Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии на базе комплексного центра социального обслуживания (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Для решения проблем адаптированности детей-инвалидов в социуме в комплексном центре социального обслуживания населения "Радуга" (Ханты-Мансийский АО - Югра) была разработана программа социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии "Мой друг". Игры и упражнения, основанные на работе с образами животных с использованием телесно-ориентированных техник, позволяют высвободить застоявшиеся эмоции, раскрепоститься, снять напряжение; помогают развить волевые качества: терпение, выдержку, настойчивость, гибкость; способствуют развитию ощущений и осознанию собственного "Я". Программа является малозатратной, не требует специальных условий, доступна для большинства детей-инвалидов, может применяться в работе любого социо- защитного учреждения с дневным пребыванием детей и подростков с учетом специфики деятельности.
Анималотерапия (от англ, animal - животное) - метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Направления деятельности специалистов в рамках программы социальной реабилитации "Мой друг"

Направления, цели и содержание деятельности специалистов центра "Радуга" приведены в таблице.

Направления деятельности специалистов в рамках программы социальной реабилитации
Направления деятельности специалистов в рамках программы социальной реабилитации

Этапы и сроки реализации

Программа реализуется в течение года циклами по три месяца: март - май; сентябрь - ноябрь. В летнее время программа не реализуется.
1 -й этап - подготовительный (январь - февраль): разработка (корректировка) и утверждение программы; подбор и распределение функциональных обязанностей между специалистами, реализующими мероприятия программы; разработка планов, конспектов мероприятий по обозначенным направлением; подготовка материально-технической базы; подготовка и распространение информационно-рекламной продукции.
2- й этап - организационно-диагностический (1-я неделя реализации): формирование групп; диагностические мероприятия.
3- й этап - основной (март - май; сентябрь - ноябрь): реализация мероприятий программы.
4- й этап - заключительный (последняя неделя реализации): подведение итогов реализации программы; определение уровня удовлетворенности участников.
5- й этап - информационно-аналитический (июнь, декабрь): анализ итогов реализации программы, оценка ее эффективности; освещение итогов программы в СМИ; обобщение и распространение опыта реализации программы.

Механизм реализации

Программа состоит из 12 мероприятий (тематических дней), которые проводятся 1 раз в неделю. Каждое мероприятие посвящено определенной теме (животному), состоит из нескольких занятий, реализуемых в течение дня. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста и состояния участников, но не может превышать 30 мин. Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов о животных и т.д.
Занятия проводятся малыми подгруппами, всей группой или индивидуально в зависимости от состояния здоровья, уровня нарушений жизнедеятельности, возрастных особенностей детей. Оптимальное количество участников занятия 5~8 человек. Используются различные формы групповой и индивидуальной работы с семьей и детьми. Формы варьируются и подбираются в зависимости от цели и направленности мероприятия, особенностей состояния и развития участников, места проведения мероприятия.
В течение реализации программы оформляется выставка детских работ, действующая постоянно и пополняемая в течение всего периода действия программы. Оформляется детская "Книга сказок", состоящая из лучших сказок, сочиненных детьми по итогам тематических дней. Каждому ребенку вручается его "книга сказок", состоящая из историй, сочиненных данным ребенком. Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль за реализацией программных мероприятий.
Контроль осуществляется на всех этапах реализации программы:
- предварительный контроль - на подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.
- текущий контроль - ежемесячно в течение всего периода реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.
-итоговый контроль - на заключительном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.
Реализация программы обеспечивается коллективом отделения дневного пребывания детей и подростков КЦСОН "Радуга" во взаимодействии с отделением психологопедагогической помощи семье и детям, организационно- методическим отделением, с учреждениями и организациями района (коллективное фермерское хозяйство, природный парк "Сибирские Увалы", библиотека Нижневартовского района). В процессе реализации программы допускается корректировка и взаимозаменяемость мероприятий с учетом особенностей группы.

Деятельность специалистов по реализации мероприятий программы

Виды деятельности центра "Радуга" приведены в таблице.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов: диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы, уровня социальной компетентности, межличностных отношений; наблюдение в процессе деятельности; анкетирование родителей.

Критерии эффективности программы

Эффективность программы оценивается следующими по казате лям и:
- количественные показатели (охват несовершеннолетних, количество мероприятий и т.д.);
- показатели социального развития личности (динамика уровня развития);
- показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности);
- показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, отклик в СМИ).

Эффективность реализации

В результате реализации программы достигаются следующие результаты:

Эффективность реализации
Эффективность реализации

- дети-инвалиды: улучшение общего психоэмоционального состояния у 85% участников, снижение уровня проявления негативных эмоциональных реакций- 41%; повышение уровня развития мелкой моторики руки у 23%; повышение уровня социальной адаптированности поведенческого репертура - 25% (по результатам диагностики); отмечена высокая степень удовлетворенности участников - 96% (по результатам анкетирования);
- специалисты: приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры, повышение профессионального мастерства, овладение новой здоровьесберегающей технологией, разработка методических материалов по содержанию программы;
- родители: овладение методами и способами работы с образами животных в домашних условиях - 70%, расширение кругозора - 100%, повышение уровня эмоциональной близости с ребенком - 25%.

Тематический план мероприятий

План мероприятий программы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями приведен в таблице.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы