aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальные практики, реализуемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Инвалидность для ребенка является серьезным испытанием, накладывающим отпечаток на всю его жизнь. Она влияет на формирование привычных жизненных стереотипов, общественного статуса личности, развитие системы социальных контактов, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей.
Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в их развитии и росте, потерей контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Получение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует дополнительных мер, средств. Разработка данных мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Программы реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому приоритетной задачей реабилитационных программ является формирование функциональных способностей у ребенка, развитие новых навыков в таких областях, как получение и применение знаний, коммуникация, мобильность, межличностное взаимодействие, самообслуживание и повседневная жизнь, игра, выполнение требований.
Данное направление деятельности при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), в 2012-2014 гг. получило развитие в рамках программ Республики Башкортостан, Республики Коми, Забайкальского края, Белгородской, Вологодской, Курганской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Рязанской, Смоленской областей (программы Фонда "Смогу жить самостоятельно" и "Право быть равным"). Целевыми группами выступают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в семьях, а также дети-инвалиды, воспитывающиеся в интернатных учреждениях.
Одним из направлений данной деятельности является внедрение программ социально-бытовой ориентации детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений системы социальной защиты населения и образования.
Например, в Республике Хакасии на базе ГУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" оборудована тренировочная квартира для подготовки детей к самостоятельному проживанию. В тренировочной квартире имеются мебель, бытовые приборы, что позволяет погружать воспитанников на определенный период в самостоятельное жизненное пространство, формировать жизненно необходимые умения и навыки самообслуживания.
В Республике Башкортостан на базе ГБУ "Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создано отделение для социально-бытовой реабилитации и социальной адаптации детей с ментальной инвалидностью, в том числе проживающих в семьях. В отделении имеется бытовая комната, швейная и вязальная мастерские. Во время проживания в отделении дети-инвалиды овладевают доступными навыками самообслуживания, предметно-практической деятельности, навыками шитья и вязания. Родителям детей даются практические рекомендации по развитию индивидуальных возможностей ребенка и его адаптации в социальной среде. Данная работа способствует решению возникающих острых внутрисемейных проблем, преодолению изолированности детей-инвалидов и семей; является эффективным инструментом в реализации задач профилактики отказов от детей-инвалидов.
В Рязанской области на базе ГБУ "Центр социальной реабилитации инвалидов" в 2012 г. при поддержке Фонда было открыто реабилитационное учебно-тренировочное отделение для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Основными задачами отделения являются предоставление детям-инвалидам услуг по социальной реабилитации (услуг по социально- бытовой адаптации, социально-средовой и социокультурной реабилитации, а также реабилитации средствами физической культуры и спорта) в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации; работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Нижегородской области в рамках региональной программы "Смогу жить самостоятельно" в трех детских домах- интернатах для умственно отсталых детей был усилен диагностический компонент в системе реабилитационной работы с детьми-инвалидами (созданы реабилитационно-диагностические лаборатории) с целью комплексной оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов и формирования группы детей, имеющих достаточный потенциал для самостоятельного проживания в социуме. Данная работа построена на основе программного комплекса "Лонгитюд" с включением дополнительно разработанного совместно с Санкт- Петербургским государственным университетом специализированного блока для учета объемов, сроков и результатов абилитационных мероприятий, а также для проведения различного рода автоматизированных выборок по направлениям абилитации. Реализацию диагностических мероприятий во всех трех учреждениях осуществляют члены мультипрофессиональной бригады: дефектолог, психолог, логопед, специалист по социальной работе, социальный педагог, инструктор ЛФК. По итогам разработаны и реализуются индивидуальные программы реабилитации детей, включая подготовку к самостоятельному проживанию.
В Забайкальском крае с 2008 г. осуществляется внедрение технологии "Социальное сопровождение воспитанников детского дома-интерната в период их адаптации к самостоятельному проживанию и выпускников Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для умственно отсталых детей в месте их компактного проживания". В целях подготовки воспитанников данного учреждения к самостоятельному проживанию в Забайкальском крае в период с 2009 по 2011 г. при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполнялась программа "Дорога в жизнь". Результатом реализации программы стало развитие социальной деревни - места компактного проживания молодых инвалидов - выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Выпускники данного учреждения, имеющие потенциал для самостоятельного проживания, но с неустойчивой трудовой мотивацией и не до конца сформированными навыками самообслуживания проходят адаптацию к самостоятельному проживанию в условиях сельской местности. В дальнейшем, пройдя индивидуальный курс адаптации в сельском поселении, выпускники детского дома-интерната с учетом заключения психолого-медико-педагогического консилиума о возможности самостоятельного проживания и при наличии собственного желания приобретают в сельском поселении жилые дома (или заказывают строительство дома) и остаются там на постоянное проживание. Социальное сопровождение молодых инвалидов обеспечивает комплексный центр социального обслуживания "Ветеран", так как на начальном этапе молодые люди нуждаются в присмотре, помощи и поддержке со стороны взрослых. Специалисты (участковый специалист по социальной работе, психолог, медицинский работник) выезжают в село не менее двух раз в неделю, а инструкторы по труду (кулинарии, подсобному хозяйству, столярному делу) работают в селе вахтовым методом (в течение одной недели). Под руководством инструкторов молодые инвалиды готовят пищу, поддерживают порядок в жилых помещениях, занимаются подсобным хозяйством, заготавливают дрова на зиму, выращивают овощные культуры, проводят досуг (все выпускники трудоустроены).
ГСУСО "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" также располагает собственными помещениями в селе и в течение года по определенной программе вывозит воспитанников (группы от 3 до 7 человек) на адаптацию. В период адаптации дети проживают в селе с воспитателем из детского дома-интерната. В период с 2009 по 2014 г. адаптацию в условиях сельского поселения прошли 90 воспитанников дома-интерната, из них были адаптированы к условиям самостоятельного проживания 35 человек. В перспективе планируется увеличить количество домов до 15, создать дополнительные рабочие места: открыть швейную мастерскую, парикмахерскую, развивать подсобное хозяйство.
Анализ практики реализации региональных программ и проектов в субъектах Российской Федерации показывает наличие устойчивых результатов социального партнерства, в том числе эффективного внедрения ряда инноваций.
Например, успешный региональный опыт применения модульного оборудования (автогородки и т.п.) в рамках программ социалъно-средовой ориентации и адаптации к окружающей среде детей-инвалидов послужил основой для разработки и внедрения нового проекта Фонда.
Партнерский благотворительный проект "К движению без ограничений!" разработан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и с 2012 г. реализуется при финансовой поддержке ООО "Киа Моторе РУС". Цель проекта - содействие в создании условий для проведения мероприятий по социально-средовой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья системы социальной защиты населения и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Целевые группы - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет (воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа для детей- инвалидов системы социальной защиты населения; обучающиеся, воспитывающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в том числе в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах; получающие социально-реабилитационные услуги в нестационарных учреждениях социального обслуживания (реабилитационных центрах) для детей и подростков с ограниченными возможностями).
Задачами проекта являются:
- создание в базовых учреждениях специализированных развивающих площадок (автоплощадка плюс игровой комплекс) для проведения мероприятий по социально- средовой реабилитации детей целевых групп и учебных кабинетов (автоклассов) для проведения занятий по безопасному поведению детей на дорогах;
- повышение мобильности и обеспечение безопасности детей целевых групп путем привития им навыков безопасного поведения при передвижении, играх, движении на дороге;
- содействие в разработке и внедрении в практику работы базовых учреждений развивающих программ, направленных на повышение двигательной активности детей, профилактику травматизма, обучение безопасному поведению в ходе игр и передвижения на дороге, их социально-психологическую реабилитацию как участников процесса движения;
- содействие в проведении мероприятий по обмену опытом в области социально-средовой реабилитации детей целевых групп для специалистов учреждений системы социальной защиты населения и образовательных учреждений с использованием возможностей специализированных развивающих площадок и автоклассов.
Специализированные развивающие площадки и автоклассы оснащаются оборудованием и средствами передвижения, встраиваются в инфраструктуру базовых учреждений и имеют многофункциональные возможности для использования в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 г. в Новосибирской, Ростовской, Нижегородской областях, Хабаровском и Ставропольском краях были открыты 6 специализированных развивающих площадок. За три года в реализацию проекта вовлечено 30 городов из 28 субъектов Российской Федерации.
Проект способствует укреплению межведомственного взаимодействия. В совместной работе с Фондом участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ГИБДД, партнеры и дилеры компании "Киа Моторе РУС".
Проект получил признание со стороны родителей и специалистов, победив в номинации национальной программы "Лучшие социальные проекты России".
В рамках реализации проекта достигается:
- увеличение числа детей целевых групп, с которыми проведены занятия по социально-средовой реабилитации на специализированных развивающих площадках и в автоклассах;
- развитие реабилитационного потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья за счет участия в занятиях, более высокий уровень их интеграции в общество, в том числе как участников движения на дороге;
- улучшение условий в базовых учреждениях для решения задачи совершенствования системы социальной реабилитации, в том числе социально-средовой реабилитации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- положительное влияние на формирование в обществе позитивного отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе как участникам процесса движения.
Благодаря проекту дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность, передвигаясь на электромобилях и велосипедах, в том числе специализированных, почувствовать радость движения, на практике осваивать правила безопасного поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным: на площадках имеются тротуары, светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки и даже макеты школы, дома, остановок общественного транспорта.
Автокласс позволяет им изучить правила дорожного движения, моделировать различные ситуации на дороге, попрактиковаться в вождении автомобиля на детском автотренажере "Школьник". Созданные объекты используются как база для проведения занятий с детьми из других учреждений.
Внедрение программ профессиональной ориентации и предпрофессионалъной подготовки является важнейшим направлением в общей системе подготовки к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013-2014 гг. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при финансовой поддержке ООО УК "Металлоинвест" приступил к реализации благотворительного партнерского проекта "Путевка в жизнь", направленного на формирование конкурентоспособности выпускников интернатных учреждений.
В Оренбургской области данный проект реализуется на базе ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Новотроицка".
Проект включает следующие направления:
- разработку, внедрение программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки воспитанников и выпускников (включая программы профессиональной диагностики);
- внедрение программы предпрофессиональной подготовки воспитанников "Дорога в мир" и расширение перечня осваиваемых воспитанниками учреждения профессий;
- разработку и внедрение комплексных программ социализации ("Социальная гостиная"), в рамках которых реализуются программы оказания психологической помощи воспитанникам (решение коммуникативных проблем, решение актуальных проблем, разрешение конфликтов); проводятся тренинги личностного роста; проводятся занятия, направленные на развитие творческих способностей, коммуникативных навыков воспитанников; внедряются программы наставничества.
В Нижегородской области на базе Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями "Верас" оборудованы и осуществляют свою деятельность допрофессиональные мастерские: "Полиграфия", "Роспись по дереву", "Папье-маше", "Растениеводство", "Керамика", "Валяние из шерсти". В 2013 г. в мастерских занимались 29 детей-инвалидов. Похожие мастерские созданы и в ряде учреждений социального обслуживания Нижегородской области. Например, на базе ГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района" создана интегрированная полиграфическая мастерская, участие в работе которой принимают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, их здоровые сверстники - учащиеся общеобразовательных школ; посильную помощь на добровольной основе оказывают студенты педагогического колледжа. Работа направлена на обучение выполнению доступных операций полиграфического производственного процесса. Причем данная деятельность сопряжена с активной творческой работой. Например, проводятся занятия по подготовке детьми мини-брошюр с собственными рецептами приготовления блюд, с описанием алгоритмов выполнения различных домашних дел и т.п. Это стимулирует возникновение большого желания реализовать свои возможности, поскольку дети понимают значимость и важность своего труда при создании работ. У детей повышаются самооценка, эмоциональный фон и мотивация. В ходе совместной работы в творческой мастерской совершенствуется процесс социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, происходит преодоление психологического барьера в общении детей-инвалидов. На занятиях в мастерской дети изготавливают также иллюстрированные календари, открытки, блокноты, дидактические пособия для занятий, сувениры и другую продукцию.
В Ульяновской области в 2013 г. была начата работа по созданию ресурсного центра абилитации и реабилитации детей-инвалидов при муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования для детей № 9". В учреждении оборудованы четыре мастерские (гончарная, переплетная, лозоплетение, фотостудия), в которых занимаются 40 детей-инвалидов.
Значительная роль в программах и проектах, поддержанных Фондом, отводится внедрению реабилитационных программ с использованием технологичного реабилитационного оборудования. Например, в рамках программы Астраханской области для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья было приобретено специализированное оборудование: подошвенный имитатор опорной нагрузки "Корвит", опора для ползания "Черепашка", вертикализаторы "Котенок" и "Активал" и др. Данное оборудование позволяет максимально восстановить функции стояния и ходьбы, нормализовать координационное управление движениями различного класса в комплексной реабилитации детей с ДЦП; отработать навыки ползания у детей с различными патологиями; также дает возможность принятия вертикального положения с поддержкой сзади и спереди. Применение нейро-ортопедического костюма "Атлант" как метода кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации позволяет улучшить физиологическое состояние, способность к передвижению, удержанию позы, дифференцированные движения, речь. Положительный эффект восстановления двигательных функций наблюдается в 50% случаев.

Назад Оглавление Далее