Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Внедрение социального сопровождения семей с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе: разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики; обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством институционализации социального сопровождения семей с детьми; создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми.
Внедрение социального сопровождения семей с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по следующим направлениям деятельности:
- разработка региональных модельных программ социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе регламентов;
- определение критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в оказании им помощи через социальное сопровождение;
- выявление семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, проведение необходимых процедур для принятия решений о предоставлении им социального сопровождения;
- создание (модернизация) информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности помощи и др.;
- мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, качества и результативности предоставляемой им помощи в виде социального сопровождения.
Семья является полноправным участником процесса реабилитации ребенка. Главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулирование ее активности, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности.
Одной из главных задач современной социальной политики является улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, через повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала таких семей, качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг. Одним из вариантов решения данной задачи является развитие информационных технологий в рамках программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное консультирование в онлайн-режиме с помощью сети Интернет основано на принципах семейно ориентированной направленности и межведомственного взаимодействия, которые предполагают сотрудничество и партнерские отношения с родителями, специалистами.
Целью оказания дистанционной консультативно-методической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является увеличение количества семей данной категории, преодолевших социальную беспомощность и изолированность; повышение уровня доступности социальных услуг.
Так, в Вологодской области на базе муниципального бюджетного учреждения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" (г. Череповец) в кабинете дистанционного консультирования предусмотрены два функциональных блока: консультационный, который оборудован офисной мебелью, ноутбуком с web- камерой и соответствующим программным обеспечением, многофункциональным устройством, факсом, и активационный, в котором размещены реабилитационное оборудование и спортивный инвентарь (детские тренажеры, массажные мячи, мягкие модули и др.) для организации процесса дистанционного консультирования с применением оборудования. Активационный блок применяется также для занятий ЛФК. С целью организации консультирования вне таких кабинетов (по месту проживания семьи, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др.) дополнительно приобретен ноутбук с web-камерой и соответствующим программным обеспечением.
Отработана система по предоставлению дистанционных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в муниципальных районах Вологодской области. Создан банк данных семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от рождения до 18 лет, на основе сведений, полученных из управлений социальной защиты населения муниципальных районов; организовано дистанционное диагностическое обследование социального развития детей, а также психоэмоционального состояния родителей (по запросу родителей); оказываются дистанционные консультативные услуги, которые включают в себя разовые консультации для детей и родителей (об особенностях и перспективах развития и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья); осуществляется дистанционное обучение родителей методам и приемам проведения развивающих занятий с детьми; проводятся тематические горячие линии (по проблемам детско-родительских отношений, оказанию психолого-педагогической поддержки родителям, оформлению жилищных субсидий, компенсаций по уходу за ребенком-инвалидом, получению других социальных услуг).
Технология дистанционного консультирования предусматривает и профессиональную поддержку участковых социальных работников комплексных центров социального обслуживания пяти территорий области через оказание дистанционных консультативных услуг для специалистов. Такое консультирование осуществляется по запросу участковых социальных работников на разных этапах реализации программы сопровождения семьи, а также с целью отслеживания эффективности предоставляемых социальных услуг семьям.
Учитывая новые тенденции в развитии системы социального обслуживания населения, внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо отметить следующие изменения. На территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации создается единая служба, обеспечивающая сопровождение семей, нуждающихся в социальной помощи. Работники, осуществляющие социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включаются в состав участковой социальной службы. Структурно специалисты по социальному сопровождению семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья могут входить в состав отделений реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья комплексных центров социального обслуживания населения.
Участковая социальная служба призвана осуществлять деятельность по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социальному сопровождению семей с такими детьми и оказанию своевременной и комплексной поддержки семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.
Организация работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими признаки семейного неблагополучия, осуществляется во взаимодействии со специалистами органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Непосредственно в обязанности участковых социальных работников включены информационно-организационные функции. С учетом опыта работы участковых социальных служб, специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, сложился определенный механизм работы участковых социальных работников по социальному сопровождению.
Раннее выявление семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет своей целью минимизацию негативных последствий для семьи, связанных с инвалидизацией ребенка, профилактику инвалидизации ребенка и оказание своевременной комплексной помощи для преодоления трудной жизненной ситуации с учетом индивидуальных потребностей. Выявление семей, нуждающихся в социальном сопровождении, и максимальное удовлетворение потребностей семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляются через развитие межведомственного, межсекторного и межотраслевого взаимодействия.
Так, в Новосибирской области в целях создания условий для раннего выявления семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья организована работа по следующим направлениям:
1) информированию учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, населения о деятельности участковых социальных работников, обеспечивающих сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (направление информационных писем в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; размещение информации в учреждениях; информирование через средства массовой информации и др.);
2) выстраиванию партнерских отношений с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными органами и организациями, оказывающими услуги семьям с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
3) непосредственно организации деятельности по выявлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: получение сведений от специалистов органов и учреждений социального обслуживания населения; иных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; органов местного самоуправления, общественных объединений и населения.
В Новосибирской области раннее выявление семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечено участковыми социальными службами, осуществляющими сопровождение семей с детьми, в том числе семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа специалистов участковой службы построена по территориальному принципу, максимально приближена к месту проживания жителей. Территория каждого муниципального образования Новосибирской области поделена на участки (с учетом деления муниципального образования на городские и сельские поселения, демографических и территориальных особенностей), за которыми закреплены определенные участковые социальные работники. В целях изучения социальной ситуации на подведомственной территории специалистами участковых служб в постоянном режиме организуется проведение социальной паспортизации семей и социальное картографирование ресурсов территории.
Как правило, данные социальной паспортизации семей включают в себя как количественные (число семей, проживающих на территории, количество различных категорий семей в зависимости от состава семьи, материального и социального положения семьи, уровня семейного благополучия и т.д.), так и качественные характеристики (типы проблем семей, частота упоминания проблем, особенности территориального распределения семей и т.п.). Социальное картографирование ресурсов местного сообщества на территории позволяет выявить имеющиеся ресурсы, необходимые для проведения работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим возможность решения трудной жизненной ситуации семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является организация межведомственного взаимодействия. В этой связи показателен опыт Псковской области в рамках развития региональной системы социальной поддержки семей и детей.
В целях оказания необходимого содействия семье, воспитывающей ребенка-инвалида, по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), выданной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области", приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 30 ноября 2012 г. № 430 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по координации мероприятий по реализации ИПР ребенка-инвалида и оказанию необходимого содействия ребенку-инвалиду. Государственная функция осуществляется непосредственен но через территориальные управления г. Пскова и Великие Луки или уполномоченные учреждения - центры социального обслуживания. В соответствии с достигнутой договоренностью с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы указанные органы и учреждения утверждаются ответственными в ИПР за реализацию мероприятий социальной реабилитации детей-инвалидов. Они самостоятельно определяют и направляют ребенка-инвалида в соответствующие учреждения для прохождения социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой реабилитации, участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях. Выстроенная модель работы направлена на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия в семье, своевременное оказание необходимой помощи, привлечение специалистов различных ведомств и организаций для успешного преодоления трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальной помощи, переход от заявительного принципа оказания услуг к выявительному.
Деятельность носит превентивный характер в вопросах разрешения семейных проблем. Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований области, учреждениями здравоохранения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта, органами внутренних дел строится на договорных основах. В многостороннем договоре оговариваются зоны ответственности каждой из сторон по реализации общей цели - оказания комплексной, квалифицированной, эффективной помощи семьям и детям. Данные подходы позволяют выявлять основные проблемные направления, способствуют составлению планов работы и определению эффективности проводимых мероприятий.
В Псковской области в рамках организации межведомственного взаимодействия была обеспечена разработка необходимого организационно-нормативного обеспечения, включающего постановление Администрации Псковской области от 2 3 октября 2 013 г. № 4 81 "Об организации работы по сопровождению семей с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья на территории Псковской области", которым утверждены порядок предоставления услуги социального сопровождения участковым социальным работником семей данной категории на территории области, включающий стандарт услуги, положение о межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Псковской области, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта, общественных объединений, иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по предоставлению услуги социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Указанный порядок определяет взаимодействие на двух уровнях: стратегическом (региональный координационный совет) и операционном (городская (районная) межведомственная или междисциплинарная комиссия).
Региональный координационный совет (далее - Совет) является совещательным органом и действует на безвозмездной основе. Он осуществляет совершенствование межведомственного взаимодействия по предоставлению услуги социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья на территории Псковской области; подготовка предложений по разработке нормативных правовых актов области по вопросам социального сопровождения семей данной категории. Состав Совета и порядок его работы утверждаются приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.
Городская (районная) межведомственная или междисциплинарная комиссия (далее - Комиссия) работает непосредственно с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Она создается на базе государственных учреждений социального обслуживания, уполномоченных Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области.
Комиссия осуществляет следующие виды деятельности: комплексную оценку индивидуальной нуждаемости семьи в социальном сопровождении с учетом ее способности преодолеть трудную жизненную ситуацию и (или) ее последствия собственными силами (с учетом ресурсов семьи); разработку и утверждение индивидуальной программы социального сопровождения семьи; предоставление социальных и иных услуг; содействие в получении всесторонней помощи семьями с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальной программой социального сопровождения; мониторинг исполнения индивидуальной программы сопровождения, эффективности и качества предоставляемых услуг. Порядок работы, состав специалистов Комиссии определен специальным положением. Взаимодействие Комиссии с семьей начинается с этапа оценки ее нуждаемости и этапа разработки индивидуальной программы сопровождения. Алгоритм работы с семьей включает в себя последовательность следующих процедур: прием заявления семьи о предоставлении услуги социального сопровождения по установленной форме; комплексная оценка индивидуальной нуждаемости семьи с ребенком-инвалидом и (или) с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в социальном сопровождении с учетом ее способности преодолеть трудную жизненную ситуацию и (или) ее последствия собственными силами; заключение договора с семьей о предоставлении помощи в виде социального сопровождения.
В ряде субъектов Российской Федерации, реализующих программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используется технология картографирования ресурсов территории для организации службы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья (Новосибирская область, Псковская область и др.).
Картографирование ресурсов территории службы сопровождения семей - это метод, с помощью которого изучается и отображается инфраструктура учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, расположенных на территории и способных оказывать различные услуги семьям с детьми-инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель картографирования - подготовка социального паспорта территории, закрепленной за службой сопровождения семьи.
Задачи: изучение социально-демографических характеристик территории и их динамики; изучение инфраструктуры (ресурсов) территории; определение перечня учреждений, организаций, отдельных специалистов, которых можно привлечь к процессу оказания услуг сопровождения семьи; подготовка и согласование социального паспорта территории; мониторинг процессов, происходящих на территории, и внесение (с определенной периодичностью) необходимых изменений в социальный паспорт территории. Для удобства работы территория службы сопровождения разбивается на несколько участков. Под участком в данном случае понимается территория с обозначенными границами: микрорайон города, сельское поселение, территория избирательного участка и т.п. В процессе картографирования информация, полученная на каждом из участков, обобщается и в дальнейшем используется для подготовки социального паспорта территории. Так, например, в процессе картографирования ресурсов Псковской области ее территория (кроме г. Пскова и Великие Луки) была разбита на 240 участков, за каждым из которых был закреплен специалист по социальной работе (участковый социальный работник), который и осуществлял картографирование своего участка. При этом используются данные органов статистики, занятости, ЖКХ, ЗАГС, реестры получателей пособий, пенсий, социальных выплат, данные, собранные в ходе непосредственных визитов в семьи, и т.п.
В течение длительного времени в ряде субъектов Российской Федерации активно применяется технология домашнего визитирования семей, имеющих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель первого визита в семью - привлечение семьи с ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья к практическому сотрудничеству. На этом этапе специалисту по социальной работе (участковому социальному работнику), который будет сопровождать семью в дальнейшем, необходимо решить несколько задач: 1) установить определенные отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи; в центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищенность ребенка; 2) определить и понять проблемы, присущие данному случаю, и выявить собственные ресурсы семьи для их решения; очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов; 3) предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; 4) установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.
В Республике Татарстан разработка, апробация и внедрение технологии "Служба домашнего визитирования" проводились в 2009-2011 гг., а с 2012 г. данная деятельность получила развитие практически во всех муниципальных образованиях, причем основной акцент сделан на оказании помощи детям с множественными нарушениями развития. В 2014 г. в республике прорабатывался вопрос о введении новой государственной услуги по патронажному сопровождению по месту жительства семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и здоровье. В основе данной деятельности лежит адаптированный вариант технологии CBR (обучение в обществе для людей с нарушениями в развитии и здоровье), который проработан с учетом региональной специфики специалистами ГАУСО "Республиканский центр социально-психологической помощи населению "Зеркало" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан".
Цель технологии "Служба домашнего визитирования" - повышение социальной адаптированности семей с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством социального сопровождения при непосредственном участии семьи, местного сообщества. Помощь оказывается семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе не имеющих возможности получать социальную помощь в учреждениях в условиях стационара или полустационара.
Содержание работы включает: формирование банка данных детей, не получающих реабилитационные услуги или получающих реабилитацию в недостаточном количестве; выявление детей и семей, нуждающихся в индивидуальной помощи и реабилитации на дому; подбор и подготовку специалистов для оказания услуги "Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами" с использованием технологии "Служба домашнего визитирования"; обучение специалистов технологии CBR (обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями) - основной технологии службы домашнего визитирования; организацию межведомственного взаимодействия; создание и организацию работы местного реабилитационного комитета; социальное сопровождение ребенка с ОВЗ и членов его семьи; создание и реализацию индивидуальной программы помощи и реабилитации; обучение членов семьи ребенка с ОВЗ методам абилитации и реабилитации в естественной среде, навыкам домашнего тренера; привлечение местного сообщества, социальных волонтеров к помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения программы подготовки социальных волонтеров.
В состав местного реабилитационного комитета входят представители государственной и муниципальной власти; люди с ОВЗ; члены семей людей с ОВЗ; представители учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты и др.; представители общественных организаций; руководители транспортных компаний; члены местного сообщества (волонтеры) и т.д.
Задачи местного реабилитационного комитета: организация межведомственного взаимодействия с учреждениями социального обслуживания, образования, здравоохранения, медико-социальной экспертизы, общественными организациями и др.; оказание содействия в организации непрерывной реабилитации людей с тяжелыми нарушениями развития и помощи их семьям по месту жительства; оказание содействия в организации оказания дополнительных медицинских услуг во всех медико-реабилитационных учреждениях муниципального района, а также санаторно-курортного лечения; оказание содействия в проведении профилактической работы по вопросам возникновения вторичных нарушений, направленной на улучшение здоровья населения муниципального района; оказание содействия в организации образования людей с ограниченными возможностями здоровья, их трудоустройства, необходимого для реализации умственных и физических возможностей, получения заработка и приобретения чувства независимости; оказание содействия в организации семьям адресной материальной помощи (еда, одежда, жилье, транспорт и т.п.), необходимой для ухода за человеком с ограниченными возможностями здоровья или самому человеку с нарушениями для самостоятельной жизнедеятельности.
В каждом из привлекаемых муниципальных образований республики проводятся анализ базы данных по детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, выбор целевой группы; распределение участков, потенциальных участников программы (дети и их семьи) по координаторам; заполнение социальных паспортов района и участков; общие собрания коллективов учреждений и населения; общее собрание семей предполагаемой целевой группы; регистрация обращений семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, членов местного сообщества; организация ознакомительных визитов.
Оценочные визиты организуются в семьи в целях проведения оценки ситуации в семье, изучения потребностей ребенка и семьи, оценки функциональных способностей. В рамках организации обучающих визитов осуществляются обучение родителей навыкам абилитационной и реабилитационной работы в домашних условиях (навыкам домашнего тренера);
содействие в адаптации домашней среды к потребностям ребенка; обучение ребенка жизненно важным навыкам; повышение функциональных способностей ребенка во всех областях развития; помощь в изготовлении и использовании технических и вспомогательных средств реабилитации.
В Вологодской области в работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития также применяются технологии непрерывной реабилитации таких детей и помощи их семьям по месту жительства (домашнее визитирование). Программы работы направлены на оказание психолого-педагогической помощи по оптимизации детско-родительских отношений, активизации развития сенсорно-перцептивной сферы, познавательной и исследовательской активности у детей, обучение родителей методам социальной реабилитации и ухода на дому. По принципу междисциплинарности сформированы команды специалистов, включающие специалиста по социальной работе, логопеда, психолога, социального педагога.
Технология домашнего визитирования получила развитие также в рамках программ Калужской и Тамбовской областей.
В Курской области на базе комплексных центров социального обслуживания населения организована единая служба специализированного патронажного обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей патронажной службы является оказание комплекса социальных услуг, направленных на развитие реабилитационного потенциала детей-инвалидов, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей, включающего: содействие в получении семьями предусмотренных законодательством социально-бытовых услуг; содействие в направлении в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания; помощь в уходе за детьми; помощь в организации предоставления услуг предприятиями торговли, социально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; помощь в организации внешкольного (при необходимости) образования, налаживании учебного процесса, реализации программ игротерапии, обучении родителей основам реабилитации детей в домашних условиях; содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния; сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, для участия в культурных мероприятиях; привлечение членов семей к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, психологических тренингах по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации; подготовку и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями.
Эффективной технологией, используемой при реализации программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является технология организации службыперсоналъных помощников "Интеграционный консультант". Эта технология разработана ГАУ "Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича" Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
Технология прошла апробацию и внедрение в ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Архангельская области и др.), одобрена и рекомендована к массовому тиражированию при работе с семьями, воспитывающими детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Служба персональных помощников "Интеграционный консультант" - это новая организационная форма взаимодействия специалистов органов государственной власти, государственных и иных учреждений и организаций, работающих в сфере реабилитации инвалидов, и самих инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, обеспечивающая условия для предоставления равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов реабилитационного процесса (самих инвалидов, их законных представителей и членов семей).
Основными целями создания службы персональных помощников являются:
- организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ лицам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (независимо от возраста) к реабилитационным и иным услугам, а также улучшение качества их жизни;
- создание эффективных механизмов социального партнерства между некоммерческими организациями и органами социальной защиты населения г. Москвы в сфере социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для достижения ими возможно полной интеграции в общество.
Служба персональных помощников решает следующие основные задачи:
- подготовить с привлечением квалифицированных специалистов инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, а также членов их семей к правильному осознанию и пониманию проблем, возникающих в связи с инвалидностью;
- проинформировать инвалидов и членов их семей об установленных государственных гарантиях, порядках их предоставления и помочь определить пути решения возникающих у них проблем через государственные или общественные структуры;
- помочь выявить проблемы семьи, возникающие в связи с инвалидностью, и обеспечить представление интересов инвалидов в органах государственной власти и иных организациях, уполномоченных на работу с инвалидами;
- осуществить передачу информации об инвалидах, нуждающихся в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, в органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с их компетенцией для организации адекватного реагирования;
- осуществить координацию деятельности уполномоченных органов и организаций в целях решения проблем;
- научить инвалидов с участием профильных специалистов преодолевать имеющиеся недостатки, обучить пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами;
- сформировать у инвалидов с участием профильных специалистов позитивные установки на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность;
- обеспечить установочный (вводный) индивидуальный активный реабилитационный патронаж инвалида на срок от 6 до 12 месяцев (в зависимости от тяжести ограничений жизнедеятельности и реабилитационных возможностей лица).
Успешную реализацию этих задач обеспечивают следующие команды специалистов:
1) группа специалистов (не менее 10 человек), имеющих среднее и (или) высшее специальное образование, опыт практической работы с инвалидами и членами их семей и желающих работать в сфере управления реабилитационным процессом конкретного лица, признанного инвалидом, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности по специально разработанным программам (индивидуальным планам интеграционных мероприятий);
2) группа специалистов-экспертов, закрепляемых на постоянной основе по территориальному признаку за группой инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для осуществления следующих функций:
- отбора инвалидов, отвечающих специально определенным критериям, для участия в проекте;
- разработки инвалидам индивидуальных планов интеграционных мероприятий;
- ежемесячного мониторинга за реализацией индивидуальных планов интеграционных мероприятий инвалидов и изменением качества жизни инвалидов и членов их семей;
- корректировки (при необходимости) индивидуальных программ реабилитации инвалидов (для экспертов от государственных учреждений медико-социальной экспертизы).
В качестве ассоциированных специалистов-экспертов в группу экспертов включаются персональные помощники (интеграционные консультанты), работающие с инвалидом и членами его семьи, а также отдельные специалисты, привлекаемые (при необходимости) дополнительно для решения наиболее значимых для инвалида проблем;
3) группа специалистов, предоставляющих специализированные реабилитационные услуги детям-инвалидам и членам их семей на основании индивидуальных планов интеграционных мероприятий.
Специалистов, осуществляющих функции по реабилитации детей-инвалидов, условно подразделяют на две группы:
- работники реабилитационных отделений для детей- инвалидов центров социального обслуживания населения, к функциональным обязанностям которых относится осуществление реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
- привлекаемые на возмездной основе специалисты (в основном психологи и реабилитологи), работающие по профильным реабилитационным программам с инвалидами и членами их семей для устранения или коррекции патологических взаимосвязей, возникших в связи с инвалидностью; их социальной адаптации и достижения максимально полной независимости.
Уникальность службы персональных помощников заключается в индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком-инвалидом, каждой конкретной семьей. Государственные услуги носят заявительный характер, а многие родители в силу ряда причин (занятости, недостаточного уровня образования, отдаленного места жительства или из-за проблем психологического характера) не имеют возможности ими воспользоваться. Задача интеграционного консультанта - довести до родителей информацию об установленных государственных гарантиях, порядке их предоставления, выявить проблемы семьи и оказать помощь в определении путей их решения через государственные или общественные структуры.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы