Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Старобина Елена Михайловна, доктор педагогических наук Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Росздрава «Опыт внедрения поддерживаемого трудоустройства инвалидов в России»86 Кристина Бергрен (Christina Berggren),Катрин Моссберг (Catrin Mossberg), Петер Хуртиг (Peter Hurtig), MISA, Швеция «Создание возможностей по трудоустройству для людей с особенностями развития в Швеции»

Старобина Елена Михайловна родилась в 1950г. в Ленинграде. В 1972г. окончила Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена. С 1973г. по 1991г. работала в НИИ профессионально- технического образования в отделе методологии исследования проблем профтехобразования. В 1988г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Теория и история педагогики". С 1991г. по настоящее время работает в Санкт-Петербургском научно-практическом центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А.Альбрехта Росздрава (до 2000г. Санкт-Петербургский НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов), с 1998г. руководит отделом профессиональной реабилитации инвалидов. В 2004г. защитила докторскую диссертацию по специальности «Теория и методика профессионального образования».
Имеет более ста восьмидесяти печатных работ по проблемам профессионального образования и профессиональной реабилитации инвалидов. Среди последних наиболее значимые:
Профессиональное образование инвалидов. Монография. - М, 2003г. Problems of Supported employment in Russia. VII Conference of the European Union of Supported Employment. Barselona, 15-17 June 2005, p.145.
Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. - М. ФОРУМ, 2007. (Научный редактор и соавтор)
Член Международной ассоциации исследований в области умственной отсталости (IASSID). В 2006 году организовала и провела в Санкт-Петербурге круглый стол группы IASSID «Трудоустройство» (Employment Affinity Group) «Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью» с участием представителей 9 стран Западной Европы, Скандинавии и Австралии, а также более 100 человек из различных городов России. Вицепрезидент фонда «Содействие интеграции в общество лиц с проблемами в развитии Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона».
Участвовала в ряде международных проектов, в том числе была координатором Российско-Финского проекта «Поддерживаемое трудоустройство» (1996-2000гг.) В настоящее время является региональным координатором проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», финансируемого Европейской Комиссией.
Во многих странах мира люди, имеющие интеллектуальные нарушения, успешно работают в условиях открытого рынка труда с помощью программы поддерживаемого трудоустройства. Эта программа не только содействует поиску работы, но и помогает адаптироваться на рабочем месте. Идея поддерживаемого трудоустройства нова как для России, так и для целого ряда западных стран.
Если человек с нарушениями в развитии получает работу в условиях открытого рынка труда, то выигрывают все, ибо растет уверенность, самоуважение и независимость этого человека, а предприятия получают при этом продуктивных работников, на которых можно положиться, и к тому же лояльных к своим работодателям.
В России люди, имеющие умеренные интеллектуальные нарушения, могут получить работу в основном в лечебно-производственных мастерских. Однако опыт других стран показывает, что многие из них могут успешно трудоустроиться и на открытом рынке труда, если оказать им при этом помощь и поддержку.
В 1998 году в Санкт-Петербурге Финской Ассоциацией проблем нарушений развития и Санкт-Петербургской Ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов при участии Санкт- Петербургского научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов был начат пилотный проект «Поддерживаемое трудоустройство» [1-3].
Целью проекта явилась передача международного опыта по поддерживаемому трудоустройству России и создание системы поддерживаемого трудоустройства сначала в Санкт-Петербурге, а затем распространение ее в России для улучшения жизни молодых людей с интеллектуальными нарушениями и более полной интеграции их в общество. Проект был нацелен на помощь молодым людям с нарушениями интеллекта от 18 до 30 лет, которые мотивированы на работу на открытом рынке труда и имеют поддержку своих стремлений в семье. По завершении проекта в январе 2001 года было трудоустроено 38 молодых людей, которые до этого нигде не могли найти себе работу.
Модель «Поддерживаемого трудоустройства» была разработана в США в конце 70-х годов для содействия работе людей с нарушениями в развитии на открытом рынке труда [4]. Первые программы поддерживаемого трудоустройства были внедрены в основном для поддержки людей с нарушениями в интеллектуальном развитии и были наиболее успешными в работе с людьми, имеющими легкую или умеренную степень нарушений.
Поддерживаемое трудоустройство предлагалось в качестве альтернативного решения таким традиционным вариантам, как центры активной терапии, специализированные мастерские и реабилитационные программы. Все эти варианты предполагали изоляцию человека в процессе труда и в реальной жизни.
Поддерживаемое трудоустройство основано на том, что хорошие результаты могут быть достигнуты с помощью подбора подходящей работы, обучения и поддержки на рабочем месте. Основанное на принципах участия, автономии и равенства, поддерживаемое трудоустройство обеспечивает реальную возможность для людей с нарушениями в развитии работать в условиях открытого рынка труда.
Основными принципами поддерживаемого трудоустройства являются [6]:
• индивидуальное планирование, индивидуальный поиск работы для каждого человека. При этом сначала осуществляется оценка навыков, способностей, талантов, интересов и желаний в вопросах трудоустройства, а затем составляется план подбора рабочего места;
• интеграция, которая предусматривает, что люди с проблемами в развитии, работающие в условиях открытого рынка труда, трудятся рядом с людьми без нарушений в развитии по одному или небольшими группами и в тех же условиях, что и остальные работники. Это создает условие естественной интеграции;
• обучение на рабочем месте - после подбора подходящего рабочего места непосредственно на этом месте организуется обучение выполнению трудовых функций;
• помощь в адаптации и поддержка на рабочем месте в течение длительного периода. Поддержка может быть обеспечена куратором службы поддерживаемого трудоустройства или наставником внутри предприятия.
Поддержка может включать в себя следующие мероприятия:
• обучение и инструктирование работника непосредственно на рабочем месте;
• адаптация на рабочем месте;
• корректировка функциональных обязанностей;
• обучение ориентировке в городе и пользованию общественным транспортом;
• обучение социальным навыкам;
• помощь в решении возникающих проблем (с работодателем, с социальными и экспертными службами и пр.).
Каждый из участников поддерживаемого трудоустройства имеет определенные обязанности: и куратор, и сам работник, и его родители и, конечно, работодатели.
Обязательства работника: готовность работать, учиться, адаптироваться, сотрудничать с нанимателем, сослуживцами и наставником, принимать инструкции от куратора (наставника) и начальника, быть пунктуальным, соблюдать личную гигиену, правила техники безопасности, быть надежным и преданным, максимально эффективным.
Обязанности куратора: помощь в поиске рабочего места и оформлении на работу, выяснение трудовых обязанностей работника, помощь в освоении рабочего места, установление контакта с должностными лицами, постоянный контакт с работником, нанимателем и семьей, помощь работнику при вхождении в трудовой коллектив, обсуждение и решение проблем, возникающих у семьи, сослуживцев по работе и работника, защита подопечного, обучение пользованию общественным транспортом, консультирование семьи.
Обязательства работодателя: оформление на работу в принятом по закону порядке, начисление зарплаты в соответствии с нормами оплаты труда, обеспечение безопасности на рабочем месте, разъяснение режима работы и трудовых обязанностей, обучение на рабочем месте, обеспечение инструментами, оборудованием и защитной одеждой, обеспечение теми же условиями труда, что и других работников, предоставление объективной информации куратору и работнику, содействие интеграции, поощрение и поддержка работника.
Обязательства семьи: обеспечение готовности к работе - соответствующей одеждой и обувью, продуктами для обеда на работе, доставки на работу и с работы (сопровождение, если это необходимо), медицинской помощи, обучение социальным навыкам, обучение навыкам безопасности дорожного движения, постоянный контакт с нанимателем и наставником, информирование нанимателя или наставника, если работник болен и не может прийти на работу, постоянная поддержка работника.
Существует точка зрения, что работодатели не горят желанием принимать людей с нарушениями в развитии на свое предприятие. Однако международный опыт показывает, что многие предприниматели охотно принимают к себе таких работников, ибо [5,6]:
• люди с нарушениями в развитии имеют высокий уровень мотивации к работе;
• они ответственны, честны и лояльны по отношению к работодателю и своим коллегам;
• более пунктуально, чем остальные работники, выполняют требования по безопасности труда;
• они реже болеют и физически выносливы;
• при правильном подборе работы и обеспечении соответствующего обучения и поддержки работа людей с нарушениями в развитии может быть такой же производительной, как и работа их коллег;
• трудоустройство людей с нарушениями в развитии может повысить имидж бизнеса и улучшить моральный климат в коллективе.
Каждый человек, включая людей с интеллектуальными нарушениями, имеет какие-то умения, таланты и качества, которые могут быть экономически выгодны предпринимателю. Каждый также имеет уникальное сочетание поведения, характера, черт, привычек и склонностей. Такие индивидуальные качества, как честность и преданность, часто ценятся выше при подборе нового персонала.
Успешность трудовой деятельности, как и всякой другой, детерминируется не только уровнем развития интеллекта, но и такими факторами, как степень мотивированности, наличие и знак эмоциональных реакций, возможность волевого контроля поведения.
Система поддерживаемого трудоустройства зарекомендовала себя как эффективный путь интеграции инвалидов в мир труда в самых разных странах всего земного шара: от Америки и Европы до Австралии и Африки. С помощью поддерживаемого трудоустройства тысячи людей с нарушениями в развитии работают в условиях открытого рынка труда и более полно участвуют в жизни общества [7].
Технология поддерживаемого трудоустройства включает следующие этапы:
1. отбор желающих трудоустроиться,
2. изучение претендентов на трудоустройство и их семей,
3. подбор возможных рабочих мест,
4. трудоустройство и поддержка на рабочем месте.
1. Отбор желающих трудоустроиться. Для трудоустройства приглашаются инвалиды, имеющие умеренные нарушения интеллектуального развития, желающие трудоустроиться на открытом рынке труда и поддерживаемые семьей.
2. Изучение претендентов на трудоустройство и их семей. Кураторы должны подробно изучить мотивированность, трудовую направленность, уровень социальной адаптированности и трудовые возможности каждого молодого человека. Изучение осуществляется в процессе бесед с самим инвалидом, с его родителями, с социальными работниками и другим персоналом, работавшим с ним.
При изучении претендентов кураторы также близко знакомятся с родителями, семьей, привлекают их к поиску рабочих мест и решению имеющихся проблем.
Как правило, все молодые люди с умеренными интеллектуальными нарушениями мало и плохо читают, плохо пишут и считают, многие не умеют обращаться с деньгами, ориентируются во времени только по электронным часам, мотивация на труд у всех разная, хотя и положительная, имеют низкую самооценку. Много личных и семейных проблем. Мало кто имел опыт работы. Выбор рабочего места затруднен из-за низкой информированности как молодых людей, так и родителей, недостаточного социального опыта и отсутствия у многих трудовой и предпрофессиональной подготовки. Профпланы сформированы только в общем виде (хорошо бы устроиться на работу, но куда, на какую специальность и как?). Почти у всех имеются проблемы в общении. Чаще всего требуется формирование конкретных профессиональных планов и коррекция неадекватных планов.
В ряде случаев необходимо проведение углубленной профориентации для уточнения склонностей, предпочтений, которые у многих еще не сформированы, особенностей психики (родители, как правило, скрывают поведенческие и психологические проблемы своих детей).
В результате изучения претендентов на трудоустройство кураторы составляют план поиска рабочего места, где указываются ориентировочные рабочие места и те мероприятия, которые должны быть проведены для поиска рабочего места и последующего трудоустройства.
Сюда могут быть включены такие мероприятия как, например, регистрация или консультация в службе занятости, изменение рекомендации бюро МСЭ, коррекция профессиональных планов, работа с родителями, обучение социальным навыкам и т. п. Эти планируемые мероприятия должны разрешить все имеющиеся у молодых людей и их родителей проблемы, мешающие непосредственному трудоустройству.
3. Подбор рабочих мест. Подбор рабочих мест осуществляется кураторами после подробного изучения претендентов на трудоустройство и в некоторых случаях после согласования с бюро МСЭ трудовых рекомендаций. Инвалиды, получившие трудовую рекомендацию бюро МСЭ, могут быть зарегистрированы в службе занятости для подбора рабочих мест.
Могут быть использованы следующие источники поиска рабочих мест:
- служба занятости и биржа труда для инвалидов;
- газеты службы занятости с объявлениями о предоставлении работы;
- родители, родственники и знакомые.
С учетом особенностей и потребностей данной категории инвалидов можно порекомендовать следующие варианты рабочих мест: дворник, уборщица, помощник на кухне, распространитель газет, санитарка, подсобный рабочий, разнорабочий, упаковщик, сборщик, шлифовщик, штамповщик, изготовитель различных художественных изделий и т.п.
Они могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также трудиться на подсобном производстве.
Наиболее рациональной является групповая (звенья, бригады) форма организации труда с участием здоровых работников, которые выполняют роль наставников и осуществляют естественную поддержку.
В процессе осуществления пилотного проекта отказы в трудоустройстве были получены по разным причинам:
• не хотим брать инвалидов вообще (в большинстве случаев);
• никогда не работали с таким контингентом (с интеллектуальными нарушениями) — такова причина отказов у многих предприятий, принимающих на работу инвалидов-опорников, слабовидящих или с общими заболеваниями;
• работа слишком опасна (предприятия строительного профиля, крупные промышленные предприятия);
• мы не можем себе позволить брать кого-то себе в нагрузку, так как у нас слишком высокий темп, мы не имеем работы, которую может делать инвалид (многие коммерческие предприятия);
• мы сейчас никого не принимаем из-за сокращения штатов;
• мы не можем на одну ставку взять двух людей, чтобы поделить рабочее время и выполняемые функции, у нас нет недостатка в претендентах - лучше возьмем одного здорового;
• ваши молодые люди отпугнут от нас клиентов (кафе).
