aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Для социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов средствами культуры, искусства

Практики городов — членов Международной ассамблеи столиц и крупных городов по теме «Люди с ограниченными возможностями»

Создание условий для социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов средствами культуры, искусства (город Ижевск)

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада III и IV видов № 256 г. Ижевска - единственное образовательное учреждение в Удмуртской Республике, которое юридически закрепило право вести образовательную, социальную деятельность, направленную на воспитание и обучение детей- инвалидов, детей со сложным дефектом в возрасте от 2 до 11 лет. В образовательном учреждении (далее - МКС(К)ОУ) функционируют пять дошкольных групп, четыре начальных класса. В образовательном учреждении оборудованы дополнительные помещения: два спортивных зала (для общих занятий и уроков физкультуры; для развития бинокулярного зрения детей, проведения занятий ЛФК и работы на тренажерах); два кабинета для работы учителей-дефектологов (тифлопедагогов) для индивидуальных и подгрупповых занятий со слабовидящими детьми, с косоглазием и амблиопией, с незрячими детьми; два кабинета учителей-логопедов для индивидуальных и подгрупповых занятий со слабовидящими детьми, с косоглазием и амблиопией, с незрячими детьми; кабинет коррекции зрения для ежедневного плеоптического и ортоптического лечения детей, медикаментозного лечения и осмотра врачом-офтальмологом; медицинский кабинет; изолятор; процедурный кабинет.
Все необходимое лечение воспитанники и обучающиеся получают бесплатно, согласно назначениям врача. Дети с нарушениями зрения требуют к себе большого внимания специалистов разного профиля. В ряде случаев положение усугубляется тяжелым материальным положением или низкими морально-нравственными ценностями в семье, что само по себе отрицательно воздействует на общее развитие ребенка.
Эффективность реабилитации определяется становлением личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию. Социокультурная реабилитация и интеграция в процессе художественно-творческой деятельности - это существенный фактор в коррекционной и реабилитационной работе с детьми- инвалидами по зрению в условиях среднего коррекционного образовательного учреждения III и IV видов. Этот фактор комплексно воздействует на личность, на ее интеллектуальную, чувственно-эмоциональную, нравственно-психологическую сферу, на социальное формирование, моторику и т.п.
Важным направлением деятельности педагогического коллектива учреждения является работа по выявлению и развитию творческих и физических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели данной социальной практики:
- создание и развитие социокультурной коррекционнообразовательной системы;
- создание и внедрение механизмов и технологий деятельности воспитателей, учителей и специалистов по обучению детей взаимодействию с окружающим миром посредством культуры и искусства;
- создание и внедрение методического и диагностического обеспечения по социокультурной реабилитации детей посредством культуры и искусства.
Достижению данных целей способствует решение педагогических задач:
- формирование системы мер эмоционально-эстетического развития детей с нарушением зрения средствами искусства (музыки, изобразительной деятельности, музейноэкскурсионной работы), направленных на поддержание статуса детей, максимально возможную компенсацию утраты функций, восстановление их физического, психического и социального развития;
- знакомство детей с нарушением зрения с произведениями искусства о родном крае (поэзия, фольклор, живопись, скульптура, музыка и др.);
- формирование умений и навыков по созданию собственных произведений искусства о природе родного края;
- знакомство общества с детскими произведениями искусства.
Работа педагогического коллектива осуществляется с использованием индивидуального подхода к ребенку, через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога, с учетом потребностей и интересов детей. Работа педагогов в этом направлении позволила добиться положительных результатов. Учащиеся школы принимают участие в творческих фестивалях, конкурсах, выставках.

Воспитание, обучение, социальная адаптация и интеграция в общество

Содержание образовательной деятельности в МКС(К)ОУ № 256 направлено на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка с патологией зрения. Концепция развития образовательного учреждения направлена на социальную адаптацию ребенка-инвалида к современному жизненному пространству.
В учреждении постоянно обогащается предметно-развивающая среда в группах, классах, кабинетах специалистов. Среда является современной, адаптированной к детям с патологией зрения, направлена на всестороннее развитие и формирование личности, отвечает требованиям осуществления разнообразных видов деятельности: образовательной, художественной, трудовой, игровой.
МКС(К)ОУ реализует как базисные приоритеты, так и сугубо специфические, что находит отражение в выборе поставленных задач образовательной программы:
• обеспечение обогащенного познавательного, социального, эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• формирование базисных основ личности воспитанников;
• развитие одаренности у детей с повышенным уровнем общих способностей через организацию личностно ориентированной системы образования;
• воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей;
• осуществление коррекции негативных тенденций в личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию индивидуальных и подгрупповых занятий с дефектологами, основанных на содержательном общении;
• создание предметно-развивающей среды для обогащения разнообразной деятельности детей. Специально оборудованные помещения позволяют детям приобретать необходимые умения, знания и навыки;
• построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства.
Образовательные программы дошкольного и начального общего образования определяют специфику организации образовательного процесса. Они охватывают все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Взаимодействие с социумом города

Городской кабинет охраны зрения ведет отбор детей с тяжелой зрительной патологией для комплектования групп, классов МКС(К)ОУ, направляет детей на прохождение республиканской психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет тип и вид образовательного учреждения для воспитания и обучения ребенка и уточняет вид образовательной программы. Проводит консультирование и диагностику детей.
Детская поликлиника № 8 осуществляет обучение лечебно-профилактической работе старших медсестер и врача- педиатра. Специалисты поликлиники руководят их деятельностью и контролируют ее. В образовательном учреждении проводится диспансерный осмотр детей старшего дошкольного возраста и первоклассников врачами поликлиники.
Детская поликлиника № 1 осуществляет обучение медицинских сестер глазного кабинета и врача-офтальмолога. Специалисты поликлиники руководят их деятельностью и контролируют ее. Сотрудники данной поликлиники ведут ежедневное плеоптическое и ортоптическое лечение детей, врач-офтальмолог проводит плановые и текущие осмотры детей, консультации с педагогами и родителями.
Республиканская офтальмологическая клиника осуществляет дополнительное обследование детей с патологией зрения, проводит операции на глазах и направляет на медикосоциальную экспертизу. Врачи клиники также рекомендуют родителям, имеющим незрячих детей, пройти консультирование в МКС(К)ОУ № 256 для оказания наиболее ранней коррекционной помощи таким детям.
В исключительных случаях (по семейным обстоятельствам, по желанию родителей) выпускники подготовительной группы и начальной школы направляются на учебу в школу-интернат пос. Якшур-Бодья.
Удмуртское отделение Всероссийского общества слепых (ВОС) проводит благотворительные праздники для детей- инвалидов по зрению. Учащиеся начальной школы участвуют в фестивалях и конкурсах, праздничных концертах для ветеранов, организуемых ВОС.
Библиотека для слепых обеспечивает образовательное учреждение тифлопособиями, звуковыми книгами, методической литературой по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Сотрудники библиотеки помогают перепечатывать плоскопечатные учебники по программе Виноградовой Н. Ф. на учебники с брайлевским шрифтом.
Центр социокультурной реабилитации детей-инвалидов при библиотеке организует республиканские выставки, в которых участвуют обучающиеся и воспитанники учреждения, проводит консультативную работу с педагогами и родителями.
Регулярно, ежегодно дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники посещают муниципальную библиотеку № 23 с экскурсией. Воспитанники старшего дошкольного возраста посещают мероприятия библиотеки, учащиеся начальной школы пользуются услугами абонемента.
На базе МКС(К)ОУ проходят практику студенты Института педагогики, психологии и социальных технологий, кафедры социальной работы, логопедии, спецпсихологии Удмуртского государственного университета.
Одной из важных задач является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В учреждении созданы все необходимые условия для полноценного физического развития детей, которое достигается использованием здоровьесберегающих технологий при осуществлении воспитательного и образовательного процессов. Работа образовательного учреждения строится согласно годовому плану.
Соблюдаются предельно допустимые нормы учебной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
В педагогическом процессе соблюдается баланс между игрой и другими видами деятельности, выделяется время, предназначенное для игры, обеспечивается плавный переход от игры к организованной образовательной деятельности, режимным моментам. Обеспечивается баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми). Включаются элементы двигательной активности детей в сюжетные игры.
Нагрузка и содержание организованной образовательной деятельности варьируются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Характеристика условий для физического развития и оздоровления детей

В образовательном учреждении используются такие виды закаливания, как босоножие, воздушные ванны. Имеются медицинское оборудование и дополнительные условия: ингалятор ультразвуковой ИУП-01М, ультрафиолетовый облучатель БОП-4, сухой бассейн, велотренажер, беговая дорожка. Используются здоровьесберегающие технологии.
Для лечения близорукости, амблиопии, косоглазия, гиперметропии используется прибор цветоимпульсной терапии. Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунологической резистентности организма в период повышения заболеваемости используется ультрафиолетовое излучение для облучения помещений.
Для санации верхних и нижних отделов дыхательных путей, профилактики заболеваний органов дыхания применяется ингаляционная терапия. Для повышения резистентности организма ребенка к внешним воздействиям применяется фитотерапия в виде полоскания отварами трав, проводится витаминизация детей витаминными напитками, адаптогенами растительного происхождения (элеутерококк). Для профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекции нарушений осанки проводится корригирующая гимнастика - ЛФК.
С целью оздоровления детей с патологией зрения проводятся специальные упражнения на снятие зрительного утомления на уроках и занятиях. Для профилактики заболевания гриппом среди детей и сотрудников проводится вакцинация. Для улучшения офтальмо-гигиенических условий при проведении уроков и занятий используется дополнительная подсветка классных досок. Для снижения зрительной нагрузки у слабовидящих детей используется набор луп различной силы производства Германии.
Для преодоления гиподинамии у незрячих детей в физкультурно-оздоровительной работе используются тренажеры на различные группы мышц.

Назад Оглавление Далее