Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Творческое развитие «особого» ребенка (Омская область)

Отделение социальной реабилитации инвалидов БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Пенаты" (далее - Центр) Омской области посещают дети- инвалиды. Многие из них имеют серьезные отклонения в умственном, психическом, физическом развитии. Таких детей специалисты называют "особыми". Именно для них специалистами отделения постоянно ведется поиск инновационных реабилитационных технологий, внедрение альтернативных форм коррекционно-развивающей помощи. В отделении социальной реабилитации разработана и реализуется программа коррекционно-развивающей работы "Разноцветные ладошки". Актуальность программы обусловлена ее направленностью на развитие мелкой моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей с особыми нуждами, на выявление достаточных возможностей данной категории детей, на формирование у них правильного отношения к объектам и предметам окружающего мира, а также развитие познавательной активности. Специалисты не делают акцент на развитие собственно художественных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не изобразительных задач, а значимых для развития ребенка проблем. Реализация программы способствует интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний, эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование отвлекает ребенка от болезненных переживаний, снимает напряжение, успокаивает. Совместное рисование ускоряет развитие эмпатии и положительных чувств. В большинстве случаев для детей с ограниченными возможностями характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке, аппликации. Выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной реакции, мешает ребенку выражать в творчестве задуманное, из-за страха осуждения с большим трудом дети соглашаются рисовать.
Программа "Разноцветные ладошки" позволяет ребятам познакомиться с нетрадиционными техниками рисования: кляксографией, монотипией, набрызгом, рисованием "тычком" жесткой полусухой кистью, пальчиком, ладошкой, мятой бумагой. Эти и другие нетрадиционные техники рисования не вызывают страха, не требуют от ребенка профессионального изображения линий и могут применяться даже к тем детям, которые избегают рисовать. Такие техники дают возможность чувствовать себя раскрепощенным, свободным, видеть и передавать на бумаге то, что обычными способами ему сделать намного труднее. Этот рисунок не может быть "плохим" или "хорошим", он приносит чувство удовлетворения любому ребенку.
С помощью рисунка легче установить контакт с ребенком. Так, например, Андрей С., 10 лет, диагноз - детский аутизм, не разговаривает, Медико-педагогической комиссией признан необучаемым. При первичном социально-педагогическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с педагогом, не проявил интереса к предложенной изобразительной деятельности. Поведение ребенка было неустойчиво, подвержено резким колебаниям настроения. С предметами действовал хаотично, неадекватно. Присутствие мамы на занятии являлось обязательным. Важно было вызвать у мальчика интерес к рисованию: на глазах у ребенка взрослый рисует красками, комментируя свои действия, если мальчик не может выполнить задание, берет его руки в свои и действует совместно. Андрей посещал отделение в течение шести месяцев. В процессе занятий мальчик приобрел элементарные навыки работы с кистью, гуашевыми красками. Рисует пальчиком, ватной палочкой, способом "тычок" жесткой кистью". Работу выполняет только совместно со взрослым, но доводит ее до конца. Мальчик приходит на занятия с удовольствием. У ребенка появилась усидчивость, он понимает, что приходит к педагогу заниматься, мама может оставить его на время занятия. В настоящий момент в работу с ребенком вводятся и другие направления деятельности, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации. Средства изобразительной деятельности помогают вызвать у мальчика положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы.
Практика показала, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональноположительное отношение к самому процессу творчества, развивают воображение, способствуют улучшению детских работ по содержанию и качеству исполнения.
Программа "Разноцветные ладошки" включает в себя несколько направлений: бумажная пластика, пластилинография, работа с соленым тестом, мозаика из крупы, лоскутная мозаика. Каждое из них знакомит детей с различными техниками, изобразительными материалами, инструментами. Весь процесс коррекционно-развивающей работы с "особым" ребенком можно назвать наглядно- или предметно действенным, ручным, так как, только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности.
Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развить мелкую моторику, отразить свои впечатления в графо-пластической форме. Бумажная пластика предполагает использование разнофактурной цветной бумаги, но особый восторг вызывает у ребят работа с цветными бумажными салфетками. Рыхлые, мягкие, податливые салфетки легко рвутся, сминаются, скатываются в шарики, скручиваются в жгуты. Умение ребят формировать геометрические формы, соединять их в конструкцию лежит в основе составления композиции из бумажных салфеток. Темами работ становятся любимые игрушки, животные, фрукты, цветы. Поделки на основе цветного гороха, цветной манки "будят" в детях творческие способности и желание жить "по законам красоты". Основой каждой работы является несложное силуэтное изображение предмета на картоне. Дети принимают участие в окраске горошин, приготовлении цветной манки. Яркой крупой заполняют силуэтное изображение, которое приобретает рельефность, необычность фактуры.
Систематическое использование разнообразного изобразительного материала позволяет ребенку под руководством взрослого овладевать элементарной техникой работы, знакомит с миром разных предметов, расширяет возможности изобразительной деятельности детей. Действия ребенка с материалом становятся достаточно свободными и уверенными. Он самостоятельно и смело изображает то, что хочет, будучи уверен, что у него получится прекрасно. Дети выполняют задания с удовольствием, так как эти задания им по силам и результат своей работы они видят сразу.
Денису Б. 4 года. Основной диагноз - ДЦП, тетрапарез с выраженным поражением ног, правой руки. Занятия по изобразительному искусству значительно увеличили подвижность левой руки. Мальчик освоил одну из техник, рекомендованных программой, - "пластилинография". Во время работы он усердно и с желанием старается ровно класть каждый мазок пластилином, создавая лепную картину, дополняет изображение природным бросовым материалом. Решив данную задачу, стало возможным знакомить ребенка и с другими нетрадиционными техниками. Педагоги с Денисом стали осваивать рисование "тычком" жесткой полусухой кистью, аппликацию из цветной манки. На занятия Денис приходит с хорошим настроением, радуется тому, что у него что-то получается. В каждом случае специалист выражает одобрение по поводу того, что ребенок справился с заданием. Это повышает у ребенка чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
Опыт работы с детьми ограниченных возможностей здоровья позволил определить, что для помощи детям с особыми потребностями необходима долговременная система коррекционно-развивающих мероприятий. Занятия по изобразительной деятельности дети посещают два раза в неделю, длительность занятия 30 мин. Вначале осуществляется диагностическое обследование продуктивных видов деятельности ребенка. Совершенно очевидно, что каждый "особый" ребенок исключителен и нуждается в индивидуальном подходе. Именно поэтому разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, зону его ближайшего развития и его возможности.
В Центре структура проведения занятий различна (для аутичных детей, с умственной отсталостью, ДЦП). При необходимости на занятиях присутствуют родители; один и тот же обучающий материал используется многократно, чтобы ребенок смог его усвоить, постепенно подойти к самостоятельному выполнению задания. На занятиях создается атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. Программа "Разноцветные ладошки" рассчитана на 12-месячный курс, но некоторые дети посещают занятия 2-3 года, так как изобразительная деятельность оказывается для них интересной и единственно возможной "линией связи" с окружающим миром.
Педагогом ведется постоянный мониторинг достижений детей. Данные мониторинга позволяют выработать оптимальные для каждого ребенка формы и методы работы. В процессе работы формируются группы, в которые подбираются дети с учетом их индивидуальных особенностей, характера патологии и предшествующего опыта изобразительной деятельности.
Созданию, развитию сотрудничества детей, детей и взрослых способствуют выставки детского, семейного творчества, праздничные мероприятия. В их подготовку и проведение включаются все подопечные. Педагоги проводят выставки - каждая является событием, проживая которое дети приобретают неоценимый опыт встречи с миром эмоций, эстетических чувств. Выставка "...Осень краски разводила" дарит детям возможность ощутить красоту родной природы; "Новогоднее веселье" - это волшебство и сказка; "Светлое Христово Воскресение" - теплый семейный праздник.
Следует отметить, что в своей работе специалисты стараются не только охватить детей, но и включить в реабилитационный процесс родителей. Коррекционно-развивающая работа с ребенком будет эффективна в условиях совместного сотрудничества "педагог - ребенок - родители". Если родители не будут верить в успехи своих детей, то связка "педагог - ребенок" может не принести ожидаемых результатов, или же их придется долго ждать. Поэтому родители детей получают консультации специалистов по интересующим их вопросам, посещают обучающие "мастер-классы" по изобразительной деятельности, принимают участие в выставках семейного творчества.
"Особые" дети требуют особого внимания, именно поэтому администрация центра, специалисты отделения при активной поддержке родителей ведут целенаправленную работу по созданию оптимальной коррекционно-развивающей среды, способствующей эффективной реабилитации ребенка, его адаптации и интеграции в общество. Педагоги не забывают о важном правиле: ребенок не готовится к жизни, он живет уже сегодня. Поэтому специалисты стремятся так организовать реабилитационный процесс, чтобы подопечные получили полноценный опыт - опыт жизни человека, способного занять достойное место в обществе.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы