aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Эрик Самой, специалист по социальной политике Департамент труда и социальной экономики, Бельгия «Программы трудоустройства инвалидов в Бельгии»

Эрик Самой (Erik Samoy) получил степень кандидата социологических наук в Университете Левин, его исследования были посвящены 50 годам политики по трудоустройству и занятости инвалидов в Бельгии. В течение многих лет проводил исследования на факультете социологии и в высшем институте изучения труда в Университете Левин. Затем начал работать в администрации Фландрии, где сейчас занимает должность специалиста по политике в Департаменте труда и социальной экономики. Проводил исследования и консультировал Бюро европейской комиссии по вопросам инвалидов и Европейский совет, а также участвовал в исследовании политики по отношению к инвалидам в странах ОЭСР.
В Бельгии политика на рынке труда во многом находится в ком-петенции региональных властей. Фландрия — один из трех бельгийских регионов (другие — это Брюссель и Валлония). Я расскажу о том, что происходит во Фландрии, в которой проживает примерно 6 миллионов из 10 миллионов жителей Бельгии. Некоторые из наиболее известных городов Фландрии — это Брюгге, Гент, Антверпен и Брюссель.
Позвольте рассказать вам о программах на федеральном уровне. На федеральном уровне обеспечиваются социальные гарантии, такие как пособие по безработице и льготы для инвалидов. Правила одинаковы по всей стране. Однако, услуги по трудоустройству, профессиональному обучению и другие специальные услуги для инвалидов организуются на уровне регионов, где правила задает региональное правительство.
Услуги для всех ищущих работу
Общественная служба трудоустройства во Фландрии, которая предоставляет услуги всем ищущим работу, независимо от наличия инвалидности, — это Фламандская служба по трудоустройству и профессиональному обучению (VDAB). Она также предоставляет услуги для работодателей. Работодатель может поместить имеющуюся у него вакансию на сайте Службы со всеми требованиями, а соискатель может получить доступ к сайту через Интернет или при помощи специальных терминалов, установленных в общественных местах. В настоящее время в системе более 50 тысяч вакансий, что представляет собой большую часть мест предлагаемых на рынке труда. С другой стороны, соискатели могут разместить на сайте свое резюме, а работодатели во время поиска кандидатов рассматривают их. Инвалиды могут воспользоваться этими услугами, как и все остальные. Соискатели, предпочитающие личный контакт, могут обратиться в местное отделение Службы. Служба ведет активную деятельность: люди, которые остаются безработными в течение длительного времени, получают текстовые СМС или телефонные звонки, рассказывающие о вакансиях, которые соответствуют их профилю; или же их приглашают на встречу с сотрудником местного отделения Службы. Служба также предлагает услуги по тестированию и профессиональному обучению соискателей.
Большинство из этих услуг бесплатно, однако соискатели, требующие пособия по безработице, обязаны ими пользоваться.
Включение услуг для инвалидов в обычный спектр услуг
Ранее во Фландрии для инвалидов существовали отдельные службы трудоустройства, но сейчас они являются частью общей Службы. Применяя политику включения, все равно необходимо понимать, для кого обычные услуги не подходят, и таких людей нужно выявить как можно скорее. Если в местное отделение приходит человек на инвалидной коляске, то очевидно, что ему могут потребоваться специальные услуги. Однако многие виды инвалидности незаметны, так что сотрудники Службы должны уметь их распознавать и направлять соискателей по верному пути. Следует также учитывать предпочтения самого инвалида, однако не до такой степени, чтобы люди без всякой помощи ничего так и не нашли. Инвалиды, которые в течение нескольких месяцев не могут найти работу, прикрепляются к отдельному сотруднику, который направляет их в поиске работы. Таких сотрудников мы называем «сопровождающими». Они могут направить соискателя в специальные центры тестирования, где выявляются их предпочтения в области трудоустройства и определяется, нужно ли им дополнительно обучение. Наши центры профессионального обучения для инвалидов раньше были сегрегированными, люди в них обучались в течение года или даже больше. Сегодня все по-другому. Первоначальное обучение в центре ограничено несколькими неделями, затем люди обучаются в фирме или организации прямо на рабочем месте и возвращаются в центр только в том случае, если им нужно приобрести особые навыки. Это позволяет адаптировать программу обучения к индивидуальным потребностям и способностям человека, к тому, что необходимо для выполнения работы. Обучение не длится больше, чем необходимо. Место, где люди обучаются на рабочем месте, как правило, и есть место, где они потом получают постоянную работу. Если это невозможно, или по какой-то другой причине, человек получает дополнительную помощь и обучение в поиске работы.
«Сопровождающие» отслеживают весь путь человека и предо-ставляют специальные услуги, если это необходимо. Это включает в себя доступ к специальным центрам обучения и некоторые важные услуги для работодателей. Существуют субсидии на адаптацию рабочего места, которые могут достигать значительных сумм, но используются редко. Неизвестно, происходит ли это, потому что эти субсидии не нужны или из-за невежества работодателей. Люди с глухотой могут получать услуги переводчика на рабочем месте. Работодатели, принимающие на работу инвалида, могут получить субсидию в заработной плате, достигающую 50% от общих расходов на заработную плату и не ограниченную во времени.
Для некоторых людей обычное трудоустройство, даже при наличии всех услуг по поддержке, все равно недоступно. Для таких инвалидов существуют специализированные предприятия, на которых они получают работу и хотя бы минимальную заработную плату. Люди, которые еще менее способны к работе, направляются в специализированные программы трудоустройства (неоплачиваемая работа) или дневные центры по уходу.
Специализированное трудоустройство во Фландрии
Мастерские/специализированные предприятия, созданы в 50-ые и 60-ые годы, особенно развивались в 70-ые и 80-ые. В 90-ые количество мастерских/спец. предприятий не менялось, но число занятых в них людей продолжало расти. Сейчас действуют 68 (признанных) мастерских/спец. предприятий, управляемых 54 НКО и государственной организацией (одна мастерская). Некоторые довольно большие (даже более 1000 работников), в остальных менее 100 работников, в среднем получается несколько сотен человек на одну мастерскую.
В конце 2006г. 18 500 людей работали по трудовому договору в мастерских, из них около 15 000 (80%) - инвалиды на производстве, около 3000 (16%) - обслуживающий персонал или лица, оказывающие техническую поддержку (300 из обслуживающего персонала - инвалиды), а остальные (600, или 4%) - работающие на производстве и относящиеся к другим группам риска.
Большинство инвалидов, занятых на производстве, имеет ментальные нарушения (75%), а также есть большая группа лиц с психологическими и физическими проблемами. У многих множественные нарушения (ментальные, психологические, психические, сенсорные). Из них 60% работников - мужчины, 17% старше 50.
Мастерские получают финансирование от Фламандского прави-тельства на оплату труда работников, занятых на производстве, и обслуживающего, поддерживающего персонала. В 2006 г. общая сумма финансирования составила 180 миллионов евро, что примерно около 10 000 евро на человека в год (180 млн. / 18500 чел.). Также существуют субсидии от федерального правительства в виде сокращения взносов в систему социальной защиты. Средняя зарплата 17,56 евро в час (в 2006 г.), субсидии (Фландрия + федеральные) покрывают 10,49 евро, остается 7,07 евро, которые должны быть получены за счет производственной деятельности. В 2006г. 21 мастерская имела отрицательные финансовые показатели по производственной деятельности.
Мастерские/спец. предприятия предлагают инвалидам постоянную работу. Есть и некоторая текучка. В 2006 г. 1100 человек было нанято, около 800 уволились и ушли на пенсию, предпочли инвалидные пособия. Всего 56 инвалидов уволились с целью устроиться на обычную работу, около половины из них вернулись в мастерскую в течение года после увольнения. Это показывает необходимость связующего звена между мастерской и обычным рынком труда, таким звеном может стать программа поддерживаемого трудоустройства.

Назад Оглавление Далее