Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Подготовка умственно отсталых воспитанников детского дома к самостоятельному проживанию (Челябинская область)

На протяжении всех лет жизни в Тюбукской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (Челябинская область, Каслинский район, село Тюбук) педагоги формируют у воспитанников знания, умения и навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. На уроках и внеклассных занятиях дети получают основы экономических знаний, социальных отношений, здоровьесбережения, навыки культурного общения и поведения, пользования услугами различных инфраструктур, основы семейного и патриотического воспитания, навыки самообслуживания и многое другое, что жизненно необходимо в самостоятельной жизни. Не все знания удается закрепить на практике в силу сниженной обучаемости воспитанников (например, основы экономических знаний, умение пользоваться услугами различных инфраструктур, навыки самоорганизации и многое другое). Поэтому в школе-интернате была разработана социально-педагогическая программа "Социальная гостиница". Суть программы состоит в том, что старшие подростки на протяжении месяца максимально самостоятельно проживают в специально оборудованной квартире. Квартира ранее имела статус служебной, в ней проживали нуждающиеся в жилье педагоги, студенты-практиканты. Оборудование квартиры, мебель закуплены на деньги благотворительного фонда - партнера школы-интерната. Программа "Социальная гостиница" сразу же стала популярной среди старших воспитанников учреждения. Возможность пожить взрослой, самостоятельной жизнью - колоссальный стимул для усвоения учащимися знаний на уроках и внеклассных занятиях. Это своеобразный экзамен на сформированность жизненных компетенций, возможность подростков доказать самим себе и окружающим, что они готовы к самостоятельной жизни, могут быть полезными, самостоятельными членами общества.
По обоюдному согласию воспитанников и педагогов в гостиницу вселяются с первого числа месяца три девочки или три мальчика. Педагоги формируют группы таким образом, чтобы в ней были как более самостоятельные воспитанники, так и те, которым необходима помощь, поддержка, руководство взрослых. В каждой группе выбирается старший, отвечающий за себя и других. Проживание каждой группы рассчитано на полный месяц. "Хозяева" под руководством педагогов снимают показания счетчика в первый и в последний дни месяца, рассчитывают сумму оплаты, заполняют квитанцию, самостоятельно оплачивают электроэнергию. Также получают счет на оплату услуг телефонной связи (стационарный телефон) и оплачивают его по истечении месяца проживания в гостинице. Подростки сами "покупают" продукты (получают на складе школы-интерната), готовят, убирают, стирают свои вещи, договариваются друг с другом о выполнении бытовых обязанностей (дежурствах), т. е. стараются быть максимально самостоятельными в социально-бытовом плане.
В первый же день необходимо "закупить" продукты питания на ближайшее время, а далее пополнять запас продуктов по необходимости. Педагог анализирует, как часто дети "покупают" продукты, не забывают ли "купить" некоторые продукты, приходят с конкретным списком или "покупают" то, что видят в "магазине" и т.д. Педагог консультирует детей по вопросам приготовления конкретных блюд, возможен показ приготовления в условиях гостиницы. На второй день после вселения воспитанники обязаны встать утром (возможно, с помощью будильника), принять утренний туалет, позавтракать, явиться на уроки в класс без опоздания. В свободное от уроков и занятий время дети рассказывают педагогу, как прожили вчерашний день в гостинице: что приготовили на обед и на ужин, в какое время легли спать, чем занимались перед сном, как распределили обязанности между собой, что понравилось, что не получилось и многое другое. Педагог фиксирует рассказы детей в своем дневнике. Форма заполнения дневника может быть произвольной. Ежедневно проводится групповое занятие по анализу проживания в гостинице. Все "плюсы" и "минусы" выносятся на обсуждение группы. Ребята должны высказать свое мнение, внести предложение по исправлению отрицательной ситуации, учесть опыт своих ровесников.
При возникновении конфликтной ситуации педагог обязан вмешаться и разрешить проблему вплоть до выселения из гостиницы виновного. При нарушении кем-то из воспитанников правил проживания, при обнаружении вредных привычек, проступка следует немедленное выселение воспитанника в общую группу (до исправления или до следующего "вселения"). Педагоги диагностируют поведение воспитанников, оценивают уровень умений и навыков. В ходе наблюдения и диагностики с целью корректировки работы программы, своевременного изменения хода событий проводятся заседания методических объединений учителей, воспитателей и службы сопровождения, совещания школьной психолого-медико- педагогической комиссии, совещания при директоре. После проживания в гостинице всех воспитанников проводится заключительная диагностика детей, точно такая же серия бесед, как перед "вселением" в гостиницу. Результаты первичного и заключительного опроса воспитанников сравниваются.
Цель данной программы - подготовка к самостоятельной жизни, формирование жизненных компетенций у умственно отсталых воспитанников.
Задачи программы:
1) максимальная практическая направленность привития жизненных компетенций умственно отсталым воспитанникам;
2) создание условий для проявления и формирования знаний, умений, навыков обустройства и организации своей жизни;
3) социально-педагогический анализ готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, а именно:
- анализ поведения старшеклассников, выявление отклонений поведения от нормы в условиях самостоятельной жизни (стремления к курению, алкогольным напиткам, нарушение режима, невыполнение обязательных требований и т.д.);
- анализ трудовых навыков выпускников;
- анализ навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков;
- анализ навыков самоорганизации (соблюдение режима дня, выполнение обязательных требований и т.д.);
- анализ умения пользоваться инфраструктурами, строить социальные контакты;
- анализ умения строить взаимоотношения с ровесниками в условиях общежития без помощи педагогов;
- выявление пробелов в знаниях воспитанников, корректировка учебно-воспитательных планов и программ с учетом недостатков знаний детей;
- установление причин отклонений в поведении выпускников, организация своевременной коррекции поведения.
Работа по программе имеет следующие этапы: подготовительный, организационный, практический, диагностический, аналитический.
Подготовительный этап (длительный) проходит с 1 по 8 класс. Учреждение работает по комплексной образовательной воспитательной программе "Трудом человек славится". За основу взята программа "Рабочий подворья", разработанная сотрудниками института повышения квалификации учителей Красноярского края. Блок "Трудовое воспитание" расширили за счет программы "Сезонные работы на крестьянском подворье" и "Обслуживающий труд", так как учреждение имеет свои особенности в плане большого объема работ.
Программа задумана и реализуется как комплексная, т. е. охватывающая все основные стороны развития и коррекции умственно отсталого ребенка в школьном возрасте: личностное развитие, основы социального воспитания, охрана здоровья и физическое развитие, творческое воображение, семейный досуг, трудовое воспитание, самообслуживающий труд.
Педагоги проводят занятия в соответствии с недельной циклограммой. Для каждой возрастной группы разработано тематическое планирование по различным направлениям. Концентрическая система обучения и воспитания позволяет закреплять и углублять имеющиеся у воспитанников знания, умения, навыки.
Организационный этап. Перед вселением в гостиницу с воспитанниками проводится серия бесед и занятий:
- С кем бы я хотел(а) жить в гостинице (из ровесников) и почему?
- Что в первую очередь необходимо человеку для жилья (из мебели, бытовой техники, посуды, мягкого инвентаря и т.д.)?
- Какой ассортимент блюд я могу готовить для себя и друзей (подруг), когда буду жить самостоятельно?
- На какие цели необходимо тратить деньги в первую очередь?
- Какие обязанности мне придется выполнять, когда я буду жить самостоятельно?
- Какой распорядок дня мне необходимо соблюдать и почему?
На групповом занятии составляется график проживания в гостинице (по обоюдному согласию детей и педагогов). Каждый воспитанник составляет примерное меню, все меню обсуждаются на занятии. Выбирается самое правильное меню (в котором выдержано разнообразие блюд из молока, мяса, рыбы, овощей и т.д.). Анализируются все "плюсы" и "минусы" каждого меню (каждый ребенок старался!), делается корректировка. Каждый воспитанник должен понимать, что нельзя длительное время питаться только жареными продуктами, продуктами быстрого приготовления, холодными продуктами или чаем. Необходимо, чтобы воспитанники активно анализировали меню своих ровесников, в вежливой форме, аргументированно делали поправки. На очередном занятии воспитанники составляют свой недельный распорядок дня с учетом того, что живут в гостинице, но посещают уроки, внеклассные занятия, трудовые часы, праздники вместе со своей группой. Воспитанникам объясняются "правила игры". Продукты питания проживающие в гостинице будут "покупать" на "ненастоящие" деньги (ксерокопии различных купюр). Каждый воспитанник получает на месяц "сумму", равную прожиточному минимуму. "Покупка" продуктов происходит на продуктовом складе школы-интерната. Это позволяет отследить ассортимент и количество "покупаемых" продуктов, целенаправленность "покупок", самостоятельность детей. "Цена" продуктов соответствует средней цене продуктов настоящих магазинов, "покупка" производится в присутствии педагога. Все суммы, потраченные на продукты, фиксируются педагогом в специальной ведомости, что даст возможность знать, сколько "денег" осталось у воспитанников.
Несколько занятий посвящаются безопасности проживания в квартире:
- безопасное пользование электроприборами, горячими жидкостями;
- меры безопасности в ночное время;
- соблюдение алгоритма действий при возникновении непредвиденной ситуации, опасности (алгоритм находится на определенном месте в гостинице, содержит номера телефонов медицинского кабинета, кабинета директора, номера домашних телефонов директора и сотрудников, проживающих недалеко от гостиницы).
Практический и диагностический этапы протекают параллельно в одно время. Воспитанники живут самостоятельно и реализуют на практике все знания и умения. Педагоги (классный руководитель и воспитатели группы) выполняют роли кураторов, консультантов и диагностов. Между собой педагоги распределяют работу, обговаривают все условия проживания детей в гостинице, поддерживают тесную взаимосвязь, делятся наблюдениями и выводами по каждому воспитаннику, разрабатывают дальнейшие единые действия, требования, проводят групповые занятия и собрания с анализом результатов проживания в гостинице.
Аналитический этап. На групповом собрании дается оценка поведения, знаний, умений, навыков каждого воспитанника с рекомендациями и советами, как ровесников, так и педагогов. Определяются воспитанники, успешно прошедшие практику в организации самообслуживания, взаимоотношений с "соседями" по гостинице, самоорганизации своего распорядка дня и т.д. На заседаниях педагогического совета заслушиваются итоги работы по программе. По решению педагогического совета вносятся изменения в программу.
В результате практики "Социальная гостиница" в 2012-2013 учебном году выпускники школы-интерната (9 класса) смогли пройти практическую "репетицию" самостоятельной жизни, а педагогами было сделано много интересных открытий и выводов. Ребята проявили социальные качества характера, умения применять теоретические знания на практике, ориентироваться в непривычной новой обстановке. Кто-то из ребят уверенно составлял планы на ближайший день, привычно занимался самообслуживающим трудом (стирал одежду, мыл посуду), а для кого-то требовалась помощь других ребят и педагогов (приходилось напоминать и подсказывать дальнейшую деятельность, необходимую работу). Некоторые подростки старались внести в интерьер квартиры дополнительный уют, новизну, красоту, другие же были безразличны к окружающей обстановке и довольствовались тем, что есть. Кто-то старался приготовить на ужин новое блюдо, побаловать своих соседей по комнате, а кто-то предпочитал питаться "всухомятку", по-быстрому и т.д. По данным фактам педагоги делали выводы об уровне социализации воспитанников и о дальнейшем их устройстве, кому из детей требуется помощь и в чем. В группе школы-интерната правила поведения, распорядок дня и обязанности для всех детей одинаковы, а, оказавшись в новых условиях свободного проживания, воспитанники изменили свое поведение. Все ребята старались показать себя с лучшей стороны, применять по максимуму бытовые знания и умения, за время проживания не случилось больших ссор между ребятами или каких-либо чрезвычайных происшествий. Воспитанники были очень рады возможности пожить самостоятельно маленьким коллективом, реализовать себя в кулинарии, почувствовать себя взрослыми. Многие ребята заселялись в гостиницу несколько раз, имели высокую оценку и одобрение педагогов.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы