aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Активная поддержка родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Программы активной поддержки родителей направлены на формирование основных принципов эффективного взаимодействия в диаде "родитель - ребенок": понимание родителями проблем ребенка, связанных с ограничениями его здоровья (принятие ребенка), конструктивное общение с ребенком; формирование умения взрослых контролировать свои отрицательные эмоции; исключение стилей воспитания, тормозящих личностное развитие ребенка; расширение сфер творческого взаимодействия с ребенком.
В последние годы Фонд оказывал содействие внедрению программ активной поддержки родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программ Республики Коми, Республики Татарстан, Алтайского края, Амурской, Курганской, Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Ульяновской областей.
Среди имеющихся форм организации работы можно условно выделить следующие: службы, пункты консультирования и обучения родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам ухода и способам реабилитационной работы на дому; службы вспомогательного характера (пункты проката реабилитационного оборудования, не входящего в гарантированный государством перечень технических средств реабилитации); группы кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; семейные клубы; дистанционное обучение родителей.
В Ульяновской области на базе Ульяновского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" создана общественная служба семейного консультирования в целях оказания правовой, психолого-педагогической и информационной поддержки родителям из семей, воспитывающих детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью. В перечень основных задач службы входит не только помощь родителям в организации работы со своим ребенком в домашних условиях по развивающим технологиям (в том числе арт-терапии), технологиям сотрудничества (на примере sand play-терапии), но и содействие созданию благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, формированию положительных установок в сознании родителей, преодолению изолированности таких семей. Из наиболее активных участников групповых занятий образовался
неформальный семейный клуб (своеобразная группа взаимной поддержки). В результате данной деятельности сложилась модель позитивного взаимодействия государственных и общественных структур в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В Республике Татарстан на базе учреждений социального обслуживания населения создано 8 консультативнообучающих кабинетов для родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Работа кабинетов позволяет обеспечить оказание родителям доступной, бесплатной, качественной, многофункциональной помощи в улучшении качества жизни ребенка в домашних условиях, в социальной среде, в системе образования, а также обеспечить адекватный уровень практических знаний и навыков по применению современных технических средств реабилитации в домашних условиях и реабилитационных учреждениях республики.
Деятельность консультативно-обучающих кабинетов направлена на обеспечение доступности и своевременности оказания социально-психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями развития; обучение родителей, имеющих детей с множественными нарушениями в развитии, навыкам домашнего тренера; оказание содействия родителям в решении имеющихся проблем с участием учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности; разработку и реализацию комплексных реабилитационных программ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей; профилактику психологических и психофизических проблем, вторичных нарушений здоровья; психологическую коррекцию детско-родительских отношений. Определены права и обязанности специалистов (консультантов), работающих в консультативно-обучающем кабинете; разработаны методические рекомендации по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях составлены планы работы, графики проведения консультаций. В журналах приема родителей указывается информация о поступившем запросе и оказанной помощи; по итогам специалистами проводится анализ полученных результатов, регулярно формируется отчетность о деятельности консультационно-обучающих кабинетов.
В ходе занятий со специалистами родители получают консультации по вопросам развития детей, рекомендации по использованию обучающих пакетов и специализированных средств реабилитации в домашних условиях, планированию и созданию индивидуальных вспомогательных средств для обеспечения развивающей и безопасной среды для ребенка дома и во дворе. В рамках практических занятий с родителями и детьми применяется современное оборудование (терапевтическая система "Черепаха Делюкс", педиатрическая позиционная система "Головастик", ортопедические велосипеды и др.), приобретенное за счет средств гранта Фонда.
В Тамбовской области при центрах социальной помощи семье и детям созданы три кабинета по обучению родителей уходу, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста.
Задачи кабинета по обучению родителей: социально- психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия; оценка реабилитационного потенциала личности (психоэмоционального состояния, личностной и мотивационной сферы, общественных отношений, когнитивных функций и др.); формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку; обучение родителей методам и навыкам развивающих занятий для организации непрерывной, самостоятельной их работы с ребенком; проведение индивидуальных и групповых занятий согласно индивидуальному плану; оказание родителям (законным представителям) помощи в адаптации семьи к инвалидности ребенка, в преодолении психологических проблем.
В Нижегородской области консультирование и индивидуальная работа с родителями детей-инвалидов осуществляются посредством организации выездных консультативных междисциплинарных команд для работы в отдаленных районах области. Это позволяет оперативно реагировать на запросы семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистами междисциплинарной команды (дефектолог, психолог, социальный педагог, невролог и др.) проводятся занятия с детьми с умеренными и множественными нарушениями развития (нарушения аутистического спектра, синдром Дауна, интеллектуальные ограничения, заболевания нервной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата, и др.) и консультации для их родителей. Обучающие программы направлены на оказание психологической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, путем индивидуальных консультаций, тренингов, информационных семинаров, методической помощи; повышение информированности других специалистов, работающих с детьми с нарушениями в развитии по реабилитационным технологиям путем обмена опытом во время совместного консультирования, знакомства с новыми изданиями методической литературы, проведения семинаров и круглых столов.
В Тюменской, Тверской областях, а также в Забайкальском крае внедрены технологии дистанционного обучения родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Тюменской области с 2010 г. проводится работа по внедрению и развитию системы оперативного индивидуального консультирования на дому родителей, имеющих детей с тяжелыми системными нарушениями функций организма, специалистами служб ранней помощи посредством использования режима видеосвязи.
Видеоконсультирование родителей осуществляется через систему Skype. Дистанционное видеоконсультирование обеспечивает возможность получения родителями, имеющими детей с тяжелыми системными нарушениями здоровья, оперативной информации и консультации специалистов по вопросам медико-социальной реабилитации и психологопедагогической помощи в режиме видеосвязи, обучения методам реабилитации на дому.
Междисциплинарная команда специалистов, состоящая из логопедов, психологов, специалистов по социальной работе, специалистов по движению, юристов, врачей, помогает создать оптимальные условия для обеспечения непрерывности реабилитационного процесса, учитывая особенности каждого ребенка.
В Тюменской области осуществляется и реализация программы по оказанию абилитационной помощи детям-инвалидам в режиме видеосвязи "Дистанционная абилитация". Программа "Дистанционная абилитация", реализующаяся с применением современных компьютерных технологий, направлена на обеспечение доступности основных методов и навыков реабилитационных мероприятий, повышение уровня абилитационной компетентности семей, имеющих в своем составе инвалида с тяжелыми, множественными, системными нарушениями.
В Тверской области для дистанционного консультирования родителей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии, создан интернет-сайт "Откроем детям сердца".
В Новосибирской области с 2013 г. осуществляется деятельность по созданию и развитию системы дистанционного сопровождения семей с детьми-инвалидами (дистанционная школа "Учимся вместе") для оказания высококвалифицированной консультативной помощи, информационнометодической и образовательной поддержки семьям, проживающим в районах Новосибирской области.
Целевая группа дистанционного сопровождения - дети- инвалиды дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие в отдаленных районах Новосибирской области (10 человек). Задачи системы дистанционного сопровождения:
- оказание дистанционной консультативной помощи семьям с детьми-инвалидами, включающей диагностику развития и диагностику нарушений, разработку для каждого ребенка индивидуальной программы помощи и поддержки;
- подготовка и демонстрация родителям цикла дистанционных индивидуальных занятий с использованием средств интернет-коммуникации, оценка исполнения родителями индивидуальной программы помощи;
- подготовка для родителей пакета рекомендаций по вопросам реабилитации, обучения, ухода и воспитания детей, пакета методических рекомендаций по сопровождению детей для профильных специалистов на местах.
Функционирование данной школы осуществляется поэтапно: 1-й этап - организационный (формирование списков, определение технической возможности дистанционного обучения), 2-й этап - диагностический (диагностика развития детей и определение потребностей семей, составление индивидуальной программы), 3-й этап - обучающий (реализация программы дистанционной поддержки).
В отдаленных районах области организована выездная реабилитационная площадка для оказания медико-психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Подобный опыт имеется ив Т амбовской области, где на базе ТОГБУ "Областная психолого-медико-педагогическая консультация" создана служба интернет-консультирования. Основной целью службы является оказание непосредственной психолого-медико-педагогической консультативной помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам, специалистам образовательных организаций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в режиме on-line, а также по организации психолого-педагогического сопровождения.
В Забайкальском крае используется технология удаленного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей "Дистанционная реабилитация" (разработан алгоритм взаимодействия, проводится консультирование семей, в том числе ведется работа по созданию видеоуроков для родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).
В практике работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, активно используется такая форма организации, как школа для родителей, включающая в себя цикл обучающих занятий.
