Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Су-Джок терапия в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями (город Лангепас, Ханты-Мансийского автономный округ — Югра)

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Особенностью некоторых детей с ограниченными возможностями является отсутствие речи и задержка речевого развития.
Одним из нетрадиционных логопедических методов является Су-Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Су-Джок терапия - последнее мировое достижение восточной медицины. Логопед ГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Анастасия" (г. Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) использует элементы Су-Джок терапии. Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого, массаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания, речевого развития, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Таким образом, Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, позволяющая:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
- повысить интерес детей к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Краткое описание используемого здоровьесберегающего метода - Су-Джок терапия

Это щадящий и эффективный метод воздействия на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках детей, и способствует приятным ощущениям. Использование массажера активизирует деятельность заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер "Су-Джок" - это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Су-Джок терапия проводится специальным медицинским колючим шариком с шипами, сделанными из пластмассы, с двумя массажными кольцами внутри. Массажные шарики имеют разную расцветку. Внутри массажера находятся две кольцевые пружины. Кольцо сделано из металлической проволоки так, что, растягиваясь, может свободно проходить по пальцу вверх и вниз. Это позволяет производить быструю стимуляцию множества точек по окружности пальца.
Массирование определенных участков ладони способствует лечению внутренних органов.

Применение метода Су-Джок в коррекционно-развивающем процессе

Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в коррекционных целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка, развивает мелкие дифференцированные движения пальцев рук. С помощью колец "ежиков" удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).
Игровой самомассаж с массажером проводится в виде пятиминутных упражнений между основными частями занятий. Детям предлагается выбрать тот шарик, который больше понравится. Можно просто перекатывать шарик в руках, нормализуя работу организма в целом. Благодаря воздействию остроконечных выступов на биологически активные точки улучшается самочувствие, снимается стресс. Ежедневное перекатывание шарика между ладонями до 10 мин или массирование стоп от 10 до 15 мин избавляет от гипотонии, мигрени, повышенного артериального давления, успокаивает нервную систему.
Некоторые приемы использования Су-Джок терапии:
- вращение массажного шарика между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- катание шарика в ладонях вперед и назад по всей поверхности;
- сжимание шарика кончиками пальцев;
- сжимание шарика в кулачок от 5 до 10 раз, затем раскрытие ладони полностью, разведя пальцы в стороны, удерживание его в центре ладони 5-10 с.
Воздействуя на ладони и пальцы рук массажером, мы рефлекторно заставляем работать зоны речевой и познавательной активности. Дети по очереди надевают кольцевые пружины на каждый палец и двигают колечки, интенсивно воздействуя на пальцы рук, снимая напряжение. Использование здоровьесберегающего метода Су-Джок имеет следующие преимущества:
• товар сертифицирован в соответствии с законодательством Российской Федерации, российский производитель;
• противопоказаний к самолечению стимуляторами, такими как массажный шарик Су-Джок, не существует, исключается нанесение вреда здоровью;
• шарик применяется для общего массажа и самомассажа рефлексогенных участков тела;
• противопоказания: высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны;
• это медицинский массажер, который можно приобрести в любой аптеке, стоит недорого, поэтому покупку такого массажера может позволить себе даже семья с низким прожиточным уровнем;
• массажный шарик занимает мало места (можно носить в кармане), а это очень удобно;
• на проведение массажа тратится минимум времени, не нужны специальные приготовления, что очень ценно для любого педагога;
• дети с удовольствием выполняют массаж не только на занятиях, но и дома.
Формы работы с использованием массажера Су-Джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, при совершенствовании лексико-грамматических категорий, развитии памяти и внимания.
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением шарика Су-Джок - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Например, автоматизация звука "Ж":
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек Весь в иголках ежик.
Как же взять его?

При совершенствовании лексико-грамматических категорий шарик Су-Джок используется следующим образом:
• Упражнение "Один - много". Логопед катит "чудо- шарик" по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
• Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот". Упражнения проводятся аналогично.
При использовании шариков Су-Джок для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов:
• на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики следующим образом: красный - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; затем ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов:
• упражнение "Раздели слова на слоги": ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок массажера в нашей работе.
Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами. Использование шаров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях реабилитационного центра, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы