Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Цаллагова Ж.В. Возможности получения высшего профессионального образования для людей с инвалидностью в Республике Северная Осетия - Алания

В Республике Северная Осетия-Алания проживает 710 275 человек, из которых - 67 194 являются инвалидами (в том числе 1 группы - 8 049 человек; 2 группы - 47 475 человек; 3 группы - 8 174 человека, детей-инвалидов - 3 496 человек).
Считаю необходимым немного рассказать об организации, которую я возглавляю. В 1995 году по разработанной мною программе в РСО - Алания при Министерстве тогда еще социальной защиты населения, был открыт «Центр реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - единственное на Северном Кавказе учреждение подобного профиля, я бы даже сказала уникальное в масштабах всей России.
Программа реабилитации в Центре включает медицинскую и психологическую помощь инвалидам. Одновременно курс реабилитации могут проходить 50 инвалидов. Центр располагает семью двухместными палатами, действующими круглосуточно. Кроме того, 36 человек может принять дневной стационар. Курс реабилитации - 40 дней. В Центре есть все необходимое для того, чтобы человек себя чувствовал комфортно. Это, я думаю, могут подтвердить и сотрудники «Перспективы».
Конечно, нельзя утверждать, что в нашей республике решены все проблемы инвалидов, но с уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день в этом направлении делается не мало. В частности в прошлом году была принята Республиканская целевая программа социальной поддержки инвалидов на 2006-2009 годы, основными целями которой являются: усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов; содействие решению социальных, профессиональных, экономических, медицинских и правовых проблем инвалидов; обеспечение более полной интеграции инвалидов в общество, в том числе путем обеспечения их техническими средствами реабилитации и оказания протезно-ортопедической помощи; повышение качества медико-социальной экспертизы и эффективности реабилитации инвалидов; снижение общего уровня инвалидности.
А сейчас я бы хотела поговорить о том, как в Республике Северная Осетия — Алания решается вопрос получения высшего образования среди инвалидов. Ко мне обратился ректор СевероОсетинского государственного университета с просьбой разработать план поступления в университет инвалидов, в том числе на инвалидных колясках. В недавнем прошлом Олег Хацаев — вице-премьер Правительства республики, курировавший деятельность Министерства труда и социального развития, поэтому он не понаслышке знаком с проблемами инвалидов. По его просьбе мною в первую очередь был подготовлен список желающих получить образование в названном вузе. Кроме того, был разработан технический план решения данной проблемы, так как обучение инвалидов подразумевает, в числе прочего, строительство пандусов не только в самом университете, но и на прилегающей территории, чтобы можно было подъехать на машине и беспрепятственно попасть на территорию университета. К большому сожалению, мы столкнулись с нерешаемыми проблемами, так как здание ВУЗа строилось еще в далекие советские времена. Решили пока обойтись помощью студентов. Ректор предложил прикрепить к каждому студенту-колясочнику добровольцев среди самих студентов, к счастью таковых оказалось большинство. Конечно, это не лучший выход из сложившейся ситуации, но на данный момент пока единственный.
Кроме того, мы совместно с ректором решили проводить занятия и в «Центре реабилитации инвалидов», так как он полностью приспособлен для людей в инвалидных колясках. Опять-таки к счастью, преподаватели приняли это с одобрением и согласились работать по данной схеме. Самое интересное - я лично была уверена в том, что инвалидов, желающих учиться, окажется не много, но я ошибалась. Практически все, кому было предложено получить высшее образование, согласились. Но по моему твердому убеждению учиться в ВУЗах должны сильнейшие. Мы не должны рассчитывать на снисхождение, я сама категорически против такого подхода и поставила этот вопрос перед ректором, с чем он и согласился. Это пока первый опыт в нашей республике, поэтому о результатах говорить еще рано. А сейчас, прежде чем закончить свой доклад, мне бы хотелось обратиться ко всем присутствующим и еще раз напомнить о том, что на сегодняшний день инвалиды - один из наиболее незащищенных слоев населения. И для того, чтобы чувствовать себя полноценными членами общества, нам необходима ваша помощь, поддержка и просто человеческое участие. Трудоустройство инвалидов — это один из важных шагов в вопросе интеграции инвалидов в общество. От решения этого вопроса зависит, как скоро и насколько полно инвалид сможет почувствовать себя самым обычным человеком!
Благодарю за внимание.

Назад Оглавление Далее