Государственные учреждения и бюджетные организации, как правило, отказывали в предоставлении рабочих мест, так как не хотели брать дополнительную нагрузку при низких зарплатах.
11 из 58 предприятий и организаций готовы были принять на работу клиентов проекта. В ряде случаев, при согласии принять на работу инвалидов из проекта, после посещения предприятий кураторы отказывались от рабочих мест из-за вредных условий труда (например, в Российской Публичной библиотеке — пыльщики), из-за неподходящих условий труда (ночные или суточные дежурства санитаров в больницах), из-за высокой интенсивности труда и плохих социальных условий (АОЗТ ВЛОНА — лозоплетение), из-за невозможности нести материальную ответственность (мойщицы посуды в кафе) и т.п.
Не отказывают в приеме на работу, как правило, те фирмы, которые имеют опыт работы с инвалидами, хотя прежде никогда не брали на работу инвалидов с интеллектуальными нарушениями.
После того, как подобрано конкретное рабочее место, которое подходит возможностям, способностям и потенциалу инвалида, осуществлялось непосредственное трудоустройство.
4. Трудоустройство и поддержка на рабочем месте. Трудоустройство осуществляется в несколько стадий:
- трудовая проба;
- оформление на испытательный срок;
- испытательный срок - обучение выполнению трудовых функций с адаптацией на рабочем месте;
- оформление на работу;
- работа с поддержкой.
Трудовая проба осуществлялась в том случае, когда сам инвалид еще не представлял характер предстоящей работы, а куратор и работодатель не вполне уверены в том, что инвалид справится с работой.
В ряде случаев пробы показывают, что определенные виды работ не подходят тому или иному инвалиду, например, из-за плохой моторики рук, из-за трудностей с соблюдением трудового режима, невозможности выполнять монотонную работу ....
К моменту начала испытательного срока у работодателя должна быть составлена должностная инструкция на конкретное рабочее место и он должен быть согласен на испытательный срок на данном рабочем месте конкретного инвалида. В этот период начинается обучение инвалида выполнению основных функций.
В период первоначальной адаптации на рабочем месте куратор постоянно работает со своим подопечным: учит, как нужно работать, как соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасного труда, как нужно планировать работу и рабочий день, помогает поверить в себя, повышая самооценку, вводит в коллектив, выявляя и предотвращая возможные конфликты, учит, как лучше добраться до работы и как пользоваться общественным транспортом, учит опрятности, вежливости, правильно и адекватно реагировать на замечания мастера, сотрудников.
Куратор ведет переговоры с работодателем, решает все организационные вопросы.
В этот период кураторы ежедневно общаются с родителями вечером по телефону, обсуждая впечатления ребят от прошедшего дня, возникающие проблемы, чтобы принять совместное решение. Если куратор видит, что работа не нравится или не подходит молодому человеку, то он готовит его к переходу на другое рабочее место на том же предприятии или подыскивает новое рабочее место на другом предприятии.
Когда период первичной адаптации проходит и работник может работать самостоятельно или с поддержкой наставника в коллективе, то поддержка куратора уменьшается. Однако куратор продолжает держать связь с работодателем, родителями, наставником по телефону и при еженедельном посещении.
Как показала практика, многим молодым людям, вовлеченным в проект, в частности со сложными типами дефекта психики, для успешного выполнения трудовых функций требуется постоянная поддержка наставника на рабочем месте в течение длительного времени. Наставник может осуществлять групповую курацию.
В период адаптации куратор отслеживает динамику хода адаптации на рабочем месте, изменения, происходящие с молодыми людьми.
Всего в результате проекта трудоустроено 38 молодых людей, которые до этого проекта нигде не могли найти себе работу. Работа благотворно влияет на молодых людей: практически у всех повышается самооценка, самостоятельность, уверенность в себе, общительность, дисциплинированность, умение ориентироваться в городе и самостоятельно в нем передвигаться, повышается настроение, они начинают осознавать себя как социально значимую личность, учатся преодолевать свои недуги, понимают, что стали помощниками в семье, принося зарплату, если работают сдельно, то стараются больше сделать. В работе их отличает большое усердие, многие не тяготятся монотонным трудом, дорожат своим рабочим местом, стараются реже болеть.
Большие изменения происходят и с родителями. Первоначально многие не верят, что их детьми кто-то будет заниматься и сможет трудоустроить. Они воочию видят, что их дети становятся более собранными, аккуратными, общительными, у них появляются друзья, повышается самооценка, улучшается настроение. Родители посмотрели на своих детей с другой стороны и поняли, что они стали взрослыми, что они могут общаться, трудиться и жить полноценно.
Очень большое значение для внедрения системы поддерживаемого трудоустройства имеет информационная работа с целью пропаганды данной системы, информирования родителей и специалистов, работающих с данным контингентом инвалидов, о преимуществах системы, изменения отношения общества к инвалидам вообще и к инвалидам с проблемами в развитии в частности. Информационные материалы могут распространяться на всех городских мероприятиях, связанных с реабилитацией инвалидов. Также могут проводиться семинары для родителей, для работников реабилитационных учреждений и службы занятости.
Как показал опыт, реализация поддерживаемого трудоустройства сопряжена со следующими проблемам:
• отсутствие трудовых рекомендаций у молодых инвалидов с умеренными интеллектуальными нарушениями. Причина — отсутствие практики трудоустройства данного контингента;
• неподготовленность предпринимателей, врачей-экспертов, педагогов и других специалистов, работающих с инвалидами с интеллектуальными нарушениями, родителей к трудоустройству данного контингента инвалидов на открытом рынке труда;
• отсутствие в стране системы производственной адаптации инвалидов;
• отсутствие системы квотирования рабочих мест для инвалидов и системы льгот для предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов;
• неподготовленность общества к интеграции инвалидов, в частности с интеллектуальными нарушениями.
Несмотря на трудности, возникшие проблемы и некоторые негативные моменты, интеграция инвалидов с интеллектуальными нарушениями в общество через их трудоустройство как на открытом рынке труда, так и в социальных фирмах, дает большой положительный эффект. Общество нужно приучать к совместному сосуществованию, к пониманию и сочувствию такому сложному и социально незащищенному контингенту, каковым являются инвалиды с интеллектуальными нарушениями. Любой опыт по трудоустройству является камнем в фундаменте построения здорового российского общества.
В целом модель поддерживаемого трудоустройства может быть широко внедрена в России на базе:
• Центров дневного пребывания и постшкольных центров для людей с интеллектуальными нарушениями;
• Психоневрологических интернатов и диспансеров, детских домов-интернатов системы социальной защиты;
• Элементы модели могут быть использованы службой занятости, коррекционными школами и специализированными учебными заведениями профессионального образования для содействия трудоустройству данного контингента молодых людей.
В настоящее время эта работа продолжается в Санкт-Петербурге только в психоневрологических интернатах и успешно. Например, в ПНИ №1 работают с поддержкой в открытом рынке труда 58 инвалидов с умеренными нарушениями интеллекта. Сейчас вновь начинается проект по широкому внедрению поддерживаемого трудоустройства на базе специализированного предприятия для инвалидов и центров реабилитации.
Для внедрения модели необходимо предусмотреть введение в указанные учреждения необходимых штатных единиц социальных работников по трудоустройству.
Как показал анализ рынка труда, имеется достаточно возможностей и вакантных мест для трудоустройства молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями. Однако работодатели не подготовлены к трудоустройству данного контингента молодых людей. Путем целенаправленной работы необходимо изменять мнение предпринимателей, врачей-психиатров и врачей-экспертов, педагогов и других специалистов, работающих с инвалидами с интеллектуальными нарушениями, родителей о возможностях данного контингента инвалидов в плане трудоустройства в открытом рынке труда.

Использованная литература

1. О'Брайен Дж. Поддерживаемое трудоустройство //Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. - СПб, 1999, - с. 35-36.
2. Профориентация, профобучение и трудоустройство инвалидов с умственной отсталостью - М.: ФОРУМ. - 2007. - 225 с.
3. Старобина Е.М, Агрба М.В. и др. Новые возможности трудоустройства инвалидов с интеллектуальными нарушениями. - СПб. - 2000.
4. Urbain C. Supported Employment: A Step-by-Step Guide. PACER Center, Inc., 1992, Minneapolis.
5. Bauliss P. Employment and people with severe leaning difficulties. London, 1992.
6. Howton F. L. Providing Employment Support for People with Long-Term Mental Illness. Choices, Resources, and Practical Strategies, Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co, 1995.
7. O'Brien J. Beating the odds. People with severe and profound disabilities as a resource in the development of supported employment. Supported employment: naturally the right choice. 7th EUSE Conference, Barcelona, 15-17 June 2005, 11 - 21.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы