Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями через формирование экологической культуры (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Воспитание гуманного отношения детей к природе является составной частью воспитания человека. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Ребенок постоянно соприкасается с природой. Однако при самостоятельном общении ребенка с природой далеко не все им может быть правильно понято. Не всегда у детей формируется бережное отношение к растениям, животным. Ввести ребенка в мир природы, дать знания о явлениях природы и ее объектах, проявить способность видеть эту красоту, воспитать чувство бережного и заботливого отношения к ней - важнейшие задачи воспитания. К сожалению, данные статистики неумолимы: количество детей с ограниченными возможностями ежегодно растет. Именно поэтому назрела необходимость находить новые и современные пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщать к посильному труду, что может положительно сказаться на развитии их умственных способностей.
Обучение детей с ограниченными возможностями основам экологической культуры является одной из главных задач Комплексного центра социального обслуживания населения "Импульс". Осознание важности проблемы привело к организации специальной работы по экологическому воспитанию, которая проводится в отделении социальной реабилитации с 2007 г. В 2011 г. была разработана и утверждена экспертно-методическим советом учреждения специально разработанная программа "Наш дом - Югра". Целью программы стало формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
В программу включены следующие формы и направления работы:
- музейная педагогика;
- экологическая тропа;
- организация деятельности кружка "Росток";
- организация и помощь в осуществлении семейных экологических проектов;
- обучение детей труду в условиях северного города.
В основу программы положена технология "Экология и ребенок", которая была разработана специалистами отделения.
Методологические основы программы основывалась на следующих работах авторов: Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Корреционно-развивающее обучение и воспитание; Яворская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами; Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; Николаева С. Н. Юный эколог; Рыжова Н. А. Наш дом природа; Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми; Товпинец И. П. Я и окружающий мир; Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой; Васильева М. А., Гербова В. В. Программа воспитания и обучения в детском саду.
В рамках программы деятельность детей организована на основе творческого подхода, комплексности и системности, тесного взаимодействия со всеми участниками коррекционновоспитательного процесса. При этом учитывались:
- возрастной фактор;
- психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями;
- здоровьесберегающий фактор.
В основе экологического воспитания детей с ограниченными возможностями педагоги используют экологический подход. Его цель - передача детям определенных знаний о живой и неживой природе, формирование у них осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, с учетом возрастных и психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями.
В процессе нарабатываемого опыта программа совершенствовалась и корректировалась. Анализ работы показал, что целесообразно проводить совместную работу с другими учреждениями города. Поэтому были заключены договоры о социальном партнерстве с Музеем истории города Урай, Эколого-биологическим отделом, Центральной детской библиотекой, Центром духовного просвещения. Было разработано положение и об учреждении экологического кружка "Росток". Разнообразная развивающая среда способствовала усилению воспитательного потенциала, формированию отношения детей к базовым ценностям, усвоению ими социального опыта и приобретению качеств, необходимых для социальной адаптации. Программой предусматривалось построение в реабилитационном отделении (в помещении отделения), а также на площадке во дворе зон экологической развивающей среды.
Планирование работы по экологическому воспитанию состоит из трех этапов.
Первый этап - подготовительный.
Этап включает в себя информационную деятельность, анкетирование родителей, диагностирование детей.
Основная задача информационной деятельности - отработка из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
- по природе родного края;
- труду людей;
- традициям;
- общественным событиям.
С целью ознакомления детей с природой родного края, воспитания основ экологической культуры был оформлен "Уголок экологического воспитания". Здесь как для детей, так и родителей, посещающих реабилитационное отделение, подобран материал природоведческого содержания:
- методические пособия, книги;
- игры;
- картины, иллюстрации;
- видео-, аудиокассеты;
- календарь природы.
Отбор и применение на практике соответствующего материала и литературы по данной теме позволяет педагогам заинтересовать детей явлениями, объектами экологической культуры.
Второй этап - основной.
Для реализации основного этапа программы разработан комплекс тем, которые реализовывались на познавательных и практических занятиях, направленных на развитие представлений о ценностях природы. Дети обучаются эмоциональноположительному отношению к природе, у них вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Принципами реализации основного этапа деятельности по экологическому воспитанию являются систематичность, последовательность и взаимосвязь различных занятий:
- по развитию речи;
- ознакомлению с окружающей действительностью;
- изобразительному искусству;
- музыкально-творческой деятельности;
- физическому развитию.
Работа ведется в нескольких направлениях:
- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в Воскресной школе);
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность, занятия в детской библиотеке);
- культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, занятия в городском музее,);
- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей в уголке природы, теплице).
Основные механизмы реализации второго этапа программы:
1. Диагностика экологических представлений. По ее результатам планируется организация педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляется выбор методов и форм организации детей с ограниченными возможностями с учетом их психического развития.
2. Познавательно-коррекционные (фронтальные и индивидуальные) занятия. Занятия осуществляются разнообразными организационными формами (игры-путешествия, викторины, эколого-психологические тренинги, диспуты, беседы, просмотр научно-популярных фильмов с последующим обсуждением).
3. Трудотерапия. Используется как средство приобщения детей к труду в условиях северного города. Например, была оснащена теплица, которая была приобретена на средства, полученные по итогам участия отделения в грантовом конкурсе социальных грантов "Стратегия успеха" в 2010 г.
4. Участие в акциях "Спасем муравейник", "Елочка - зеленая иголочка", "Спасти и сохранить", "Чистый лес", "Чистый двор".
В ходе данных экологических акций педагоги осуществляют консультирование и анкетирование родителей, оказывают помощь в создании семейных проектов, планируют деятельность кружка "Росток", организуют для детей и родителей совместные праздники, экскурсии, выезды на природу.
Третий этап - заключительный.
На данном этапе подводятся итоги проделанной работы.
В результате реализации программы по экологическому воспитанию получены положительные результаты: у детей расширились знания о растительном и животном мире. Результатом положительного педагогического опыта стали участие и победы детей в проводимых городских и окружных конкурсах для детей-инвалидов. Воспитанники Центра стали призерами ряда городских, окружных и даже международных конкурсов, фестивалей и других акций.
У детей развились осознанно-правильные отношения к природным явлениям и объектам, улучшились навыки безопасного поведения на природе и в быту. Дети старшего возраста приобрели первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по уходу за растениями и животными. В результате кружковой работы у детей не только развились трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, но и сформировались знания о жизни, среде обитания растений и животных, расширились представления об экологии.
Анализ педагогической работы показал эффективность данного опыта. В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями увеличилось число детей с ограниченными возможностями, вовлеченных в процесс экологического воспитания. Реализация программы "Наш дом - Югра" по воспитанию экологической культуры положительно воспринята педагогическим коллективом реабилитационного отделения. Необходимость данного направления созвучна требованиям времени. Наблюдения показали, что у детей в результате познания законов природы начали формироваться новые положительные чувства, эмоции, дети стали добрее, отзывчивее.
Разнообразные виды деятельности развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья социальные и коммуникативные навыки, а также познавательные психические функции - восприятие, речь, мышление, воображение, память. Работа по реабилитации детей с ограниченными возможностями через формирование экологической культуры продолжается.

Назад Оглавление Далее