aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Творчество

Раздёленное горе - половина горя, разделённая радость - двойная радость | Джони. Следующий шаг

Когда в жаркий июльский день 1967 года я босыми ногами стояла на краю парома, готовясь к прыжку головой вниз, мне не пришло в голову, что это очень мелкое место в бухте Чизапик. Мне следовало сначала узнать, попробовать, насколько здесь глубоко. Но эта обманчивая вода увлекла меня в западню, - так я сломала себе шею, а потому уже до конца жизни не смогу двигать ни руками, ни ногами.
Каждому угрожает такая ловушка. Пусть не обманчивая вода, это может быть и ложная точка зрения. Я говорю об искушении сравнивать себя с другими, которым как будто легче, нежели нам. Если мы не будем бодрствовать и окажемся в этом опасном душевном состоянии, тогда мы запутаемся в сети самосострадания, которая лишает нас радости и ведет к бесславию Бога.
В первые годы после своего несчастного случая я как раз и запуталась в такой сети. Это особенно проявлялось во время покупки одежды, которую я совершала со своей подругой Шерри. Все вещи, которые она примеряла, сидели на ней хорошо. А на моем теле в большинстве случаев они висели, как мешок. Когда я смотрела, как она примеряла платье, я бледнела от зависти, но я никогда не говорила ей об этом.
- Как ты думаешь, Джони? - она хотела знать, что я думаю о брючном костюме, на который мы обе обратили внимание. Она крутилась, чтобы посмотреть на себя в зеркало со всех сторон.
- Шерри, ты выглядишь великолепно, - отвечала я заинтересованным тоном, чтобы скрыть свою зависть.
Внутри у меня все кипело. Когда она подкатывала меня к зеркалу, чтобы я примерила тот же костюм, я только думала: "О Боже, почему я не могу выглядеть, как она? Я не могу сравнивать себя даже с манекенами в витринах - им все платья идут. Им нет нужды сидеть в инвалидной коляске".
В то время я начала как раз делать успехи в своей духовной жизни. Мой голод по духовной пище побуждал меня читать Библию. Одно место мне пришлось пережевывать однажды в течение всего дня - вначале оно мне показалось очень невкусным, но потом, когда я возросла в вере, я научилась ценить его. Это была "трапеза", сервированная из 21 главы Евангелия от Иоанна, где Петр явно оказался перед такой же проблемой, как и я. Одному из его друзей улыбался как будто лучший, нежели ему, жребий! Иисус только что возвестил Петру, что ему придется умереть мученической смертью, а вот Иоанну Он не сказал ни слова. Может быть, в сердце Петра пробудилась зависть. Не сидел ли Иоанн уже во время тайной вечери рядом с Учителем, и не похоже ли было, что он является самым лучшим Его другом? Неужели Иоанн получит от Господа интересное служение и сможет в глубокой старости умереть естественной смертью? Петр не мог это перенести, а потому не в состоянии был обуздать более свой язык. "Господи, а он что? - спросил он Иисуса об Иоанне. - Как будет выглядеть его будущее?"
Ответ Иисуса потряс меня. Я бы ожидала совсем другого ответа. Например: "Не заботься, Петр. Я буду с тобой в любой ситуации. Все будет хорошо". Но ответ Иисуса был не таков. Этот ответ можно было бы изложить следующим образом: "Смотри, если Моя воля такова, чтобы Иоанн жил до тех пор, пока Я приду, то что тебе до того? Не твое дело, что запланировано для Иоанна. Думай о том, чтобы твоя жизнь и твое сердце были в порядке. Перестань роптать и следуй за Мною!"
Это звучит в первый момент довольно жестоко. Но по мере того, как я продолжала размышлять об этом, я стала постепенно замечать, что Иисус имел основание быть столь строгим. Прежде всего заметим, что самосострадание еще никому не помогло. Оно приводит всегда к еще более глубокой скорби. И в очах Божиих оно не оправдывается. Способны ли вы представить себе, каким скверным проповедником оказался бы Петр, если бы он плакал от страха перед каждой проповедью, потому что люди могли бы схватить его во время этой проповеди, а затем убить? Кроме того, Петр сомневался и относительно того, что план Божий для него хорош и справедлив, особенно когда он сравнивал свое положение с положением Иоанна. Поэтому он просил Бога предоставить им "равные права". Это грех. "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11:6). Если мы подвергаем сомнениям добрые намерения Божий относительно нас, тогда, конечно, мы можем петь такую песнь: "Иисус, наверное, не любит меня, потому что неверие мое говорит мне об этом".
Кроме того, может казаться, что Бог несправедлив и заставляет нас нести особенно тяжелый крест. Но знаем ли мы, что переносит в это же время ближний? Быть может, я негодую по поводу моей сломанной шеи и завидую своей здоровой соседке. При этом я не знаю о том, что она внутренне разбита. Петр, вероятно, не мог представить себе, что Иоанну придется изнемогать в преклонные года в темнице на каком-то острове, где он, правда, получил великое откровение. Там Иоанн должен был пребывать в состоянии страстного ожидания того момента, когда увидит будущую славу небес, когда увидит ту славу, которая предназначается у престола Божьего всем мученикам (а среди них и Петру!). Тогда он, может быть, испытывал желание, чтобы Бог в Своей милости сократил и его жизнь.
Так как мы точно не знаем, сколько переносит или перенес другой человек, или почему его следует наказывать, или что должно достигаться или искореняться через несчастья в его жизни, -мы не можем просто сказать того, через какие испытания должен проходить каждый человек. Но если не знаем этого мы, то Бог знает все. "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18:25). Бог действует в жизни каждого из нас своеобразно. Он явит именно ту милость, которая необходима нам, чтобы мы могли нести свой личный крест.
Я с радостью могу сказать, что Шерри по -прежнему принадлежит к самому узкому кругу моих друзей, только зависти у меня больше нет. Помогли мне в этом слова, которые Иисус сказал Петру. Разве не было бы ужасно, если бы нам пришлось проходить через тяжелейшие испытания и Бог подверг бы всех наших друзей таким же? Кто ободрял бы нас? Разве не отраднее пользоваться любвеобильными заботами своих друзей вместо того, чтобы завидовать им из-за их более легкого бремени?
Общение
Когда мы страдаем, нам никогда не следует оставаться в одиночестве. Я не хочу этим сказать, что нам не следует ни на минуту оставаться наедине или иметь отдельную квартиру. Но мы никогда не должны воздвигать стен вокруг себя, чтобы никто не видел наших страданий, чтобы никто не сострадал нам. Бог не хочет, чтобы мы одиноко несли бремя своих страданий. "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их : ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его" (Еккл. 4:9-10).
Если вы не состоите в браке или овдовели, вы, может быть, думаете, что у вас нет никого, кому можно было бы доверить свои заботы. Но и у вас есть семья - другие христиане, которые составляют тело Христово. Это семья верующих, это церковь, которая представляет собою сердечное братское общение, где каждый встречает помощь и домашнюю теплоту. Я полагаю, и об этом говорят мне мои замужние подруги, что плохо для состоящих в браке ограничиваться общением только друг с другом. Бог преднамеренно запланировал Свою Церковь так, чтобы она состояла из людей молодых и пожилых обоего пола, а также из представителей различных общественных кругов. Мы нуждаемся в контакте с ними, чтобы удовлетворять наши внутренние потребности. Я не могла бы обойтись без общения и забот своих друзей в церкви. И друзья у меня разного возраста.
Как печально, если руководители общин и пасторы полагают, что они не должны рассказывать о своих испытаниях членам своих церквей, находящимся под их духовным покровительством. Совершенно верно, мы не можем каждому рассказать о своих личных заботах, но все же у нас должен быть кто-нибудь, кому мы могли бы доверить их. Может быть, нам следовало бы даже рассказать кое-что и всей церкви. Во всяком случае, это должно происходить гораздо чаще, нежели это фактически имеет место. Расхожее представление относительно того, что христиане, выполняющие руководящие функции в церкви, должны быть столь сильны, чтобы никто не мог видеть их собственных страданий и забот, заимствовано отнюдь не из Библии. Павел открыто хвалился своими страданиями и немощами, он часто просил о ходатайственной молитве. Руководитель общины, который не делится своими заботами со своими "овцами", учит их поступать по своему примеру.
Однако что же случается, когда между вами и вашими братьями и сестрами в церкви не существует такого доверия, какого вы желали бы? Тогда вам необходимо что-то предпринять. Общение обычно создается, его не просто находят! Когда я еще училась в гимназии, моя подруга Диана была для меня в этом отношении большим примером. Она не могла терпеть пустых, ненужных разговоров. Это не значит, что она была какой-то нелюдимой, неприветливой и унылой. Напротив! Но она обладала способностью увлекать людей за собой и помогала им отказываться от ненужных помышлений и чувств. Мне кажется, что тайна ее заключалась в том, что она действительно прислушивалась к разговорам своих собеседников и задавала личные вопросы. По выражению ее лица можно было заметить, что она действительно была заинтересована беседой, ее взгляд не блуждал при этом по сторонам.
Но Диана не только слушала. Она принимала также участие в беседе. Конечно, небезопасно доверять другим людям свои сокровенные помышления, страхи и заботы. Таким образом люди отдают себя только на произвол других. Но не является ли эта отдача главной составной частью любви? С тактом и любовью Диана проникала в сферу личных обстоятельств своего собеседника. Она показывала нам, чем фактически является общение. Она могла, например, сказать: "Не могли бы мы помолиться вместе, прежде чем ты уйдешь?" Страдающие люди очень нуждаются в глубокомысленных беседах с другими верующими. Не следует их питать постоянно лишь поверхностными разговорами, таких разговоров у них предостаточно кругом в мире.
Когда вы страдаете, вы можете делать еще что-то, чтобы содействовать общению с другими христианами. Вы можете молиться о них.
Недавно хор одного из христианских институтов предпринял поездку во время пасхальных каникул по восточным штатам. Однажды вечером они устроили духовный концерт в одной из расположенных неподалеку от нас церквей. По окончании певцов распределили на ночлег по два-три человека в разных семьях этой общины. Таким образом у мистера и миссис Эст, родителей моего друга Стива, оказались две девушки.
Когда они вчетвером сидели и, ужиная, беседовали, мистер Эст и его жена начали говорить со свойственным им тактом об Иисусе Христе. Они спросили у этих молодых девушек, как они нашли Господа и что Он совершил в их жизни. К удивлению хозяев, обе студентки весьма воодушевились. "Вы не представляете себе, как я рада, что вы задали эти вопросы", - сказала одна из них. Затем она стала рассказывать о себе. Еще не прошло и года с тех пор, как она уверовала в Иисуса Христа. Следующим ее желанием было, чтобы и родители познали Иисуса Христа, но они не проявляли ни малейшего интереса. Неделю за неделей она безуспешно убеждала своего отца пойти с ней на собрание, пока он, наконец, в одно воскресное утро согласился пойти с ней.
Богослужение, казалось, было ему по сердцу. Люди были приветливы, проповедник произнес соответствующую проповедь - все было чудесно. Позже он признался: "Должен сказать, что богослужение действительно тронуло сегодня меня. Может быть, со временем я стану веровать, как ты, только не заставляй меня". Эта девушка внутренне сияла от радости, благодарила Господа и решила не быть навязчивой.
Семья как раз садилась в автомобиль, когда с другой стороны автомобильной стоянки к ним приблизился какой-то человек, приветствуя её отца. Оказалось, что это был один из церковных старейшин, которого отец встречал иногда на своей работе.
- Как вы поживаете? - спросил он отца, улыбаясь и протягивая ему руку.
- Прекрасно, что вы здесь. Вижу, что вы привезли с собой жену и детей, - сказал он, нагнувшись и кивнув нам через окошко. Но то, что дальше сказал этот человек ее отцу, окончательно смутило девушку. - Позвоните мне как-нибудь. Мы сходим куда-нибудь и выпьем по стаканчику, хорошо? А сейчас мне надо идти. Будьте здоровы!
Он помахал рукой и ушел.
Когда отец сел в автомобиль, воцарилась напряженная тишина.
- Знаешь ли, - сказал он своей дочери, когда они покинули автомобильную стоянку, - я считал этих людей здесь настоящими. Но они не лучше меня.
Таким образом он закрыл своё сердце для Евангелия, никогда больше не посещая богослужений и не беседуя более со своей дочерью о духовных вещах. Семья враждебно настроилась по отношению к вере в Иисуса. Когда дочь в этом году хотела провести пасхальные каникулы вместе со своей подругой на их даче, ей вежливо отказали.
- Поэтому, мистер и миссис Эст, я и отправилась в эту поездку вместо того, чтобы провести эти праздничные дни дома вместе со своими родственниками, - закончила она свое печальное повествование. А затем добавила: - Я так хотела поговорить с кем-нибудь о своей печали. Люди, у которых я ночевала в течение этой недели, были весьма милыми, приятными, но мы беседовали только о погоде. Вот поэтому мы с подругой молились сегодня после обеда о том, чтобы на этот раз нам оказаться у тех, пред кем я действительно могла бы излить свое сердце, с которыми я могла бы быть в общении и вместе молиться. Теперь вам, наверное, понятно, почему мы так обрадовались, когда вы начали беседу на эту тему.
Итак, вы видите, что бывает, когда мы молимся о том, чтобы Бог даровал нам общение, когда человек прилагает усилия для этого. Разделять свою скорбь с другими - это существенная помощь для всех, кому приходится переживать трудности.

Назад Оглавление Далее