Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Модель «удаленного» социального сопровождения семей с детьми-инвалидами (Красноярский край)

Специалистами организационно-методического отделения Красноярского краевого комплексного центра социального обслуживания населения разработана и реализуется модель "удаленного" социального сопровождения семей с детьми-инвалидами через справочный портал региональной информационно-аналитической системы поддержки реабилитации инвалидов. Это связано с территориальной удаленностью многих сельских поселений от учреждений социального обслуживания, чрезмерной загруженностью, недостаточной информированностью и мотивацией на реабилитацию своих детей у родителей, нехваткой квалифицированных специалистов, слабой технической и программной оснащенностью процесса реабилитации. Все эти факторы способствуют развитию негативной тенденции самоустранения семьи от проблем развития и социальной адаптации ребенка. Одним из направлений является внедрение новых моделей работы с семьей, в том числе развитие дистанционного обучения, информационной поддержки, психолого-педагогического сопровождения родителей.
В процессе функционирования справочного портала (СП) региональной информационно-аналитической системы поддержки реабилитации инвалидов (РИАС) в Красноярском крае появилась возможность моделировать и наполнять конкретным содержанием (в зависимости от индивидуальных запросов), службу сопровождения семьи ребенка с инвалидностью. Контент СП содержит структурированную полную информацию по всему спектру вопросов освидетельствования, реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), разработанные специалистами методические пособия на электронных носителях, материалы лекций и семинаров по актуальным вопросам развития, воспитания, обучения детей с инвалидностью, специальные обучающие программы для родителей по повышению психолого-педагогических, коммуникативных, медицинских, правовых компетенций и базовых знаний по уходу за ребенком и его развитию. Портал дает возможность проведения обучающих спецкурсов, в которых можно участвовать как в режиме реального времени, так и в видеозаписи, предоставляет возможность эффективного общения специалиста и родителя, родителей и специалистов между собой. На портале начала работать краевая школа для родителей детей-инвалидов как организационный, информационный, образовательный, просветительский ресурс для родителей и специалистов (см. рисунок).

Краевая школа для родителей детей-инвалидов, общий вид на портале

Краевая школа для родителей детей-инвалидов, общий вид на портале

Предлагаемый проект модели "удаленного" сопровождения в РИАС - это способ общения, обучения, консультирования родителей и членов семьи "особенного" ребенка дистанционно с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Такие технологии используются в сфере профессионального и общего школьного образовании для реализации процесса обучения. Применение их в социальном сопровождении семьи и ребенка с инвалидностью связано с определенными трудностями, обусловленными недостатком специальных развивающих программ на электронных носителях, отсутствием законодательно закрепленных норм и способов межведомственного взаимодействия, слабым техническим и программным обеспечением учреждений. В то же время реализация модели "удаленного" сопровождения семьи и ребенка дает возможность:
- оказания дистанционной диагностической, консультативной, информационной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей с инвалидностью;
- обучения родителей (других членов семьи) методам, техникам и стратегиям коррекционно-развивающей деятельности, в том числе на дому;
- организации разнообразных форм общения и взаимодействия родителей и специалистов;
- проведения телеконференций, телетрансляций по актуальным проблемам воспитания и развития детей с инвалидностью в режиме реального времени или видеозаписи.
Уникальность модели "удаленного" сопровождения определяется ее сетевым и межведомственным характером, необходимостью эффективного взаимодействия высококвалифицированных специалистов из практических, научных, образовательных учреждений.
Структура и содержание модели "удаленного" сопровождения. "Удаленное" сопровождение - это сетевой проект, в который могут войти родители, чьи дети нуждаются в непрерывном активном реабилитационном патронировании, родители детей, прошедших курс интенсивной реабилитации в реабилитационном учреждении и нуждающихся в поддерживающих реабилитационных мероприятиях на дому, родители, нуждающиеся в информационно-справочной, просветительской, поддерживающей помощи через Интернет.
Основу структуры "удаленного" сопровождения составляют следующие базовые компоненты:
- первичное консультирование родителей, определение психоэмоционального профиля семьи и ребенка;
- консультирование по разработке персональных программ реабилитационных мероприятий и сети реабилитационных учреждений;
- мониторинг и контроль за реализацией мероприятий индивидуальной реабилитационной программы;
- ведение поддерживающих реабилитационных мероприятий (персональные, коллективные консультации специалистов в режиме реального времени или видеозаписи);
- дистанционное обучение родителей базовым техникам и навыкам ухода, развития, оказания экстренной помощи ребенку;
- защита персональных баз данных.
Получить доступ к ресурсной сети и общаться со специалистом родители (другие члены семьи) смогут с помощью личного кабинета, что не только удобно, но и безопасно с точки зрения конфиденциальности информации. Таким образом, "удаленное" сопровождение через систему РИАС - это организация единого информационно-коммуникативного пространства службы сопровождения на основе коллективного или индивидуального общения семьи и специалистов междисциплинарной команды.
Мероприятия по реализации модели удаленного социального сопровождения семей с детьми-инвалидами целесообразно представить в виде серии последовательных этапов:
1. Определение показателей основных поведенческих проявлений ребенка: моторика, язык, адаптивное поведение. Такое определение основано на стандартизированной процедуре наблюдения за ребенком в обыденной жизни, типичной для детей разного возраста. Наиболее доступными для родителей можно считать сравнительные тесты, которые можно разместить в справочном портале, доступном для родителей. Компьютерная обработка опросников теста позволяет составить предварительный индивидуальный профиль психоэмоционального и физического развития ребенка и состояния членов семьи. По результатам тестирования родители, по возможности, могут либо самостоятельно обратиться к специалистам, либо получить первичную консультацию специалиста через справочный портал РИАС.
2. Разработка и актуализация индивидуальных коррекционных программ. По результатам первичного обследования, дополнительной информации от родителей составляется индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком и членами семьи с использованием ресурсных возможностей портала. В процессе реализации коррекционной программы родители получают поддерживающую консультативную помощь специалистов. Оптимальным способом общения является ведение электронного дневника, содержащего результаты наблюдения родителей за ребенком. Такой дневник и переписка с родителями доступны только для одной конкретной семьи и специалиста.
3. Проведение обучающих видеосеминаров,лекцийпо актуальной тематике развитияи воспитания "особенных" детей. Анализ запросов и потребностей семей со специализированного раздела портала позволяет выделять основные проблемные зоны в реабилитации детей и сопровождении семей. Для их преодоления, а также предупреждения синдрома психологического выгорания, повышения педагогических компетенций, навыков можно проводить телеконференции и обучающие семинары. Если родители не могут принять в них непосредственное участие, у них есть возможность просмотра видеозаписи мероприятия.
4. Общение родителей, проживающих в разных территориальных образованиях, в режиме реального времени. Такая форма работы позволяет обсуждать схожие проблемы и трудности, транслировать родительские истории, делиться собственным опытом. Использование современных телекоммуникационных технологий создает эффект присутствия и непосредственного общения.
Внедрение модели "удаленного" сопровождения семей началось с изучения технической оснащенности семей и уровня владения информационными технологиями. С этой целью специалистами организационно-методического отделения Центра проведено исследование возможности использования родителями ресурсов Интернета в повседневной реабилитации детей и наличия в семье компьютера. Выборочная совокупность составила 1550 семей. В результате исследования оказалось, что большинство родителей владеют навыками работы на ПК на уровне начинающего и опытного пользователей, что является вполне достаточным для пользования ресурсами справочного портала. При этом уровень грамотности матерей превышает аналогичный уровень отцов почти во всех территориальных зонах края.
Задача обеспечения семей с детьми-инвалидами средствами компьютерной техники в крае вполне решаема. Для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих ежемесячную денежную выплату на обучение и воспитание ребенка-инвалида на дому, с целью дистанционного обучения методам реабилитации приобретаются ноутбуки с выходом в Интернет по региональной программе "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы". Родители могут воспользоваться также услугами специализированных компьютерных классов в учреждениях образования и (или) социальной защиты.
До недавнего времени вопросы информатизации сферы реабилитации детей-инвалидов в Красноярском крае рассматривались с позиции управления процессом реабилитации, формирования баз данных, электронного документооборота и т.п. В настоящее время информационные и информационнокоммуникативные технологии становятся необходимым средством реабилитации детей с инвалидностью, повышающим информированность как самих детей, так и членов семьи, обеспечивающим оперативность получения ответов на их запросы. "Удаленное" сопровождение семей с детьми-инвалидами является эффективной технологией сопровождения семьи, органично вписывается в целостную систему долгосрочного патронирования, служит механизмом объединения всех элементов инфраструктуры сопровождения семьи. Последовательность компонентов удаленного сопровождения показана на рисунке.

Последовательность компонентов удаленного сопровождения

Последовательность компонентов “удаленного” сопровождения

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы