Социальная реабилитация
Опыт работы с добровольцами
В этом разделе представлены материалы, подготовленные молодыми активистами Новгорода, Перми и Ухты на основании собственного опыта работы по привлечению добровольцев к работе над проектом.
История добровольческого движения
В Великом Новгороде:
В Новгороде развитие добровольческого движения связано, прежде всего, с некоммерческими организациями и Центром поддержки НКО. Была предпринята попытка привлечь волонтеров к сотрудничеству с муниципальными учреждениями: «Комплексный центр социальной адаптации молодежи» (в настоящее время – «Центр молодежных инициатив «САМ»), «Центр социальной помощи семье и детям», психолого-педагогическим центром «Доверие». Именно эти организации первыми стали привлекать волонтеров к общественно полезной деятельности в рамках решения своих уставных задач.
Центр «Доверие» привлекал добровольцев к работе на молодежных телефонах доверия, «Центр социальной помощи семье и детям» - к социальной работе с неблагополучными семьями.
«Комплексный центр социальной адаптации молодежи» (основан в 1998 году) предоставлял такие услуги, как благоустройство города, организация летних дворовых площадок для детей, адресная помощь, работа с ветеранами, помощь в организации культурно-массовых мероприятий, работа с молодыми инвалидами (в том числе организация информационно-консультационной телефонной линии для молодых инвалидов и членов их семей «Зеркало», помощь в организации и проведении областных слетов молодых инвалидов, организация досуга молодых инвалидов). В 1999 г. Центр совместно с отделом по делам молодежи разработал проект Положения о добровольческой деятельности (см. приложение 3), основываясь на опыте работы НКО города и организации «Невский Ангел» (Санкт-Петербург). При рассмотрении юристами городской администрации проект был отклонен из-за отсутствия Федерального Закона. В настоящее время Центр, реорганизованный в 2000 г. в муниципальное учреждение «Центр молодежных инициатив «САМ», оставил в качестве приоритетных такие направления развития, как благоустройство города и профилактика наркомании среди молодежи.
В Перми:
В Перми третий сектор имеет довольно сильные позиции. В 1990-е гг. в городе и области возникло множество общественных организаций. С самого начала большинство из них опирались на поддержку со стороны волонтеров. В первую очередь, это были организации, созданные для поддержки детей и семьи. С 1995 г. в Перми работает международная волонтерская организация Мост любви, которая, по-видимому, дала большой импульс развитию добровольчества в регионе. Зарубежные волонтеры работали в Пермском хосписе. Тогда же новые общественные организации стали привлекать к волонтерской деятельности студентов и школьников, которые с энтузиазмом брались за самую разную работу - помощь в различных акциях, социальное обслуживание стариков и инвалидов, помощь беспризорным детям, субботники в хосписе и т.п. С 1995 г. существует Пермское отделение организации Детские и молодежные социальные инициативы (ДИМСИ). Эта организация вплотную занялась социальной педагогикой, а также организацией шефской помощи детям, в том числе детям-инвалидам. ДИМСИ проводит тренинги для волонтеров по программе Большие братья - большие сестры. Молодежный клуб Фортуна существует с 1995 г. В него входят старшие школьники, студенты и рабочая молодежь от 15 и старше. В 1999 г. Фортуна и клуб молодых инвалидов Перми Надежда (при областной организации ВОИ) познакомились на ярмарке общественных организаций и решили, что будут сотрудничать в реализации этого проекта. Кроме Фортуны, в проекте принимали участие добровольцы из ДИМСИ и Пермского отделения общества Мемориал.
В Ухте:
В Ухте понятие доброволец в первую очередь ассоциируется с военной службой, хотя издавна известны примеры, когда люди, объединялись в общины и бескорыстно помогали нуждающимся. В период существования Советского Союза было развито тимуровское движение школьников, молодые люди отправлялись на комсомольские стройки, участвовали в субботниках. Но под давлением идеологии понятие “добровольно” постепенно стало сочетаться в сознании с понятием «принудительно», и идея добровольчества приобрела негативный оттенок.
В отличие от Перми и Великого Новгорода, в Ухте к 2000 г. не существовало организации добровольцев, поэтому всю работу команда молодых активистов начинала «с нуля».
Привлечение добровольцев
Великий Новгород:
Подходы:
Для привлечения добровольцев Новгородская группа опробовала два подхода:
- Привлечение в качестве добровольцев любых людей, заинтересовавшихся проектом, а затем подбор для них работы в соответствии с их интересами и запросами.
- Привлечение добровольцев под конкретные виды работ после составления полного, максимально подробного описания условий (обязанности добровольцев, необходимые навыки и другие требования к добровольцам, время и место работы, условия работы, возможности поощрения добровольцев).
В ходе проекта выяснилось, что второй метод работы более эффективен. Добровольцев, набранных заранее, оказалось гораздо сложнее затем «применить», так как их навыки и интересы не всегда соответствовали направлениям деятельности проекта. Главным мотивом этих добровольцев было, прежде всего, общение, и иногда, хотя они и приходили к нам и просили дать им возможность участвовать в нашей деятельности, они не соглашались выполнять некоторые работы. Из 50 добровольцев, участвовавших в конференции, более или менее активно участвовали в работе 10 – 15 человек, причем, главным образом, это были не случайно набранные люди, а ребята, уже участвовавшие ранее в нашей деятельности или друзья участников инициативной группы.
После продолжительных попыток найти применение этим волонтерам, было решено построить работу по принципиально иной схеме: под конкретную работу искались добровольцы, обладающие определенными навыками и качествами, которых требовала эта работа. Такой подход применялся при поиске сопровождающих для детей-инвалидов, выезжавших на экскурсию. В соответствии с характером работы были определены требующиеся качества добровольцев, возможности их мотивации на эту деятельность, и, благодаря конкретной формулировке задачи, мы вскоре нашли добровольцев из спортивной секции. Таким образом, ясная формулировка требований к добровольцам помогла нам определить, каких людей и где искать. Так же мы искали добровольцев, которые впоследствии стали хорошими репетиторами для детей-инвалидов.
Способы привлечения волонтеров:
Выступление «агитаторов»
Преимущества:
- Возможность на личном опыте и примере показать значимость проекта, привлечь волонтеров личным энтузиазмом, наглядность.
- Возможность подать информацию в соответствии с особенностями аудитории.
- Возможность ответить на вопросы, дать более важную и интересную информацию, получить обратную связь.
Важно:
- Оставить «информацию для размышления» в письменном виде (листовки, буклеты, бюллетени с основной информацией по проекту, адресами и телефонами, по которым реально связаться с инициативной группой или ответственным за работу с добровольцами).
Сложности:
- Ограниченность состава аудитории (метод целесообразен при работе с организованными группами молодежи, которые имеются только в учебных заведениях, и, таким образом, «выпадает» работающая молодежь, безработные, то есть основная часть возрастной группы 22-30 лет).
- Сложность выбора подачи информации, которая была бы интересна именно для определенной целевой группы, необходимость умения быстро реагировать на ситуацию и адаптировать информацию к аудитории – необходимость тщательного отбора и подготовки «агитаторов».
- Финансовые затраты на подготовку раздаточного материала.
Тематические семинары
Преимущества:
- Для потенциальных волонтеров: возможность не только познакомиться с проектом, но и глубже узнать о движении инвалидов и его идеологии, сформировать собственное отношение к проблеме, увидеть (или не увидеть) свое место в проекте, т.е. определиться, прежде чем взять на себя какие-либо обязательства.
- Для нас: возможность лучше узнать и отобрать ребят, которые реально будут работать, мотивировать их на участие в проекте, спланировать конкретные совместные действия, чтобы не «потерять» волонтеров.
Важно:
- Ко всем семинарам нужно готовить печатные материалы.
- Ведущие семинаров должны быть подготовлены.
Сложности:
- Финансовые затраты на подготовку раздаточного материала.
- Большой процент «потерь» при больших затратах времени, сил и средств.
- Поиск и аренда помещения, удобного как для ведущих, так и для добровольцев.
- Распространение информационных листков, листовок и пр.
Самостоятельно этот метод мало эффективен, поэтому для привлечения волонтеров лучше использовать его как дополнение к другим методам.
Важно:
- Необходимость разработать несколько видов листовок, направленных на различные группы молодежи;
- Сложность:
- Финансовые затраты на тиражирование.
- Взаимодействие с НКО
Преимущества:
- Возможность выйти на людей, которые фактически уже являются волонтерами, работая в общественной организации;
- Возможность выхода на молодежь вне учебных заведений;
- Выход на активную молодежь (как правило, те, кто много делает, хотят делать еще больше и все успевают).
Важно:
- Найти возможные совпадения в целях организаций;
- Сначала наладить контакт с руководителем организации;
- В случае согласия участвовать в проекте, обсудить, какая информация была бы наиболее интересна членам организации;
- При встрече с членами организации вести не «агитацию», а беседу, ориентируясь на точки совпадения целей.
Сложности:
- Занятость потенциальных волонтеров: у сотрудников НКО меньше свободного времени, чем у других молодых людей;
- Невозможность проведения встреч с разными НКО по одному сценарию;
- Необходимость сбора информации о НКО региона, предварительный анализ их целей и задач.
- Обращение в коммерческие организации и предприятия
Преимущества:
- Выход на работающую молодежь, имеющую важные для проекта профессиональные навыки;
- Возможность привлечения квалифицированных специалистов нужного профиля;
Важно:
- Говорить с руководителем об имидже предприятия, рекламе его деятельности, продукции;
- Более перспективны в этом отношении предприятия, работающие по западному образцу.
Сложности:
- Мотивация на неоплачиваемую работу;
- В случае принуждения руководителем – низкое качество работы.
Ухта:
В начале проекта в Ухте была организована конференция, которая позволила охватить большое количество потенциальных добровольцев. Для привлечения участников инициативная группа провела серию информационных встреч со старшеклассниками, студентами вузов и других учебных заведений. Подобные встречи можно проводить не только в процессе подготовки к конференции, лучше их сделать регулярными, так как они наиболее эффективны для привлечения добровольцев. Хорошо заранее подготовить раздаточный материал: бюллетени, листовки, буклеты, визитки. Если в городе есть молодежные организации, полезно заранее провести встречи с их руководителями и активистами, поскольку они могут направить своих делегатов на конференцию, и в дальнейшем можно будет продолжить сотрудничество с ними. При подготовке конференции также обращались за помощью в городской отдел по работе с молодежью, центр занятости. Для более широкого оповещения общественности о целях проекта была проведена встреча с журналистами, о предстоящей конференции было объявлено в СМИ, но на объявление откликнулись два человека, поэтому этот способ мы не считаем эффективным. Для привлечения участников можно использовать личные и дружеские контакты.
На конференции, в которой участвовали около 50 человек, подробно обсуждались темы, связанные с пониманием инвалидности, целями добровольческого движения. В итоге были определены основные направления деятельности проекта: создание доступной среды, шефская помощь пожилым и одиноким и детям-инвалидам. 30 человек заполнили разработанные нами «анкеты добровольца» (см. приложение 4), выразив желание участвовать в проекте. Но, к сожалению, многие из тех, кто заполнил анкеты, впоследствии отказывались помогать. Таким образом, мы убедились, что для участия в конференции нужно делать более тщательный отбор.
Если в городе еще нет добровольческой организации, то не стоит сразу проводить подобную конференцию. На первых порах достаточно проводить информационные встречи в учебных заведениях и молодежных организациях и привлекать добровольцев к конкретной работе. Когда будет задействовано достаточно большое количество людей, имеющих опыт добровольческой работы, и появятся предпосылки для создания подобной организации, есть смысл провести конференцию с ними и обсудить перспективы дальнейшего развития добровольческого движения.
За период с июня 2000 г. по февраль 2001 г. к участию в мероприятиях по всем направлениям привлечено около 70 добровольцев. Большинство – путем проведения информационных встреч со старшеклассниками. Как оказалось, наибольший интерес к добровольческой деятельности проявляют учащиеся 8-9-х классов.
Организация работы с добровольцами
Новгород:
Планирование
Планирование деятельности должно производиться совместными усилиями инициативной группы и добровольцев (таким образом, возникает чувство сопричастности, что способствует успеху), в соответствии с потребностями в добровольческой помощи. Планирование работы добровольцев необходимо проводить ежемесячно (стратегия, определение направлений действия и постановка задач) и еженедельно (разработка конкретных шагов по реализации стратегического плана). В план работы добровольцев должны включаться как конкретные действия (с указанием ответственных), так и обучение добровольцев, встречи добровольцев и инициативной группы для обмена опытом, решения проблем.
Распределение обязанностей
Распределение обязанностей должно являться неотъемлемым элементом планирования каждого мероприятия или вида деятельности в целом, т.к. четкость функций каждого определяет достижение поставленных целей и качество выполненной работы, равномерность распределения обязанностей между участниками.
Для того чтобы учесть все аспекты, необходимо составить четкий список всех видов деятельности или конкретных действий по реализации направления или мероприятия.
При распределении обязанностей целесообразно учитывать желание и инициативу волонтера, а также наблюдения и отзывы координаторов или членов инициативной группы о нем (личные качества, способности к тому или иному виду деятельности, ответственность и качество работы, коммуникабельность, склонность к групповой или индивидуальной работе).
Распределение обязанностей может являться заключительным этапом планирования, когда уже четко определена структура деятельности и необходимые действия.
Как удержать добровольцев, мотивация
Каждым из добровольцев движут собственные мотивы в соответствии с его жизненными ценностями и опытом. Чтобы обеспечить условия, мотивирующие работу людей, организация должна создавать ситуации, в которых члены коллектива (команды), выполняя необходимую работу, могут в то же время удовлетворить и свои потребности.
За время работы с добровольцами мы смогли собрать следующий список наиболее часто встречающихся мотивов:
- Самореализация
- Самовыражение
- Уход от одиночества, общение
- Личное влияние на социальные изменения
- Поиск единомышленников
- Чувство долга
- Содержательный досуг
- Желание приносить пользу людям, быть востребованными
- Получение новых знаний, навыков
- Проба профессиональных навыков
- Личная карьера
- Повышение личного социального статуса
Часто уже само выполнение общественно-полезной работы является фактором мотивации, поэтому основной способ мотивации добровольцев – постоянное обеспечение их работой в соответствии с их квалификацией и интересами, отсутствие «простоев». Однако необходимо создание дополнительных условий для мотивации добровольцев:
- Постановка конечной цели, привлекательного результата
- Ведение карточек волонтера (см. приложение 4), которые наглядно показывают участие добровольца в работе, а также могут служить рекомендацией или характеристикой, которую можно передать в другие организации.
- Организация среды общения (организация клуба общения, праздников, вечеров)
- Получение обратной связи от благополучателей
- Организация обучения
- Моральное поощрение (грамоты, упоминание фамилий наиболее активных добровольцев в СМИ, вручение дипломов по итогам года; поздравление каждого, кто хотя бы один раз участвовал в работе по проекту, с Международным днем добровольцев).
Обучение добровольцев
Важно помочь волонтерам в приобретении знаний и навыков, необходимых для работы по реализации проекта.
Обучение волонтеров лучше проводить в два этапа:
1. Приобретение знаний о проблемах, связанных с инвалидностью;
2. Приобретение специфических знаний и умений.
Необходимо снабдить волонтеров следующей информацией:
- Об организации, которая осуществляет проект;
- О методах работы, дать полезные советы, которые можно применять в определенных ситуациях.
- Информация о мероприятиях, проводимых для членов организации и добровольцев.
- План деятельности организации.
Ухта:
Сбор информации:
Прежде чем привлекать добровольцев, нужно продумать и четко определить, какую работу они могут выполнять в организации. Лучше заранее собрать информацию и подготовить базу данных о потребностях людей, которые нуждаются в помощи добровольцев. Это можно сделать путем анкетирования и опроса по телефону.
Также необходимо собрать информацию о добровольцах, что было сделано на основе анкет, заполненных участниками конференции. Лучше, когда в группе есть координатор по работе с добровольцами. Желательно выделить отдельное помещение, где можно оформить стенды, фотоальбомы с наглядной информацией о мероприятиях, в которых участвуют добровольцы. Здесь также должны быть бюллетени, буклеты, визитки.
Заполняя анкету, доброволец указывает, какую работу он хотел бы выполнять, часы и дни, когда у него есть на это время. Планируя мероприятия с привлечением добровольцев, нужно учитывать все эти сведения. Если какое-то мероприятие проводится в рабочее или учебное время, то организация может подготовить письмо на имя руководителя по месту учебы или работы добровольца с просьбой освободить его на это время. Иногда возникает необходимость согласовать участие добровольца в мероприятии с членами его семьи.
Мотивация
Как выяснилось, основным мотивом для добровольцев является общение. Поэтому самое главное - установить хорошие контакты между инициативной группой и добровольцами. В этом случае добровольцы начинают приходить не только когда им нужно выполнить то или иное поручение, но просто потому, что им хочется пообщаться. Нужно продумать этот момент, чтобы это не создавало помех работе организации. Можно проводить какие-нибудь мероприятия специально для добровольцев, например, вечера отдыха, дискотеки.
Ухтинская группа проводила досуговые мероприятия для инвалидов-колясочников и добровольных помощников - посещение музеев, кинотеатров. Для добровольцев это было либо полностью бесплатным, либо на льготных условиях.
Можно также организовать для добровольцев обучение навыкам работы на компьютере. И, конечно же, добровольцев всегда нужно благодарить, даже за самое маленькое дело. Это можно делать в устной форме, либо письменно, в виде грамоты или благодарственного письма. Можно также подать благодарственное объявление или заметку в СМИ.
Участие в мероприятиях для студентов и учащихся может быть использовано в зачет практики, например, при строительстве пандусов и съездов, переоборудовании квартир. Эту возможность нужно заранее обговорит с руководством учебного заведения.
Пермь:
Пермская инициативная группа представила для пособия материал практического характера, рассказав о некоторых трудностях, которые возникали у них при работе с добровольцами, а также о том, как они эти проблемы решали:
Проблема транспортных расходов:
Согласитесь, что волонтеры – это в основном студенты, чаще всего не имеющие лишних денег. А для того, чтобы посещать своих подшефных на дому, нужны расходы на транспорт.
- Выход: подбор подшефных и волонтеров, живущих поблизости друг от друга.
- Дефицит свободного времени:
В основном молодежь либо учится, либо работает, активно проводит досуг и не имеет времени для общественной работы.
- Выход: выбор времени, удобного для волонтера.
- Недостаток знаний, касающихся этики общения с инвалидами:
В начале работы с волонтерами мы столкнулись с проблемой общения между инвалидами и неинвалидами.
- Выход: в Перми был осуществлен мини-проект «Школа персональных помощников», где волонтеры получили знания, необходимые при работе с инвалидами. Они познакомились с концепцией независимой жизни инвалидов, социальным и медицинским подходом, получили навыки оказания первой медицинской помощи. Для более глубокого изучения проблемы инициативная группа предоставила будущим волонтерам специальную литературу.
- Проблема заинтересованности молодежи в добровольчестве
В современной нестабильной экономической ситуации очень сложно привлечь молодежь к решению социально-значимых проблем, которые касаются других людей, когда необходимо думать о собственном будущем.
- Выход: правильно мотивировать молодежь. Чем можно привлечь молодежь?
- Новым кругом общения, объединенным одной идеей;
- Смыслом и значимостью работы, которая предполагается для волонтеров;
- Возможностью применить полученные знания на практике;
- Стажировкой, обучением.
Как удержать волонтеров?
Хорошо если к вам пришли волонтеры, но самое главное - удержать их, и это не так легко.
Выход:
- Периодически встречаться с волонтерами, отслеживать их работу, обсуждать трудности и успехи.
- Проводить совместные акции, мероприятия, вечера.
- Организовать дополнительное обучение.
- Поощрять волонтеров сертификатами, грамотами, сувенирами.
- Создание банка заявок на волонтерскую помощь
При обращении в Комитет социальной защиты за списком желающих получить волонтерскую помощь, мы столкнулись с огромным желанием социальных работников переложить все возможные обязанности на плечи волонтеров. С другой стороны, обращаясь в семьи, где воспитываются дети-инвалиды, мы чаще всего получали отказ. Только со временем мы поняли почему:
- Во-первых, некоторые семьи из-за низкого материального достатка стесняются пускать на порог постороннего человека.
- Во-вторых, мы столкнулись с некоторой ревностью бабушек, которые воспринимали персональных помощников как конкурентов в борьбе за любовь и внимание со стороны ребенка.
- В-третьих, многие инвалиды и их родственники сами не понимали, кто такой персональный помощник и зачем он нужен. В основном, они обращались в органы социальной защиты за материальной помощью.
Проанализировав заявки, мы поняли, что необходимо привлечь к работе специалистов некоторых медицинских профессий (массажист, логопед, психолог).
Прежде чем дать волонтеру адрес подшефного, нужно:
- Психологически подготовить волонтера к его деятельности;
- Заключить договор с волонтером;
- Получить разрешение от семьи на работу с волонтером с учетом всех их пожеланий;
- Предоставить волонтеру необходимую информацию о семье;
- Выдать маршрутный лист.
Как помочь волонтеру в работе?
Прежде всего, необходимо постоянно консультировать волонтера и давать ему возможность обмениваться своим опытом с другими.
- Организовать общение между волонтерами с целью обмена опытом.
- Через совместные мероприятия, встречи, игры, походы в цирк, театр и т.д.
- Проведение встреч с родителями детей-инвалидов (например: тренинг, чаепитие…).
Права и обязанности добровольцев
Ухта:
Добровольцы должны иметь необходимую информацию о мероприятиях, в которых они участвуют. Они имеют право выбрать ту работу, которая им наиболее интересна или удобна, имеют полное право отказаться от выполнения работы. Также они могут в любое время уйти из организации, перестать, в силу разных обстоятельств, быть добровольными помощниками.
При организации мероприятий по строительству пандусов и съездов, либо проведении субботников с участием добровольцев необходимо заранее подготовить территорию, строительный материал, рабочий инвентарь, спецодежду. Кто-то из членов инициативной группы должен отвечать за субботник и контролировать выполнение работы.
Когда человек соглашается выполнять работу на добровольных началах, он должен нести полную ответственность за нее, ручаться, чтобы она была выполнена в срок и качественно. Если по каким-то причинам он не может выполнить поручение, он должен заранее предупредить организатора мероприятия, чтобы была возможность найти замену. Если при выполнении работы возникают трудности, то доброволец сообщает о них и может внести свои предложения. Конечно, нужно, чтобы добровольцы не забывали отчитываться перед координатором о выполнении работы.
Новгород
В Новгороде было разработано соглашение о порядке осуществления добровольческой деятельности. Это соглашение заключалось с добровольцами в ходе проекта, поэтому мы приводим его в приложении 5.
Назад | Оглавление | Далее |