aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Модель «удаленного» социального сопровождения семей с детьми-инвалидами (Красноярский край)

Специалистами организационно-методического отделения Красноярского краевого комплексного центра социального обслуживания населения разработана и реализуется модель "удаленного" социального сопровождения семей с детьми-инвалидами через справочный портал региональной информационно-аналитической системы поддержки реабилитации инвалидов. Это связано с территориальной удаленностью многих сельских поселений от учреждений социального обслуживания, чрезмерной загруженностью, недостаточной информированностью и мотивацией на реабилитацию своих детей у родителей, нехваткой квалифицированных специалистов, слабой технической и программной оснащенностью процесса реабилитации. Все эти факторы способствуют развитию негативной тенденции самоустранения семьи от проблем развития и социальной адаптации ребенка. Одним из направлений является внедрение новых моделей работы с семьей, в том числе развитие дистанционного обучения, информационной поддержки, психолого-педагогического сопровождения родителей.
В процессе функционирования справочного портала (СП) региональной информационно-аналитической системы поддержки реабилитации инвалидов (РИАС) в Красноярском крае появилась возможность моделировать и наполнять конкретным содержанием (в зависимости от индивидуальных запросов), службу сопровождения семьи ребенка с инвалидностью. Контент СП содержит структурированную полную информацию по всему спектру вопросов освидетельствования, реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), разработанные специалистами методические пособия на электронных носителях, материалы лекций и семинаров по актуальным вопросам развития, воспитания, обучения детей с инвалидностью, специальные обучающие программы для родителей по повышению психолого-педагогических, коммуникативных, медицинских, правовых компетенций и базовых знаний по уходу за ребенком и его развитию. Портал дает возможность проведения обучающих спецкурсов, в которых можно участвовать как в режиме реального времени, так и в видеозаписи, предоставляет возможность эффективного общения специалиста и родителя, родителей и специалистов между собой. На портале начала работать краевая школа для родителей детей-инвалидов как организационный, информационный, образовательный, просветительский ресурс для родителей и специалистов (см. рисунок).

Краевая школа для родителей детей-инвалидов, общий вид на портале

Краевая школа для родителей детей-инвалидов, общий вид на портале

Предлагаемый проект модели "удаленного" сопровождения в РИАС - это способ общения, обучения, консультирования родителей и членов семьи "особенного" ребенка дистанционно с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Такие технологии используются в сфере профессионального и общего школьного образовании для реализации процесса обучения. Применение их в социальном сопровождении семьи и ребенка с инвалидностью связано с определенными трудностями, обусловленными недостатком специальных развивающих программ на электронных носителях, отсутствием законодательно закрепленных норм и способов межведомственного взаимодействия, слабым техническим и программным обеспечением учреждений. В то же время реализация модели "удаленного" сопровождения семьи и ребенка дает возможность:
- оказания дистанционной диагностической, консультативной, информационной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей с инвалидностью;
- обучения родителей (других членов семьи) методам, техникам и стратегиям коррекционно-развивающей деятельности, в том числе на дому;
- организации разнообразных форм общения и взаимодействия родителей и специалистов;
- проведения телеконференций, телетрансляций по актуальным проблемам воспитания и развития детей с инвалидностью в режиме реального времени или видеозаписи.
Уникальность модели "удаленного" сопровождения определяется ее сетевым и межведомственным характером, необходимостью эффективного взаимодействия высококвалифицированных специалистов из практических, научных, образовательных учреждений.
Структура и содержание модели "удаленного" сопровождения. "Удаленное" сопровождение - это сетевой проект, в который могут войти родители, чьи дети нуждаются в непрерывном активном реабилитационном патронировании, родители детей, прошедших курс интенсивной реабилитации в реабилитационном учреждении и нуждающихся в поддерживающих реабилитационных мероприятиях на дому, родители, нуждающиеся в информационно-справочной, просветительской, поддерживающей помощи через Интернет.
Основу структуры "удаленного" сопровождения составляют следующие базовые компоненты:
- первичное консультирование родителей, определение психоэмоционального профиля семьи и ребенка;
- консультирование по разработке персональных программ реабилитационных мероприятий и сети реабилитационных учреждений;
- мониторинг и контроль за реализацией мероприятий индивидуальной реабилитационной программы;
- ведение поддерживающих реабилитационных мероприятий (персональные, коллективные консультации специалистов в режиме реального времени или видеозаписи);
- дистанционное обучение родителей базовым техникам и навыкам ухода, развития, оказания экстренной помощи ребенку;
- защита персональных баз данных.
Получить доступ к ресурсной сети и общаться со специалистом родители (другие члены семьи) смогут с помощью личного кабинета, что не только удобно, но и безопасно с точки зрения конфиденциальности информации. Таким образом, "удаленное" сопровождение через систему РИАС - это организация единого информационно-коммуникативного пространства службы сопровождения на основе коллективного или индивидуального общения семьи и специалистов междисциплинарной команды.
Мероприятия по реализации модели удаленного социального сопровождения семей с детьми-инвалидами целесообразно представить в виде серии последовательных этапов:
1. Определение показателей основных поведенческих проявлений ребенка: моторика, язык, адаптивное поведение. Такое определение основано на стандартизированной процедуре наблюдения за ребенком в обыденной жизни, типичной для детей разного возраста. Наиболее доступными для родителей можно считать сравнительные тесты, которые можно разместить в справочном портале, доступном для родителей. Компьютерная обработка опросников теста позволяет составить предварительный индивидуальный профиль психоэмоционального и физического развития ребенка и состояния членов семьи. По результатам тестирования родители, по возможности, могут либо самостоятельно обратиться к специалистам, либо получить первичную консультацию специалиста через справочный портал РИАС.
2. Разработка и актуализация индивидуальных коррекционных программ. По результатам первичного обследования, дополнительной информации от родителей составляется индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком и членами семьи с использованием ресурсных возможностей портала. В процессе реализации коррекционной программы родители получают поддерживающую консультативную помощь специалистов. Оптимальным способом общения является ведение электронного дневника, содержащего результаты наблюдения родителей за ребенком. Такой дневник и переписка с родителями доступны только для одной конкретной семьи и специалиста.
3. Проведение обучающих видеосеминаров,лекцийпо актуальной тематике развитияи воспитания "особенных" детей. Анализ запросов и потребностей семей со специализированного раздела портала позволяет выделять основные проблемные зоны в реабилитации детей и сопровождении семей. Для их преодоления, а также предупреждения синдрома психологического выгорания, повышения педагогических компетенций, навыков можно проводить телеконференции и обучающие семинары. Если родители не могут принять в них непосредственное участие, у них есть возможность просмотра видеозаписи мероприятия.
4. Общение родителей, проживающих в разных территориальных образованиях, в режиме реального времени. Такая форма работы позволяет обсуждать схожие проблемы и трудности, транслировать родительские истории, делиться собственным опытом. Использование современных телекоммуникационных технологий создает эффект присутствия и непосредственного общения.
Внедрение модели "удаленного" сопровождения семей началось с изучения технической оснащенности семей и уровня владения информационными технологиями. С этой целью специалистами организационно-методического отделения Центра проведено исследование возможности использования родителями ресурсов Интернета в повседневной реабилитации детей и наличия в семье компьютера. Выборочная совокупность составила 1550 семей. В результате исследования оказалось, что большинство родителей владеют навыками работы на ПК на уровне начинающего и опытного пользователей, что является вполне достаточным для пользования ресурсами справочного портала. При этом уровень грамотности матерей превышает аналогичный уровень отцов почти во всех территориальных зонах края.
Задача обеспечения семей с детьми-инвалидами средствами компьютерной техники в крае вполне решаема. Для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих ежемесячную денежную выплату на обучение и воспитание ребенка-инвалида на дому, с целью дистанционного обучения методам реабилитации приобретаются ноутбуки с выходом в Интернет по региональной программе "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы". Родители могут воспользоваться также услугами специализированных компьютерных классов в учреждениях образования и (или) социальной защиты.
До недавнего времени вопросы информатизации сферы реабилитации детей-инвалидов в Красноярском крае рассматривались с позиции управления процессом реабилитации, формирования баз данных, электронного документооборота и т.п. В настоящее время информационные и информационнокоммуникативные технологии становятся необходимым средством реабилитации детей с инвалидностью, повышающим информированность как самих детей, так и членов семьи, обеспечивающим оперативность получения ответов на их запросы. "Удаленное" сопровождение семей с детьми-инвалидами является эффективной технологией сопровождения семьи, органично вписывается в целостную систему долгосрочного патронирования, служит механизмом объединения всех элементов инфраструктуры сопровождения семьи. Последовательность компонентов удаленного сопровождения показана на рисунке.

Последовательность компонентов удаленного сопровождения

Последовательность компонентов “удаленного” сопровождения

Назад Оглавление Далее