Например, в Курганской области школы для родителей созданы в 2011 г. на базе двух учреждений. Программа занятий в школах для родителей направлена на обучение родителей навыкам ухода за детьми и реабилитации в домашних условиях, формирование умений выстраивать конструктивные отношения в системе "родитель - ребенок", информирование о мерах социальной поддержи и т.п.
В рамках комплексной долгосрочной целевой программы Астраханской области "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 гг. при поддержке Фонда с 2012 г. развивается система школ "Я смогу сам" для обучения родителей работе с детьми по методике Монтессори на базе ГБУ "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Занятия способствует расширению воспитательного потенциала родителей, формированию позитивного восприятия ребенка с особыми потребностями, повышению уверенности родителей в возможностях ребенка.
В Курганской области с 2012 г. проводится работа по организации и обеспечению деятельности школ для родителей на базе учреждений здравоохранения для обучения семей с детьми-инвалидами навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях. Подготовлена методическая информация по созданию и развитию деятельности таких школ, приобретено запланированное реабилитационное оборудование (в том числе тренажеры-вертикализаторы для детей).
В ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" организованы школы диабета, бронхиальной астмы, в которых детей, в том числе детей- инвалидов, и их родителей обучают принципам инсулинотерапии, навыкам самоконтроля и оказания первой помощи при развитии острых реакций и обострений.
На базе отделения реабилитации ГБУ "Курганская детская поликлиника" проводятся конференции с участием родителей детей-инвалидов по вопросам организации реабилитационных мероприятий в отделении и перспектив расширения реабилитационных методик, собрания для законных представителей детей с диагнозом "детский церебральный паралич", заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата с выступлениями врача-невролога, логопеда и психолога по вопросам организации дополнительных занятий с детьми-инвалидами на дому по назначению специалистов.
В Новосибирской области внедрена программа правовой поддержки родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Программа правовой поддержки родителей включает три основных направления работы:
- обеспечение родителей информационно-методической и социально-правовой помощью и поддержкой посредством специализированного информационного интерактивного социально-правового сайта для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья "Сибирская песочница";
- открытие социально-правового клуба "Сибирская песочница" для обмена социально-правовым опытом, ситуативными мнениями, решения проблем, оказания своевременной помощи семьям в трудной жизненной ситуации и создания сети взаимной поддержки родителей;
- повышение уровня правовой грамотности и компетентности родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их социальной активности через различные формы правового просвещения (обучающие семинары, правовые тренинги, деловые игры, клубное общение, летний правовой лагерь, правовые дискуссии).
В рамках программы запущен интерактивный социальноправовой сайт для семей с детьми-инвалидами "Сибирская песочница" (www.sibpesochnica.ru). Социально-правовой клуб функционирует на базе ресурсного центра для общественных организаций МБУ "Координационный центр "Активный город". В 2013 г. было зарегистрировано 30 родителей - участников социально-правового клуба, проведено 8 социально-правовых семинаров.
В Новосибирской области также внедряются программы абилитационной компетентности родителей детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на формирование родительской компетентности и ответственности в вопросах развития, обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый родитель получил возможность в рамках программы посетить три и более групповые консультации разной тематики по составлению и реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей на дому. Все родители обеспечены необходимыми методическими рекомендациями и информационными материалами. К работе были привлечены специалисты ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет".
Пункты проката технических средств реабилитации, не входящих в гарантированный перечень технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в 2013-2014 гг. созданы в Нижегородской и Ульяновской областях. Возможность использования для реабилитации ребенка высокоэффективного реабилитационного оборудования в домашних условиях обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса и прогресс в достижениях ребенка. В Нижегородской области создано 6 таких пунктов проката ("ресурсные комнаты") для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: приобретены опоры для ползания, стояния, сидения; детские беговые дорожки; детские велотренажеры; ходунки; приспособления для купания; велосипеды; дидактическое оборудование и материалы и т.п. Предоставление данных средств реабилитации осуществляется бесплатно, на основании заключения лечащего врача и договора на временное пользование средствами реабилитации. Семьи проходят обязательный инструктаж и обучение правильному использованию данного оборудования. Подобная практика позволяет обеспечить непрерывность реабилитационного процесса, создать оптимальные условия для развития детей в домашних условиях.
Развитие клубных сообществ родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является особым компонентом в системе социальной поддержки таких семей, поскольку способствует активизации жизненной позиции, развитию потенциала семьи, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии детей.
В Еврейской автономной области на базе ОГБУ "Центр социального обслуживания г. Биробиджана" создан клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов, "Успех". Цель работы клуба "Успех" - оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и их родителям. В клубе "Успех" проводятся индивидуальные и групповые занятия для детей- инвалидов по развитию познавательной активности, умения логически мыслить (с участием родителей). Специалист проводит с детьми психологические тренинги, тестирования, творческие занятия, спортивные соревнования, интеллектуальные игры.
В Республике Татарстан в 8 муниципальных районах созданы клубы взаимоподдержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывающие социально-психологическую и педагогическую поддержку родителям, повышающие их психолого-педагогическую грамотность.
Одним из активно развивающихся направлений поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в период занятости родителей.
Впервые уникальный эксперимент по кратковременному размещению детей в профессиональные принимающие семьи был проведен в городе Санкт-Петербурге. Цель проекта "Передышка" - сохранение и улучшение семейных условий воспитания, предотвращение попадания ребенка-инвалида в интернатные учреждения. Благодаря такой помощи ситуация в обратившейся за поддержкой семье меняется к лучшему: родители получают доступ к новым методам ухода за ребенком, возможность уладить неотложные дела или просто отдохнуть, сменить обстановку. Для ребенка создаются условия для успешного преодоления социальной исключенности, расширения социального окружения.
Данная практика получила развитие во многих регионах России. Так, в Республике Северная Осетия - Алания социальная услуга для семей, воспитывающих детей-инвалидов, "Передышка" ("социальные няни") реализуется на базе комплексных центров социального обслуживания населения. Во время пребывания ребенка в центрах с ним занимаются специалисты отделения, в том числе логопед, массажист, педагог дополнительного образования, психолог. Дополнительно в рамках предоставления услуги "Передышка" ("социальная няня") специалисты отделения сопровождают детей- инвалидов, пользуясь транспортом, приобретенным за счет средств Фонда, на различные интеграционные и реабилитационные мероприятия: выставки, экскурсии и др.
В Амурской области служба "Няня на час" создана в 2013 г. За время работы данных групп дневного пребывания для детей-инвалидов комплексную поддержку получило большое количество семей.
В Новосибирской области программа "Передышка" также получила распространение и является весьма востребованной со стороны семей с детьми-инвалидами. "Передышка" - это возможность для родителей оставить ребенка в профессиональной принимающей семье, что позволяет изменить ситуацию в семье к лучшему, дает возможность почувствовать себя более защищенными и уверенными, изменить качество жизни семьи, ведь родители получают возможность решить неотложные дела, а ребенок учится общаться с новыми людьми.
Специалисты программы (психолог, координатор) прошли обучение в АНО "Центр развития инновационных социальных услуг "Партнерство каждому ребенку" (г. Санкт- Петербург), которая осуществляет методологическое сопровождение внедрения данной услуги. Сформирован список (база) потенциальных принимающих родителей, с которыми проведена подготовительная работа - опрос с целью исследования социально-бытовых условий и социально-экономических аспектов, мобильности и мотивационных компонентов.
В Республике Хакасии, Камчатском крае, Амурской, Курганской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области на базе учреждений социальной защиты и образования продолжилось развитие сети лекотек в целях психологопедагогической коррекции развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вовлечения родителей в коррекционные программы, способствующие оптимальному развитию детей.
Так, например, в Пензенской области лекотека создана в ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей" для обеспечения психологопедагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ДЦП, нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра.
В Республике Хакасии в 2013 г. на базе МБДОУ г. Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" создана лекотека для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития с целью социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психологопедагогической помощи родителям (законным представителям).
В Курганской области организована работа лекотек для детей-инвалидов дошкольного возраста. В 2012-2013 учебном году в структурном подразделении "Лекотека", открытом на базе ГКОУ "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения детей-инвалидов", находились на психолого-педагогическом сопровождении 20 семей с детьми-инвалидами дошкольного возраста. Образовательный маршрут был разработан индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста и заболевания (детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения зрения, слуха, врожденный порок сердца, сахарный диабет, ревматоидный артрит, смешанная гидроцефалия, органические поражения ЦНС, последствия ушиба головного мозга). Занятия проводились в индивидуальной и групповой формах, очно и дистанционно.

Назад Оглавление Далее