Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детском доме-школе (Челябинская область)

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом-школа" № 1 г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области (далее - детский дом) представляет собой образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В структуре учреждения работают три подразделения: детский дом семейного типа (11 семейных групп); общеобразовательная основная школа (с 1-го по 9-й классы); дополнительное образование (спортивный и эстетический центры).
В настоящее время педагогический коллектив детского дома продолжает работать над проблемой инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по технологии интегрированного обучения в классах смешанного типа. Элементы технологии стали внедряться в учебно-воспитательный процесс школы с 2004 г. Сложилась своя система работы, закрепленная нормативно-правовой базой: уставом учреждения, положениями и локальными актами, необходимыми для функционирования всего учебно-воспитательного процесса. Особенно важно для детей, которым инклюзия показана, осуществлять комплексную поддержку со стороны специалистов службы сопровождения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогов- психологов, социальных педагогов) до полной социальной устойчивости детей в общеобразовательной школе. Поэтому в детском доме-школе проводится консультационная работа с педагогами, учениками и их воспитателями (законными представителями), которая способствовала бы успешной адаптации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде. Технология инклюзивного образования предполагает обязательное создание ситуации успеха для каждого воспитанника детского дома всеми средствами образования, в том числе и дополнительными.
Важный аспект инклюзии для детей с ограниченными возможностями здоровья - стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы, избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, сохраняя в лице сильных учащихся образцы для роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут стремиться остальные школьники. В учреждении были разработаны педагогические условия интегрированного обучения школьников в смешанном классе, в котором совместно обучаются от 30-40% детей с задержкой психического развития (ЗПР) и примерно 50% детей с нормальным развитием. С 2008-2009 учебного года эта задача еще более усложнилась, так как в смешанные классы добавились дети с умственной отсталостью. В каждом классе школы обучаются дети с различной степенью интеллектуального развития. Большинство учащихся имеют диагноз ЗПР, психоневрологические и психопатоподобные синдромы, у многих - педагогическая запущенность, социальная дезадаптация и завышенная самооценка. Есть в детском доме воспитанники "группы риска", склонные к правонарушениям и бродяжничеству.
Дети "группы риска" имеют следующие личностно-психологические особенности: акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально волевой сферы, высокий уровень тревожности, психологические защиты. В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании. Чаще всего это результат сложного взаимодействия неблагоприятных условий: ошибок в воспитании, асоциального поведения родителей, вседозволенности, семейной депривации, наследственных факторов и др. В работе с каждым воспитанником осуществляется индивидуальный подход, основанный на углубленной психологопедагогической диагностике и коррекции.
В работе с учащимися в смешанных классах целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке: "возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного". Девизом каждого учителя школы является высказывание Льва Семеновича Выготского: "Педагог должен относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы он хотел его видеть". В процессе систематической практики была разработана программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома. Данная программа охватывает все звенья инклюзивного образования. Она получила высокую оценку при эксп ертизе в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования и вошла в методический сборник "Новой школе - новые стандарты".
Важное место в инклюзивном образовании занимает система дополнительного образования как одно из звеньев интегрированного обучения. Четкая взаимосвязь учебной работы с дополнительным образованием, внеурочной деятельностью создает оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует воспитанию личности, готовой к самоопределению и самореализации в современных социально-экономических условиях.
Когда система инклюзивного образования была четко разработана, отлажена и вошла в учебно-воспитательный процесс, назрела необходимость инновационной деятельности педагогов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в классах смешанного типа. Такая деятельность стала возможной при открытии в детском доме экспериментальной площадки по теме: "Формирование информационной культуры и медиакомпетентности коррекционных школ на основе цифровых образовательных ресурсов". Куратором экспериментальной работы является ФГАУ "Федеральный институт развития образования", г. Москва. За два года работы в экспериментальном режиме созданы мультимедийные проекты для использования на уроках в начальных классах, на занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога:
- материал к урокам обучения грамоте в 1-м классе по теме "Учусь читать";
- мультимедийный проект по математике для начальной школы по теме "Состав числа";
- материал к логопедическим занятиям по обучению грамоте на тему "Гласные";
- материал по формированию лексико-грамматических понятий на темы "Весна", "Осень", "Зима", "Овощи", "Фрукты";
- мультимедийный цифровой образовательный проект на темы "Путешествие в осенний лес" и "Счет в пределах 10" для дефектологических занятий по формированию элементарных математических представлений и сенсомоторных навыков;
- мультимедийное приложение к урокам окружающего мира в 4-м классе по темам "Жизнь древних славян", "Начало истории человечества", "Знакомство с окружающим миром".
Преимущества использования мультимедийной презентации:
- использование новых методик в учебном процессе;
- создание обстановки реального общения;
- повышение интереса учащихся к изучаемому материалу;
- самостоятельность учащихся в изучении литературы;
- применение дополнительных творческих заданий;
- самоконтроль при выполнении практических заданий;
- изучение нового материала (анимация, музыка) на высоком эстетическом и эмоциональном уровнях;
- наглядность материала;
- использование большого количества дидактического материала;
- повышение объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
- обеспечение высокой степени дифференциации обучения.
Такая педагогика, внедряемая в детском доме, по словам В. В. Морозова, к. п. н., директора Центра внешкольной работы им. А. С. Макаренко, названа "совместной педагогикой", что означает "совместное воспитание самых различных ребят-инвалидов и относительно здоровых, сирот и относительно домашних". К такому выводу пришли и педагоги детского дома, работая над проблемой интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанного класса. Результат, полученный в ходе работы по данной теме, показал, что можно создать условия для нормального развития любого растущего человека, независимо от имеющихся у него ограниченных возможностей здоровья. Главное, чтобы сама жизнь воспитанников была педагогически организована и наполнена здоровым детством, восстанавливающим жизненный смысл. Ежегодно примерно 10_15% детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) решением медико-психолого-педагогического консилиума выводятся в норму индивидуального развития.
Развитие методик и технологий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет увеличить количество воспитанников, достигнувших нормы индивидуального развития. Это значит, что решением консилиума специалистов дети переводятся в общеобразовательный класс, получают аттестат о неполном общем образовании, обучаются профессии в колледжах и профессиональных училищах. Многие выпускники детского дома достойно идут по жизни, выбирают профессию по душе и призванию. Они остаются благодарными детскому дому, где жили, учились, получили позитивный социальный опыт, укрепили свою жизненную позицию, научились дружить и сопереживать другим.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы