Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Дифференцированный подход к матерям и отцам, воспитывающим ребенка-инвалида (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Солнышко" (далее по тексту - Центр) сложилась устойчивая модель работы с семьей, направленная как на привлечение ее членов к проведению реабилитационных, коррекционнооздоровительных мероприятий, так и на стабилизацию семейных отношений.
Модель работы с семьей в Реабилитационном центре "Солнышко" показана на рисунке.
Особым направлением работы с семьями в учреждении является дифференцированная работа с матерями и отцами.
Учитывая важность как материнского, так и отцовского воспитания детей в семье, а также в целях психологической поддержки матерей, вовлечения отцов в реабилитационный и воспитательный процессы в учреждении разработаны и реализуются:
- программа психологической реабилитации женщин, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями "Анима" (далее по тексту - программа "Анима");
- комплексная программа поддержки ответственного отцовства "Университет отцов" (далее по тексту - программа "Университет отцов").
Программа "Анима" реализуется в Центре с 2008 г. Основной целью программы является оказание квалифицированной психологической и психолого-педагогической поддержки женщинам, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями.
Задачи:
- повысить уровень социально-психологической компетентности женщин;

Дифференцированный подход к матерям и отцам, воспитывающим ребенка-инвалида

- повысить уровень их эмоционального благополучия;
- развить навыки коммуникативной толерантности;
- способствовать уменьшению количества кризисных моментов в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, гармонизации детско-родительских отношений;
- развить способности к самоанализу и контролю поведения.
Содержание деятельности "Антикризисной школы" в рамках программы "Анима" показано на рисунке.
Программа "Анима" предусматривает реализацию мероприятий во всех структурных подразделениях реабилитационного центра "Солнышко" в специально оборудованных комфортных помещениях. Женщины, которым не с кем оставить маленького или маломобильного ребенка (подростка), могут прийти в Центр вместе с ним: пока женщина находится на занятии, с ребенком занимается специалист по социальной работе. Механизм реализации программы предусматривает поэтапное проведение комплекса программных мероприятий социально-психологической реабилитации женщин, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями. Занятия проводятся в закрытых группах. Стержнем психологической реабилитации является "Антикризисная школа", которая предполагает совокупность форм и методов, знаний современной психологической науки, способных реализовать внутренний потенциал женщин, адаптировать их к жизненным условиям. Социальнопсихологическая реабилитация женщин осуществляется через психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию, тренинговые занятия и психопрофилактику.
Программа "Университет отцов" реализуется в Центре с 2009 г. Основной целью программы является содействие формированию активной позиции отцов в воспитании и социализации ребенка.
Задачи:
- повысить педагогическую, психологическую культуру и ответственность отцов в процессе воспитания ребенка;
- оказать помощь отцам в управлении собственным поведением и поведением детей;
- способствовать раскрытию творческой индивидуальности отцов и детей;
- содействовать привлечению отцов к участию в совместных с детьми культурно-досуговых, общественных мероприятиях;
- пропагандировать здоровый образ жизни как социальную ценность, ответственное поведение зрелого мужчины.

Дифференцированный подход к матерям и отцам, воспитывающим ребенка-инвалида

Программа реализуется посредством обучения отцов на различных факультетах (см. рисунок): факультет психологопедагогической компетенции, валеологический факультет и факультет творческой активности. Работа всех факультетов осуществляется параллельно.
Факультет психолого-педагогической компетенции. Деятельность направлена на оказание отцам информационной и практической поддержки в решении проблем, связанных с воспитанием детей: психолого-педагогической помощи в осознании своей роли, значения, возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений с матерями и детьми в семье. Мероприятия реализуются через консультации, беседы, практикумы, круглые столы, диспуты, дискуссии, творческие задания, издание методической продукции (памятки, рекомендации, советы специалистов). Мероприятия представлены в форме информационно-практических занятий с отцами и просветительской деятельности.
Информационно-практические занятия включают в себя три раздела: "Основы семейного права", "Знаю ли я своего ребенка?", "Папины практикумы". Они предусматривают реализацию обратной связи "Семья-Центр" через творческие задания отцам в форме "Папины проекты" (фото и мультимедийные проекты и презентации), которые выполняются в виде домашнего задания по окончании курса мероприятий. Тему проекта папы выбирают сами из ряда предложенных специалистами: "Отдыхаем всей семьей"; "Вместе весело играть"; "Кем работает мой папа"; "Где бывали, что видали"; "Как мы маме помогаем"; "В здоровом теле - здоровый дух".

Дифференцированный подход к матерям и отцам, воспитывающим ребенка-инвалида

Просветительская деятельность осуществляется в формате подготовки и выпуска буклетов для родителей, а информация и рекомендации представлены на информационных окнах (стендах). Материалы, помещенные в информационных окнах, призваны быть дополнением к темам информационнопрактических занятий.
Валеологический факультет. Здесь формируются и развиваются стереотипы здорового образа жизни: режим дня, гигиенические навыки, режим двигательной активности, рациональное питание, основы аутогенной регуляции основных функций человеческого организма, профилактика вредных привычек, половое воспитание. Данный факультет предусматривает расширение знаний отцов в области валеологии через беседы, консультации, лекции, семинары, а также их участие в подвижных играх с детьми, соревнованиях, походах. Эти мероприятия являются составляющими Дня здоровья, который проводится один раз в квартал.
Факультет творческой активности. Деятельность данного факультета нацелена на организацию занимательного развивающего досуга отцов с детьми, создание возможностей для развития индивидуальных способностей отца и ребенка, реализацию творческого потенциала. Факультет творческой активности - это привлечение отцов к совместным занятиям с детьми в творческих мастерских, кружках, участию в выставках творческих работ, культурно-досуговых мероприятиях, конкурсах, фотовыставках.
Эмоциональные переживания, мышление и поведение родителей сложны, но они вполне познаваемы и управляемы. Реализация представленных программ на практике подтвердила, что, приложив достаточно усилий, можно изменить привычный образ мыслей и чувств. Опыт показал, что супруги, как правило, находят пути взаимно поддержать, успокоить друг друга. Все родители, участвовавшие в программах, успешно овладели приемами позитивного межличностного общения (общение в статусах "родитель-ребенок" и "муж-жена", управление собственным поведением и поведением детей, преодоление семейных конфликтов, приемы психологического аутотренинга и т.п.), применением эффективных педагогических приемов семейного воспитания, навыками проведения оздоровительно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Специалистам реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями при организации работы с родителями полезно учитывать следующие особенности:
• поддерживать регулярный контакт с семьей (родителями и ребенком);
• опираться на способности родителей и ребенка;
• привлекать к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников (использование технологии "сеть социальных контактов");
• быть внимательным к широкому спектру потребностей (изучение потребностей не только ребенка, но и родителей);
• организовывать группы взаимоподдержки (семейные клубы, родительский комитет, семьи-волонтеры и т.п.);
• использовать как можно более широкий спектр методической продукции (стенды, памятки, буклеты, методические пособия, презентации, научно-популярные фильмы и т.д.) для родителей.
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка-инвалида, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать воспитательные возможности. Однако нужно иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно, поэтому им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь. Эти услуги оказывают специалисты реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Назад Оглавление Далее