aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Преодоление социальной исключенности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семей, их воспитывающих

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных социальных системах. Только активное и непосредственное участие детей в событиях и действиях побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему, предпринимать усилия для решения задач. Создание условий для социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, всесторонняя поддержка их семей являются ключевым фактором в обеспечении их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
Психологический аспект проблемы изолированности семей с детьми-инвалидами часто остается нерешенным. Чаще всего он заключается в закомплексованности самого ребенка, его боязни общаться со здоровыми сверстниками, низкой самооценке при сравнении себя с ними, а также в комплексах членов семьи: боязни за своего ребенка, нежелании сравнивать его со здоровыми детьми, отсутствии полноценной семьи и т.п. Все это приводит к замкнутости в кругу семьи и ее ближайшего окружения, отсутствию социальных связей, невозможности ориентироваться в современных, постоянно изменяющихся реалиях, что в дальнейшем приводит к новым проблемам.
Выявление и развитие творческого потенциала детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья являются одним из приоритетных направлений в системе реабилитационной помощи. Творческая реабилитация, по мнению большинства специалистов, имеет терапевтическую направленность, поскольку помогает больным детям пересиливать свой недуг, преодолевать чувство одиночества, вселять уверенность в своих силах. В связи с этим существует необходимость развития системы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей, организации вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в активный процесс социальной адаптации путем привлечения к культурно-массовым мероприятиям, проведения совместных культурных мероприятий со здоровыми детьми.
Занятия в творческих объединениях являются частью реабилитационной работы и в то же время формой досуга, улучшают эмоциональное состояние детей, увеличивают веру в свои возможности. Программные мероприятия осуществляются в виде мастер-классов, творческих лабораторий по различным видам прикладного искусства, выставок творческих работ.
Специализированные социально-реабилитационные программы по преодолению социальной изолированности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2012-2014 гг. при поддержке Фонда выполнялись в Республике Коми, Алтайском, Камчатском, Забайкальском краях, Амурской, Астраханской, Вологодской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Тюменской областях.
В Камчатском крае в практику работы учреждений социального обслуживания были внедрены программы творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: организована работа театральнокукольных студий, проводятся мастер-классы по организации домашних театров, творческих объединений по изготовлению театрального реквизита, кукол, декораций. В реабилитационных мероприятиях в 2013 г.участвовали 155 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Ульяновской области в работе лекотек используются технологии арт-терапии, куклотерапии, пескотерапии (МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка" г. Димитровграда и МОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей № 9" г. Ульяновска. С целью развития коммуникативных навыков в программы совместных занятий с детьми по рисованию, лепке и др. включены родители.
В последние годы активно развиваются программы, включающие адаптивную физическую культуру, что в значительной степени побуждает детей преодолевать недуги. В Ульяновской комплексной специализированной детско- юношеской спортивной школе открыто отделение адаптивного спорта. В нем работают б групп по обучению плаванию, борьбе. Проводятся занятия по программе социального туризма для детей с диагнозом ДЦП, индивидуальные занятия по плаванию на байдарках и каноэ с участием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 г. при поддержке Фонда в республиках Коми и Татарстан, Алтайском и Забайкальском краях, Курганской, Ульяновской областях были внедрены эффективные технологии и методы работы, направленные на интеграцию детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
В Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых им. В. Я. Ерошенко был открыт коррекционный центр "ТРИО - территория развития и обучения", на базе которого проводятся заседания кружка "Волшебные ручки", спектакли в исполнении участников детской театральной студии "Арлекин", занятия в выездных читальных залах с использованием развивающих игр, наборов для творчества.
В Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина и специализированной библиотеке для слабовидящих и незрячих активно внедряются технологии социокультурной реабилитации: более 300 семей с детьми- инвалидами были вовлечены в работу творческих мастерских (занятия по арт-терапии), студий, любительских объединений и клубов по интересам.
В Алтайском крае на базе Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Родник" осуществляет деятельность студия бальных танцев для детей и подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата, передвигающихся на колясках.
В Нижегородской области на базе ГКУ "Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнышко" Ленинского района г. Нижнего Новгорода" действует служба социализации детей с ограниченными возможностями, участие в программах которой принимают дети с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 18 лет и их здоровые сверстники. Организованное взаимодействие детей с нарушениями и здоровых детей помогает создать безбарьерную среду общения для первых и способствует формированию в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам (интегрированные творческие занятия, социокультурные мероприятия).
В Алтайском крае проводится работа по созданию открытых развивающих пространств для детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Специалистами КГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики" организован летний интегративный лагерь для детей с ограниченными возможностями, их родителей, детей с обычным развитием "Солнечный город".
В 2013 г. Фондом поддержано проведение социальнореабилитационных мероприятий (физкультурно-оздоровительных, социо-культурных, спортивных, туристических) для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения Астраханской, Курганской, Нижегородской областей.
В Тюменской области в рамках внедрения досуговых методик и технологий на базе Тюменской городской общественной организации "Особый ребенок" открыта студия для обучения детей с умственной недостаточностью фотомастерству. АУ СОН ТО "Областной центр реабилитации инвалидов" совместно с ТГОО "Особый ребенок" организовали регулярно действующую выставку фоторабот особых детей, которая демонстрируется на центральном пешеходном бульваре г. Тюмени. Всего в выставке работ приняли участие 19 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках мероприятия были приобретены материалы для рисования, вышивания, бисероплетения и т.п. Переданные реабилитационные материалы для творчества особых детей позволили общественной организации расширить спектр предоставляемых услуг для развития творчества детей-инвалидов. В кружках творчества данной общественной организации регулярно занимается большое количество детей-инвалидов с умственной недостаточностью.
В Тюменской области программы комплексной реабилитации детей, имеющих отклонения в развитии и здоровье, и членов их семей, осуществляющих уход за ребенком, проводились в реабилитационных центрах, санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. Например, в АУ СОН ТО "Областной центр реабилитации инвалидов" в 2012 г. была реализована комплексная курсовая реабилитация "Первый шаг". Курс реабилитации составил 21 день, комплекс реабилитационных мероприятий включал циклы (от 8 до 10 занятий) по логопедической коррекции, психотерапии, ЛФК, сеансов медицинского массажа и физиотерапии, лечебной педагогики и др. Также в комплексную социально-педагогическую реабилитацию вошли занятия с ребенком по изотерапии, музыкотерапии, игротерапии и эрготерапии, коррекционные занятия с логопедом. Для родителей были проведены обучающие занятия по взаимодействию с ребенком.
Особенно результативными являются интегрированные смены в лагерях, проводимые для детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками и ближайшим социальным окружением детей. В Ставропольском крае в 2012 г. в такой программе приняли участие 15 детей-инвалидов, в Волгоградской области - 34 семьи, в том числе семьи с двумя детьми, один из которых является ребенком-инвалидом.
Формы организации мероприятий совместного досуга для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, активного вовлечения взрослых в совместную деятельность чрезвычайно разнообразны.
Так, в 2013 г. в Курганской области на базе ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" был проведен благотворительный марафон для воспитанников данного учреждения.
Активно развивается адаптивный туризм для детей- инвалидов.
В Ивановском районе Амурской области в 2012 г. в проводился туристический маршрут "С мечтой в пути" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Организатором данного мероприятия выступило Амурское региональное отделение всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности". В походе приняли участие 24 ребенка (из них 15 детей-инвалидов) и 9 родителей из 7 городов и районов Амурской области. Туристический поход с самостоятельным приготовлением пищи, комплектованием рюкзака, установкой палатки, работой с альпинистским снаряжением (вязанием узлов, прохождением полосы препятствий при помощи альпинистского снаряжения) и самообеспечением при различных погодных условиях. В организации и проведении мероприятия принимали участие специалисты ГКУ "Амурский центр гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", поисково-спасательного отряда Амурской области, студенты вузов г. Благовещенска.
В Нижегородской области общественной организацией родителей детей-инвалидов и молодежи Кулебакского района "Друг" совместно с ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Кулебакского района" в августе 2013 г. был проведен туристический слет для семей с детьми-инвалидами.
В Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Нижегородской и Ульяновской областях на базе учреждений образования и социального обслуживания населения проводятся "уроки доброты" с детьми школьного возраста, направленные на создание дружественных отношений в школах между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
"Уроки доброты" - это мини-лекции, интерактивные игры с детьми, которые направлены на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам в обществе, содержат информацию о правилах общения, имеющими физические, умственные и проч. нарушения, так как общение - это важная составляющая во взаимоотношениях между сверстниками. "Уроки доброты" призваны повысить осведомленность учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья, о трудностях инвалидов и способах их преодоления. Уроки направлены на активизацию общественных инициатив в образовательной среде в отношении внедрения инклюзивного обучения, оказание содействия в формировании массового общественного мнения по проблеме инвалидности, дружественного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня толерантности общества и специалистов, работающих с этой категорией детей.
Эффективность реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от своевременности, правильной координации и согласованности действий различных специалистов, обеспечения качественного межведомственного взаимодействия. Это гарантирует верную постановку целей и успешную реализацию задач реабилитации.

Назад Оглавление Далее