Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Катрина Зепеда, Департамент социальной защиты, Калифорния, США Project Search, США «Роль специальных педагогов в трудоустройстве людей с инвалидностью»

Катрина Зепеда (Katrina Zepeda) - работает в Департаменте социальной защиты в городе Мисьон Вьехо, Калифорния. Она консультирует молодых инвалидов в возрасте 14-22 лет и членов их семей по вопросам трудоустройства. Катрина помогает им найти работу, повысить финансовую независимость, достичь большей уверенности и получить льготы. Она рассказывает о том, что молодые инвалиды могут работать и продолжать получать льготы, увеличивая общую сумму поступающих средств.
Катрина работает специалистом по льготам уже 5 лет и успешно помогает школьникам с инвалидностью добиваться большей самостоятельности и независимости. Благодаря процессу надзора, обучения, трудоустройства и консультирования более 40% учеников находят работу.
Катрина начинала работать в области дошкольного образования, с детьми 5-6 лет. Более 7 лет Катрина работает с молодыми инвалидами.
Родители Катрины Зепеда приехали в США из России, а ее брат, у которого было серьезное психическое заболевание, трагически ушел из жизни в возрасте 50 лет. Это подвигло ее на оказание помощи людям с инвалидностью и их семьям.
Мой доклад будет посвящен подготовке учащихся с инвалидностью к успешному трудоустройству. Такую работу мы проводим в школьном районе «Saddleback», California, США. Программа называется W.E.C.A.R.E (Work Ethics Career and Real life Experience - Работа, Этика, Карьера и Жизненный опыт). Это совместная программа Департамента профессиональной реабилитации и объединенного школьного округа Saddleback по поддержке перехода от учебы к работе. Эта программа объединяет также усилия Департамента по трудоустройству, общественных организаций и частных фирм. Программа дает возможность для учащихся с инвалидностью получить профессию, одновременно заканчивая школу. Программа предоставляет обучение по профессии с выгодой для студентов, работодателей и общества.
Немного опишу наших участников. Мы работаем с молодежью в «переходном возрасте», 14-22 года, которые все еще учатся в школе. Мы работаем с теми, кто может пользоваться общественным транспортом (как с поддержкой, так и без нее). Мы работаем с теми, кто хочет работать и стать продуктивным членом общества.
Чтобы успешно трудоустроиться, нужны следующие качества:
• внешний вид,
• подходящее поведение и социальные навыки,
• правильное отношение,
• надежность,
• пунктуальность,
• ответственность,
• гигиена.
У всякого человека присутствуют определенные ожидания от работы. Ожидается, что независимо от вида она будет продуктивной и ценной. Работа должна давать ученикам ощущение благополучия и приносить удовлетворение. Возможно, что конкретный наш ученик не достигнет всех целей, но это не значит, что работа для него менее ценна.
Современное рабочее место — динамичная, постоянно изменяющаяся среда и она становится все более сложной и автоматизированной, то есть требования к рабочим местам повысились. У работодателей по отношению к сотрудникам есть определенные ожидания. Работодатели — не благотворительные организации и они хотят, чтобы сотрудники повышали ценность организации. Рабочая среда требует способностей к адаптации и определенных ключевых навыков.
Подготовка учащегося к трудоустройству включает следующие действия:
• Мы проводим оценку интересов и способностей учащегося.
• Мы предоставляем общественные программы по оценке профессий.
• Мы предоставляем помощь в обучении и в оплате расходов, связанных с работой, что может включать в себя вспомогательные приспособления.
• Мы обучаем навыкам поиска и удержания работы.
• Мы предлагаем стажировку на рабочем месте как без оплаты, так и с оплатой труда.
• Мы предоставляем услуги по трудоустройству.
• Мы обеспечиваем дальнейшее наблюдение и поддержку в течение 2 лет после окончания школы.
• Мы обеспечиваем профессиональное обучение.
Мы используем новые подходы с тем, чтобы подготовка учащегося происходила в имитируемом рабочем окружении. Мы называем это обучение в процессе работы (work exposure training, w.e.t). Оно подразумевает 6-недельный курс, учение проводится во время летних каникул. В группе не более 10 учащихся (их называют стажерами), два администратора, три профессиональных педагога. Существуют требования к посещаемости, строгие правила и форма одежды, проводится ежедневная оценка, или учащегося увольняют.
При наборе участников обычно принимаются первые 10 желающих, после окончания срока стажировки никого не принимают, без исключений. Учащиеся заполняют заявление о приеме на работу и перед началом посещают ориентационную сессию.
В ходе стажировки участники начинают понимать, что такое подходящие для рабочего места социальные навыки, подходящая для работы одежда, способность управлять перерывами в работе, приобретают основные офисные навыки (учащиеся могут попробовать разную офисную работу по очереди). Приход на работу и уход фиксируются на компьютере. Работа участников оплачивается подарочными картами.
Помимо обучения на рабочем месте проходят также ежедневные собрания сотрудников, ежедневные обсуждения ситуации на работе, организуются поездки в крупные компании, экскурсии и встречи с работниками отделов кадров.
Результаты такого обучения следующие:
• 90% успешно завершают обучение,
• ученикам нравится работать в малом коллективе,
• рабочая обстановка дисциплинирует,
• вырабатываются основные офисные навыки,
• формируются дружеские отношения,
• получение сертификата о прохождении обучения дает ощущение значимости.
Со своей стороны отмечу, что практически все учащиеся превзошли ожидания, и если они надлежащим образом одевались, то и вели себя лучше.
То есть, все цели обучения обычно бывают достигнуты: по окончанию учащиеся лучше подготовлены к выходу на рынок труда, они практикуют социальные навыки, получают ключевые навыки работы, лучше понимают ситуацию на работе.
В составе нашей последней группы у участников была разная инвалидность:
• 5 учащихся с аутизмом,
• 1 учащийся с расстройством обучения,
• 1 учащийся с шизофренией,
• 1 учащийся с нарушением зрения,
• 2 учащихся с задержкой умственного развития.
Я должна отметить и преимущества для работодателей, почему они участвуют в этой программе. Прежде всего, соискатели отобраны заранее, сотрудники стремятся применять полученные навыки на практике, надлежащим образом ведут себя с другими сотрудниками. По окончании обучения и оценки работодатель может подобрать себе новых сотрудников. Отметим также, что работодатель не имеет трудностей, так как присутствует помощник, который помогает новому сотруднику преодолеть сложности, с которыми может столкнуться инвалид (несколько служб и людей поддерживают человека в достижении успеха). Выбранные учащиеся учатся бесплатно для работодателя, так что нет необходимости обучать нового сотрудника, что экономит деньги фирмы. И, наконец, немаловажен и гуманистический фактор - работодатель понимает, что сделал важную вещь, улучшил жизнь человека.
Мы стремимся и дальше готовить учащихся с инвалидностью к успешному трудоустройству при помощи программы стажировки. Закончу я свое выступление цитатой Хелен Келлер: «Моя работа может быть ограничена, но важен тот факт, что это работа».

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы