Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Пальчиковый театр в работе логопеда (Омская область)

В настоящее время достаточно актуальна разработка новых передовых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Учитель-логопед отделения социальной реабилитации инвалидов комплексного центра социального обслуживания населения "Пенаты" Центрального административного округа Омской области в процессе профессиональной деятельности оказывает услуги по развитию речевых и творческих способностей детей.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Исходя из важных задач, стоящих перед специалистами отделения социальной реабилитации инвалидов центра социального обслуживания "Пенаты", возникла необходимость проведения логопедических занятий, включающих в себя театральные средства, атрибуты и элементы. Логопедический процесс, обогащенный театральными постановками, превращает детские будни в настоящий праздник, дарит детям приподнятое настроение, дает возможность проявить инициативу, способствует выработке у детей коллективных умений, чувства взаимопомощи.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - это игра. В игре ребенок легко преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - огромный труд. Поэтому на занятии логопед увлекает ребенка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжелой работой. Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, в увлекательный мир волшебства, тепла, доброты. Это прекрасная возможность для развития у детей воображения и мышления, экспрессивной и диалогической речи. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он сам озвучивает героев, играет по сценарию, пересказывает сказку либо придумывает сюжет. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развиваются творческие способности ребенка, а также логичность и самостоятельность мышления. Участвуя в пальчиковом театре и разыгрывая разнообразные сказки и ситуации, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя свободно и комфортно.
В чем значимость пальчикового театра? Пальчиковый театр - занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств дает положительный эффект всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями;
- развивает точность и выразительность, координацию движений;
- повышает усидчивость и концентрацию внимания.
Пальчиковый театр рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Кроме этого, участие в сценках с помощью пальчиков поможет детям исключить трудности при прочтении текста или его написании. Театральные техники, используемые в логопедической работе, являются эффективным средством в работе над заиканием, нарушениями речи и сопутствующими им социально-психологическими проблемами. Говоря о коррекционной направленности пальчикового театра, необходимо отметить ряд задач, которые он выполняет:
- развивает речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
- развивает связную речь, творческую фантазию;
- учит сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
- пополняет словарный запас;
- развивает умение ориентироваться в пространстве;
- развивает речь, учит построению диалога;
- развивает отдельные группы мышц;
- развивает психические процессы;
- воспитывает нравственно-эстетические качества.
Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук
давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приемы, развивающие тонкую моторику. Шаг за шагом ребенок, участвующий в театральных постановках пальчикового театра, развивает более четкую мелкую моторику и координацию движений, тренирует мышцы рук, что, в свою очередь, служит формированию образного мышления, стимулирует творческую деятельность. Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. На таких занятиях воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, забота, внимание, сопереживание и деликатность. Такие занятия развивают духовный потенциал, прослеживается мотивация на успешность. Стимулируются творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики, речи. Дети учатся соблюдать в игре установленные правила и достигают результативности. Взаимодействие с другими участниками игры учит их работать совместно и вместе принимать решение.
Процесс использования пальчикового театра в коррекционной работе имеет следующие этапы. Сначала специалист выбирает сценарий, по которому будет развиваться театральное действо. Это может быть и готовый сценарий (различные сказки, стихотворные тексты, может быть использована ситуация из личной жизни ребенка или написан собственный сценарий). Необходимо учитывать цель и задачи, которые ставятся на данном занятии, - коррекция произношения звуков, расширение и уточнение словарного запаса ребенка, заучивание стихотворных текстов и т.д.
Процесс коррекции произношения дает хорошие результаты: автоматизация и дифференциация звуков у детей проходит более успешно. Дети активно включаются в занятия, с большим интересом выполняют предлагаемые упражнения, проявляют заинтересованность в проведении логопедических занятий. В итоге речь детей становится более четкой, внятной, чистой, и в самостоятельной речи почти не наблюдается нарушений звуков. При написании сценария необходимо учитывать доступность содержания (исходя из возраста ребенка), а также объем пьесы. Длительность "разыгрывания спектакля" может быть от 5-7 мин и более. Данный вид работы может использоваться на всех этапах коррекционной работы как индивидуально, так и в подгруппе.
Большое значение имеет пальчиковый театр при работе с детьми дома вместе с родителями. Многие родители, которые включают пальчиковый театр в свою повседневную жизнь, отмечают положительный эффект в улучшении речи ребенка, а также эмоционального состояния, исчезают элементы психологического дискомфорта. Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность такой работы. Создание единого речевого пространства для развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности необходимы для гармоничного развития ребенка.
Сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Многие родители вместе со своими детьми придумывают свои сценарии, которые имеют продолжение в развитии сюжета. Такие игры не только развивают подвижность и координацию пальцев рук, воображение и творческие способности, а также помогают легко пересказывать знакомые тексты. Некоторые из них так вовлеклись в этот процесс, что ставят мини-спектакли ко всем семейным праздникам и датам. Герои пальчикового театра создадут компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка развивает интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя сказки.
В коррекционно-логопедической работе логопед использует пальчиковый театр при обучении детей порядковому счету. Например:

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котят а -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят, назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз - котенок самый белый,
Два - котенок самый смелый,
Три - котенок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

(На каждый пальчик надевают связанные из шерсти колпачки с глазками, усиками, похожими на котят.)
При заучивании русских народных потешек также используется эта технология:

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здорово, большак! - говорят.
- Здорово, В аська-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка.

(Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.)
Используется пальчиковый театр и при загадывании загадок:
• Мягкие лапки, а в лапках - царапки. (Кошка.)
• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)
• Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка.)
• Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
(На каждый пальчик надевают колпачок, обозначающий животное-отгадку).
При автоматизации различных звуков, например звука "Р", можно поиграть в "День рождения".
Сегодня у Раи день рождения. Это для нее радостный праздник. Мама для Раи испечет любимые пирожки и ватрушки. В гости она пригласила друзей: Иру, Клару, Рому. Дети будут пить чай с пирожками, фруктами и играть. Всем будет весело.
(Изготавливаются куклы из различных лоскутков ткани.)
Примерные темы инсценировок для использования при работе с детьми:
- различные потешки: "Ладушки", "Сорока", "Братцы- пальцы";
- стихи "Пять человечков", "Дружные пальчики", "Пальчики в лесу", "Пять маленьких братьев" и т.д.;
- сказки: "Теремок", "Репка", "Колобок", "Заячья избушка", "Айболит", "Три поросенка", "Три медведя", "Курочка Ряба", "Кот, петух и лиса" и др;
- рассказы, повести: "Буратино", "Незнайка" и т.д.
Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень
полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы