Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Модель комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста (Калужская область)

В Обнинском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доверие" Калужской области отработана модель комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Построение модели предполагает условное выделение хронологических звеньев, направленных на комплексное развитие ребенка с младенческого возраста в условиях реабилитационного центра, с переходом в дошкольное образовательное учреждение. Определено содержание структурных элементов модели, выстроенных по вертикали: медицинская клинико-диагностическая служба, пролонгированная в соответствии с возрастом (профилактический - дородовый, I звено - младенческий возраст, II звено - ранний возраст, III звено - дошкольный возраст), психолого-диагностическая, коррекционная и психолого-терапевтическая помощь.
Определены участники медико-психолого-педагогического сопровождения и их роль в действующей модели. Одна из центральных ролей возлагается на родителей ребенка, реализующих коррекционно-воспитательный режим в семье. Таким образом, модель медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает квалифицированную диагностику и лечение на всех этапах. Модель опирается на раннее начало и непрерывность коррекционно-воспитательных мероприятий, преемственность коррекционно-диагностических центров и служб, а также дошкольных образовательных учреждений. Важным преимуществом действия модели в условиях реабилитационного центра является налаживание механизмов межведомственного взаимодействия с целью развития службы ранней помощи семье и детям - важнейшего условия для сохранения и укрепления здоровья детей с проблемами в развитии, своевременного начала ранней психолого-педагогической помощи.
Основной целью построения модели медико-психологопедагогического сопровождения стало оказание помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, имеющим нарушения развития или риск их появления, для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Системообразующим фактором являются цели и задачи, которые необходимо реализовать последовательно от I звена ко II и затем к III звену медико-психолого-педагогического сопровождения. Признаками медико-психолого-педагогического сопровождения являются: системность, комплексность, содержательная насыщенность, целостность, взаимосвязанность, пролонгированность и преемственность.
В современных условиях велика роль и значимость организации и обеспечения социально-психологической помощи женщинам репродуктивного возраста на всех уровнях. На базе реабилитационного центра разработана программа "Берегиня" по сопровождению беременности у женщин, относящихся к группе риска. Повышению эффективности перинатальных технологий способствует широкое внедрение системы психологической помощи семьям, планирующим рождение ребенка, беременным и молодым родителям.
На базе женской консультации работает школа для будущих матерей. В реабилитационном центре "Доверие" имеется кабинет перинатального психолога, где осуществляется психологическая помощь будущим родителям.
Схема межведомственного взаимодействия системы раннего сопровождения семьи и детей показана на рисунке.

Схема межведомственного взаимодействия системы раннего сопровождения семьи и детей

Схема межведомственного взаимодействия системы раннего сопровождения семьи и детей

На занятиях по подготовке к родам женщины получают знания о психофизиологии беременности и родах, о внутриутробном развитии ребенка и взаимодействии с ним, об особенностях эмоционального состояния беременных, подготовке семьи к появлению ребенка. На занятиях проводится просмотр кинофильмов на соответствующие темы с последующим их обсуждением. Перинатальный психолог Центра работает в отделении патологии беременных родильного дома. Психологические мероприятия способствуют снижению числа осложнений во время беременности и родов, рождению желанных и здоровых детей, сохранению здоровья женщин-матерей, улучшению психологического климата в семье. На базе реабилитационного центра перинатальный психолог осуществляет: диагностику, консультирование, психотерапевтическую помощь, семинары, тренинги.
Психологическое сопровождение женщины осуществляется на всех этапах материнства с участием специалистов, обеспечивающих преемственность психологической диагностики и специализированной медико-психологической помощи матери и ребенку. Это способствует снижению числа осложнений во время родов, рождению здоровых детей, сохранению и укреплению здоровья будущего поколения.
Важно помочь родителям принять и понять нарушения в развитии ребенка, преодолеть беспомощность по отношению к ребенку, сформировать грамотный и заинтересованный подход к проблемам ребенка. В детском отделении ЦМСЧ № 8 перинатальный психолог оказывает помощь маме и ребенку, находящимся на стационарном лечении. Мама получает психологическую и информационную поддержку в дальнейшем реабилитационном процессе на базе Центра.
Основные направления в работе Центра с родителями:
1. Просветительская деятельность: родительские собрания; наглядная информация; консультации (индивидуальные и групповые); работа библиотеки и лекотеки.
2. Практически-обучающая деятельность: консультации- тренинги, семинары-практикумы.
3. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс (индивидуальные совместные и подгрупповые занятия).
4. Создание атмосферы родительского взаимодействия (обмен опытом, расширение круга общения и интересов, эмоциональная поддержка).
Основными задачами деятельности ранней помощи являются:
• информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи;
• диагностика основных областей развития ребенка (психического, физического, социально-эмоционального);
• ранняя помощь ребенку и семье: организация комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождение детей от 0 до 3 лет, имеющих отклонения в развитии;
• разработка и реализация индивидуальных программ развития ребенка;
• создание единой базы данных о детях с проблемами в развитии.
Первым этапом при обращении в Центр является проведение психолого-медико-педагогического обследования. При обнаружении проблем в развитии комиссией рекомендуются соответствующие формы оказания помощи, составляется программа развития ребенка, построенная с учетом его потребностей, потребностей его семьи на основе проведенной оценки. В диагностическом отношении задача специалиста состоит в определении проблем семьи и формулировании рабочих гипотез об их природе:
• оценка потребностей семьи и ребенка (жалобы - запрос);
• сбор начальных данных о ребенке и семье (беседа с мамой);
• оценка соматического здоровья и его влияния на развитие ребенка (осмотр, знакомство с медицинскими документами, беседа с мамой);
• проведение первичной оценки (с точки зрения наличия функциональных нарушений), в том числе:
- зрения и слуха;
- двигательного развития ребенка;
- коммуникативного, познавательного, эмоционального развития ребенка;
- взаимодействия матери и ребенка.
Современные методы диагностики отклонений в развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить отклонения на разных возрастных этапах с 2 месяцев развития ребенка. Для диагностики детей раннего возраста специалисты в своей работе пользуются шкалами экспертной оценки KID или RCDI, модифицированной анкетой для диагностики аутизма у детей 16-30 месяцев (M-Chat). А это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений. В Центре ребенок проходит курс массажа, посещает занятия по лечебной гимнастике и плаванию. В процессе реализации индивидуальной программы ребенок посещает индивидуальные и групповые игровые сеансы: сенсорика, музыка, ручной труд (работа с глиной и тестом). Индивидуальные игровые сеансы имеют временные рамки, но в целом структура игрового сеанса и его содержание могут меняться в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка. Индивидуальные занятия проводят все специалисты: физический терапевт, логопед, психолог. Хотя задачи их вмешательства различаются, но главной целью остаются нормализация и улучшение качества жизни ребенка и семьи.
Задачи индивидуальных занятий:
• повысить компетентность родителей в развитии ребенка;
• помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам: интеллектуальным, двигательным, речевым, социальным.
Родители принимают активное участие в составлении программ вмешательства, участвуют в занятиях и могут использовать стратегии вмешательства дома. При работе с детьми раннего возраста эффективны индивидуальные совместные занятия с родителями, на которых через игровой компонент осуществляется адаптация детей с тяжелыми формами нарушений психической деятельности, их психологическая поддержка и коррекция.
Групповые занятия:
• помогают родителям обучать ребенка необходимым навыкам: интеллектуальным, двигательным, речевым, социальным (родители обязательно участвуют в занятии вместе с ребенком);
• служат примером специализированной помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями;
• обеспечивают равные для всех детей возможности жить, развиваться и поддерживают уважение потребностей любой семьи.
Для оказания психолого-педагогической помощи ребенку и его семье в центре "Доверие" используется домашнее визитирование. Это хорошая стратегия для укрепления родителей в их родительской компетентности, формирования мотивации для развития ребенка.
Домашнее визитирование позволяет:
• провести оценку домашней среды, социального риска, адаптировать домашнюю среду к нуждам ребенка с нарушениями в развитии, подобрать специальные приспособления;
• осуществить психологическую и информационную поддержку родителей, обеспечить оптимальные условия для развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Консультирование могут проводить все специалисты в зависимости от потребностей родителей:
• консультации логопеда по поводу развития речи и языка (дети, не имеющие серьезных нарушений после первичного приема);
• консультации психолога (по вопросам сна, регуляции поведения, капризов, приучения к горшку, общения с другими детьми);
• консультации физического терапевта по поводу развития двигательных навыков.
В реабилитационном центре работает родительский клуб, который выполняет следующие задачи:
• расширение социальных контактов родителей и детей (совместное с детьми посещение встреч клуба);
• оказание всесторонней поддержки родителям, имеющим детей со специальными потребностями (со стороны специалистов и со стороны родителей оказание взаимопомощи друг другу);
• оказание информационной и психологической поддержки.
Эффективность работы модели медико-психолого-педагогического сопровождения обеспечивается за счет комплексного подхода в объединении педагогических, психологических, валеологических и медицинских аспектов подготовки родителей к воспитанию ребенка. Созданная модель медико-психолого-педагогического сопровождения помогает вырабатывать алгоритм взаимодействия участников процесса комплексного сопровождения семьи на различных возрастных этапах жизни ребенка, решает проблемы выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном, социально-эмоциональном развитии; позволяет апробировать программы поддержки и обучения родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы