, на это ушло много времени и сил, а результат оказался не очень впечатляющим. Потом мы поняли, что лучше заниматься созданием доступной среды для инвалидов непосредственно по месту жительства. Для постройки съезда не нужно строительного образования и лицензии, а договариваться нужно только с ЖЭУ, структурой более покладистой. Например, для строительства съездов (бетонных и швеллерных) привлекались учащиеся строительного училища и знакомые людей, для которых строились эти съезды. Предприятия-спонсоры предоставили машину для перевозки бетона и квалифицированного сварщика.
Для установки поручней в квартирах инвалидов также не нужно особой квалификации - просверлить отверстия и прикрепить поручень к стене может любой молодой человек, в чем мы убедились, устанавливая поручни в помещении Ухтинской организации ВОИ, в квартирах инвалидов и в городской больнице.

Рекомендации:

В будущем при проведении подобных проектов мы рекомендуем:

Новгород:

Последовательность выполнения работ:

Выявление потребностей

Составление и согласование проектно-сметной документации

Изготовление приспособлений по запросу инвалидов-колясочников.

Пермь:

Выявление потребностей

Для реализации проекта мы работали с запросами инвалидов, которым необходимы съезды у подъездов, откидные (съемные) пандусы в подъездах, переоборудование квартир. Был составлен список заявок, который мы учитывали при планировании своих действий.
Чтобы определить объекты для постройки пандусов, была составлена анкета с вопросами к инвалидам 1-й группы: какой самый доступный социальный объект в его районе и какой - наименее доступный. Затем эти анкеты обрабатывались, и по трехбалльной шкале составлялась таблица доступности социально-значимых объектов в каждом районе города. Были определены объекты, где пандусы будут реконструированы в ходе проекта.

Обследование объектов

При составлении таблицы мы сами обследовали каждый объект с целью определения уровня его доступности и соответствия установленным нормативам. Особо уделялось внимание тем объектам, где пандусы уже построены. Нами контролировалось ширина, длина, покрытие пандуса, наличие перил и обязательно угол наклона, который должен составлять не более 25°.

Проектно-сметная документация

Перед составлением проектно-сметной документации нужно договориться с собственниками или арендаторами зданий. Эти переговоры не всегда бывают успешными. У нас был определен список из двадцати объектов, с которым мы пошли в проектные институты и фирмы. Во многих случаях мы получили согласие на разработку проектно-сметной документации, однако, на безвозмездной основе никто эту работу делать не хотел. Составление документации на один объект стоит около 15.000 руб., которых у нас не было.
Таким образом, проектно-сметную документацию ни на один объект нам получить не удалось. Кроме того, для проведения строительных работ обязательно должна быть лицензия, а строителей нужно как-то убедить, чтобы большая часть работ выполнялись на безвозмездной основе. Ранее разработанные проекты использовать нельзя, так как каждый требует обязательной привязки к местности. В силу всех этих обстоятельств мы вместе с добровольцами приняли решение строить не пандусы, а съезды.

Технология выполнения съездов и пандусов

Монолитный съезд

Работа началась после того, как преподаватель Пермского строительного колледжа бесплатно составил примерную смету одного погонного метра монолитного бетонного съезда. Эскиз нарисовали и утвердили в домоуправлении. Добровольцы из клуба “Фортуна” начали строить свой первый съезд. Последовательность была такой:

Съезд удобней всего делать с той стороны, где есть перила. При строительстве нужно обязательно учитывать мнение заказчика, то есть человека, который будет им пользоваться.
Необходимо заранее договориться о машине с бетоном. Много времени уходит на подготовительную работу, а непосредственно сам процесс занимает до двух часов. Необходимое количество волонтеров - три-четыре человека плюс человек, контролирующий ход работы и соблюдение техники безопасности. После завершения работы по строительству съезда, обустраивались территория: заделывались ямы, ухабы, рытвины и делались съезды у дорог для удобства передвижения.

Примерный перечень инструмента и строительного материала, необходимого при строительстве одного съезда:

Деревянные съезды

Так как строительство съезда у подъезда не решает проблему выхода инвалида из дома, мы начали строить деревянные съезды, которые могут быть в виде рам из прочных материалов с направляющими каналами для колес.
Деревянные съезды строятся следующим образом:

Технология выполнения:

Детская площадка.

Это очень важное место. Если его правильно организовать, то, с одной стороны, вы предоставляете ребенку максимум свободы, а, с другой, избавите себя от необходимости постоянно следить за ним. Пространство ребенка не должно быть ограниченно лишь определенным местом на участке - скорее, это цепочка игровых пространств, дающих ребенку комфорт безопасного передвижения по территории.
Проект детской площадки для детского сада № 196 разрабатывали студенты второго Пермского Гуманитарно-Технологического Института - четыре человека на добровольной основе. Этот процесс занял три месяца.
Детская площадка по замыслу ее создателей станет в нашем городе местом совместного отдыха для детей, как имеющих, так и не имеющих инвалидности, где будет удобно всем, где дети смогут вволю напрыгаться в воздушном замке и познакомиться друг с другом, найти новых друзей.

Взаимодействие с госструктурами и собственниками в ходе проекта:

Важным направлением проекта явилось взаимодействие с городской и областной администрацией, которое выразилось в выполнении социального заказа на шесть объектов.
В ходе утверждения списка объектов, где в первую очередь необходимо построить пандусы, были налажены связи с отделом Архитектуры. Была образована рабочая группа по подготовке Координационного Совета при Губернаторе Пермской области. В ее состав вошли представители комитетов соцзащиты, транспортных организаций, ВОС и ВОИ. Вокзалы Перми, остановки, а особенно общественный транспорт города были обследованы на предмет их доступности для различных категорий инвалидов. Работа отдела транспорта и связи аппарата Администрации области по обеспечению транспортных средств специальными приспособлениями для использования инвалидами, была признана неудовлетворительной. Для Координационного Совета была составлена справка и предложения по данному вопросу. На заседании Координационного Совета было сделано сообщение. Результатом этого заседания явилась разработка областной программы “О доступной среды жизнедеятельности инвалидов”.
Прошла также встреча с заместителем начальника Архитектурного надзора. Целью встречи было обратить внимание собственников зданий на необходимость соблюдения строительных норм (СниПов) при строительстве новых зданий, а также положение указа губернатора.
Обращаем внимание, что все встречи с чиновниками должны быть согласованы, подготовлены и четко спланированы. За каждым волонтером был закреплен объект, который он курировал и контролировал в ходе всего проекта. Предварительно с собственниками разговаривали члены инициативной группы и выясняли их намерения относительно оборудования объекта пандусами и перилами и убеждали в необходимости сделать это. Следующий шаг – подготовка аргументированных писем со ссылкой на законодательную базу (ВСН 62-91*, указ губернатора). Волонтеры разносили эти письма, информационные бюллетени, обзванивали руководителей. Здесь были значительные успехи, и значит, наши действия были не напрасны: некоторые магазины, цирк, ЦУМ, аптека № 258, МСЧ № 9 согласились и сделали реконструкцию за счет собственных средств.

Подготовка и проведение субботников по созданию доступной среды

Пермь

Подготовка субботника: шаги

Способы оценки мероприятия

Возможные трудности

Работа со спонсорами

Пермь

В период, когда деньги для реализации проекта еще не были перчислены, а погоду нам было необходимо “поймать”, нам пришлось довольно интенсивно работать со спонсорами. Мы сразу задались целью найти строительные организации, которые могут предоставить бетон, транспорт и строительный инвентарь.
Для начала мы составили подробный список всех строительных организаций города. В список попали около 20 организаций. Затем мы посетили эти организации, чтобы узнать, что они могут предоставить на спонсорской основе для дальнейшей реализации проекта. Координатор подготовил письма руководителям предприятий и организаций, которые согласились быть спонсорами.
Организации, которые согласились быть спонсорами проекта в Перми - “Пермавтожилпромстрой”, СП “Железобетон”, ЖБК № 2, СМУ № 9. Магазины, которые оборудовали у себя пандусы, мы также считаем спонсорами проекта.
При общении со спонсорами им нужно доказать, что общение с нами будет взаимовыгодным. Это выгодно для города в целом. Важно убедить их, что мы являемся партнерами.

Новгород

Обобщив свой опыт работы со спонсорами за время реализации проекта, Новгородская группа может предложить следующие рекомендации:

Шефство над инвалидами

Общая организация работы

Ухта:

Для начала следует выяснить потребности людей, которые нуждаются в помощи добровольцев, определить, с какой категорией вы хотите работать. Нужно продумать, что бы вы хотели знать об этих людях, какие их потребности вы можете удовлетворить. Для этой цели нами были разработаны анкеты.
Анкетирование можно проводить по телефону, но лучше - непосредственно на дому. Нужно подготовить списки с адресами и телефонами. Анкетированием могут заниматься участники инициативных групп и добровольцы. Главное, чтобы они умели общаться, были тактичными, ненавязчивыми и терпеливыми, умели объяснить, как правильно заполнить анкету. Нужно подготовить для них удостоверения с печатью организации и подписью руководителя. И, конечно, очень важно подготовить их психологически - предупредить о трудностях, которые могут возникнуть в процессе анкетирования.
Следующий шаг - обработка анкет, которой может заниматься член инициативной группы или доброволец. Если у вас нет опыта такой работы, можно обратиться за консультацией к социологу, как это сделали мы. В дальнейшем обработкой анкет лучше заниматься одному человеку. Он должен знать всех своих подопечных, их проблемы и нужды. Анализ анкет облегчает работу того, кто отвечает за каждое направление за направление и всей группы, поскольку в анкете содержится самые разные сведения о человеке, например, данные по обеспечению доступности квартиры или магазинов в квартале. Эти данные поступают к сотруднику, отвечающему за направление доступная среда. Если есть просьба о помощи по хозяйству, покупке продуктов или лекарств, сопровождении на прогулку, то эти данные передаются сотруднику, отвечающему за шефство.
Затем, по возможности, нужно обзвонить людей, которым требуется помощь, чтобы уточнить всю информацию: какая нужна помощь, в какое время. Нужно периодически обзванивать людей, чтобы узнать, была ли им оказана помощь, и все ли прошло как надо. Надо оставлять свои координаты для обратной связи.
Если человек не решается прибегнуть к помощи добровольца, не надо настаивать, дать ему время на раздумье и перезвонить через какое-то время. Можно рассказать ему об удачных примерах оказания помощи добровольцами. Как правило, люди, узнав о таких примерах, начинают принимать помощь добровольцев и в дальнейшем уже обращаются сами.
Очень хорошо если есть возможность устраивать вечера встреч подшефных, чтобы они могли общаться. На вечерах могут присутствовать помощники. Это полезно и для вашей работы: общаясь, люди могут привлекать в свой круг и других, нуждающихся в помощи.

Новгород

Шефская помощь, которую оказывали добровольцы в ходе проекта, была разноплановой. Каждое направление - репетиторство, организация мероприятий, - имело свои особенности, и их вели отдельные сотрудники проекта.

«Репетиторство»

Организация досуга детей-инвалидов

Возможные трудности:

Организация интеллектуальных игр

Пермь

Виды игр

Под понятием Интеллектуальные игры gодразумеваются, в основном, игры и викторины, опирающиеся на логику и эрудицию. Примерами данных игр являются в частности следующие:

Кроме представленных игр, в качестве тренировочных и незачётных, возможно проведение и других игр, таких как: Поле чудес, Счастливый случай, О, счастливчик, Десятая жертва, Интеллектуальный покер, Интеллектуальная завалинка и др. Правила могут незначительно меняться, в зависимости от состава и количества участников. Игры Что? Где? Когда? Своя игра, Десяточка могут проводиться для людей с ограниченными возможностями передвижения. В этом варианте вопросы и задания приносятся на дом инвалиду на время, определённое организаторами игры, а потом ответы забираются волонтёрами. Что? Где? Когда? Свою игру и Пентагон можно проводить также по телефону. Практически все игры можно проводить также посети Интернет. При очном проведении самой зрелищной игрой для зрителей является Брейн-ринг, наименее зрелищной - Десяточка. Проведение игры Десяточка требует также наличия оргтехники, так как все задания распечатываются для каждой команды.

Формирование команд

Команды в Перми были сформированы на основе районных организаций инвалидов. Состав команды: шесть человек, один из которых является капитаном. Капитан не обязательно должен быть энциклопедистом, его обязанности - организация работы в команде, умение анализировать и выбирать версии, а также запоминать формулировку вопроса. Роли остальных игроков могут распределяться по-разному, но желательно, чтобы в команде был игрок, обладающий умением быстро записывать условия вопроса. Желательно иметь также в команде энциклопедистов, логиков и критиков выдвигаемых версий. Возможен также подбор игроков по отраслям знаний. Должен учитываться при формировании команд и фактор игровой совместимости игроков.

Подготовка вопросов и заданий

При подготовке игр можно пользоваться готовыми вопросами и заданиями из Интернета и периодической печати, однако, для повышения уровня турнира рекомендуется готовить новые вопросы и задания. При подготовке вопросов обязательно должны соблюдаться следующие требования к вопросам:

  1. Вопросы должны быть корректными (соответствовать научным, подтвержденным фактам)
  2. Вопросы должны быть логичными (можно не знать, но догадаться!)
  3. Вопросы должны быть интересными.
  4. Не допускайте дуалей (когда на один вопрос можно дать два разных правильных ответа)
  5. Вопросы для Брейн-ринга должны быть более простыми по форме и логике
  6. Вопросы для Что? Где? Когда? должны быть более сложными, чем для Брейн-ринга (приветствуются многоходовки, где для нахождения правильного ответа надо сначала выйти на одно, потом на другое и, наконец, на правильный ответ)
  7. Не умничайте в вопросах больше, чем надо. Команды должны понимать вопрос сразу после того, как его произнёс ведущий.

Организация тренировок

По форме организации тренировки могут быть одно- и межкомандные. Межкомандные тренировки проводятся в игровом режиме с анализом вопросов и игры. Одно-командные проводятся для одной команды и являются основной формой организации тренировочного процесса. На одно-командной тренировке идет работа над более проблемными для данной команды компонентами успешной игры (Память, реакция мышления, логика, выбор версии и др.)

Организация игр

Успешность игры, кроме всего перечисленного (подготовка команд, уровень вопросов и заданий и т.д.), в большой степени зависит от ведущего. Ведущий должен обладать качествами шоумена. Желательно, чтобы ведущий не совмещал в себе функции жюри. В жюри должно сидеть такое количество людей, чтобы не было проблем с быстрым объявлением итогов. И ещё: из всех вышеперечисленных игр апелляции на вопросы принимаются только на игре Что? Где? Когда? и то очень ограниченно. В противном случае вы погрязнете в спорах с игроками.

Роль волонтёров

Волонтёры могут помогать вам при составлении и отборе вопросов и заданий, проведении игр, тренировках команд, доставке вопросов при проведении игр для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Если в вашем регионе есть интеллектуальный клуб, обратитесь туда, и, скорее всего, они не откажут.

Организация туристических походов

Пермь:

Как набрать волонтеров в совместный поход?

При отборе волонтеров для совместных походов, необходимо учитывать:

  1. Туристический опыт человека;
  2. Категории сложности походов, в которых он участвовал;
  3. Психологическую совместимость с инвалидами-туристами;
  4. Наличие свободного времени в летний период.

Самыми лучшими кандидатурами являются студенты старших курсов, члены туристических кружков, клубов, а также люди, увлекающиеся туризмом. К тому же, если волонтеры знакомы друг с другом, поддерживают дружеские отношения и уже ходили в совместные походы, вам гарантирована слаженная работа на маршруте.
Перед тем как отправиться в маршрут, необходимо еще дома распределить обязанности волонтеров. Обычно составляются тройки, состоящие из одного волонтера и двух инвалидов-туристов, назначаются ответственные за аптечку, снаряжение, приготовление пищи и т.д.
В походе обязательно должны быть: руководитель, помощник (в нашем варианте помощник руководителя отвечал за технический инструктаж), врач, завхоз, ремонтник. Для того чтобы слишком сильно не загружать волонтеров работой, необходимо равномерно распределять ее между ними и привлекать инвалидов-туристов к выполнению тех или иных заданий. Инвалидов не нужно ограничивать, но в то же время нужно отдавать себе отчет в их возможностях в тех или иных обстоятельствах. Необходимо также назначать дежурных для приготовления пищи, мытья посуды и т.д. И дежурными должны быть не только волонтеры.

С какими трудностями мы столкнулись?

Отправляясь в поход,волонтер, прежде всего, настраивается на отдых, но поход - это еще и работа и ответственность. Это необходимо объяснить всем еще до поездки, а в походе дать один-два дня на «акклиматизацию». Желательно иметь основной неизменный костяк волонтеров из трех-четырех человек, которым не нужно рассказывать о возможных трудностях и которые сами могут рассказать о них другим.
Указания и решения руководителя похода должны восприниматься и исполняться всеми участниками команды беспрекословно, даже если у кого-то из участников возникло свое мнение по поводу той или иной ситуации. Это необходимо объяснить каждому (и волонтерам и инвалидам) еще на общем сборе перед походом, особенно если в походе участвуют друзья или знакомые руководителя.
Очень много хлопот в походе доставляет старое, изношенное снаряжение, поэтому перед тем как идти на маршрут, необходимо еще раз все проверить и пересмотреть, починить, если это необходимо, а также взять с собой полный набор технической аптечки.

Назад Оглавление Далее