aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Использование элементов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности (Ставропольский край)

Музыкальному искусству принадлежит особое место в жизни ребенка, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Уже с младенческого возраста мать, качая ребенка, напевает колыбельную, играя, пытается создать эмоциональный контакт с ребенком, использует песенки и потешки. Детская песня, танец или игра с пением, слушание музыкальных пьес оказывают на детей исключительно благотворное воздействие.
В Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Ставропольского края музыкально-педагогическая коррекция детей с ограниченными возможностями начинается уже с раннего возраста. Воспитанники центра - дети, у которых по причине врожденной недостаточности, приобретенного или органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы, иногда очень значительно. Дети возбудимы, тревожны, часто замкнуты, не уверены в себе, эмоционально не стабильны. У таких детей нарушена связь с окружающим миром, они практически не контактируют со сверстниками, ограничены в общении с природой, у них нет доступа к культурным ценностям. Перед музыкальным руководителем отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями стоит серьезная задача - умело сочетать процесс музыкального воспитания с оздоровлением детей. Ведь давно известно, что огромное значение в жизни ребенка с ограниченными возможностями имеют яркие эмоционально-художественные впечатления. Они приносят детям большую эстетическую радость, вызывают у них светлое настроение. Детям с теми или иными нарушениями умственного и физического здоровья это особенно важно.
Специалисты учреждения разработали программу коррекции эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья через музыку. В основе данной программы - индивидуальные и групповые музыкальные занятия, цель которых вызвать яркие чувства, снять напряжение, доставить детям радость. У ребят развиваются такие ценные качества, как активность, самостоятельность, способность к естественному самовыражению, приобретаются элементарные музыкальные навыки. Музыкальное занятие включает в себя четыре составляющих: упражнения, слушание, пение и игры. На занятиях используются методы сопереживания, сотворчества, контрастных сопоставлений, художественного контекста, метод моделирования ситуации и художественнотворческого процесса. На коррекционных музыкальных занятиях могут использоваться технологии сохранения и стимулирования здоровья: релаксации, технологии эстетической направленности, технологии музыкального воздействия. Подход к каждому ребенку индивидуален, учитывается его психическое и физическое состояние, подача материала осуществляется от простого к сложному.
Занятия проводятся один-два раза в неделю. В ходе занятия используются как двигательные, так и дыхательные упражнения. Целью двигательных упражнений является развитие эмоциональной отзывчивости, снятие нервно-психического напряжения. В результате систематических двигательных упражнений движения у детей-инвалидов становятся более правильными, ритмичными, вырабатывается правильная осанка. Дети учатся ускорять и замедлять движения, устанавливают дружеские связи с другими детьми. В каждое коррекционное музыкальное занятие обязательно включаются и дыхательные упражнения, которые снимают напряжение мышц головы, устраняют мышечные зажимы на уровне шеи и горла. Слушание легких классических музыкальных произведений помогает снять тревожность, улучшить самочувствие, а применение элементов арт-терапии помогает расслабиться, снять агрессию. В занятия включаются и просмотры видеофильмов с пейзажами на фоне классической музыки А. Вивальди, звуки природы. Пение помогает детям глубже воспринимать музыку, выражать свои чувства и настроение. При пении снимаются негативные эмоциональные установки. А коллективное пение развивает в детях общность чувств, интересов, чувство товарищества, также применяются формулы музыкального самовнушения В. И. Петрушина. В коррекционном песенном репертуаре абсолютное большинство занимают детские песни.
Часто музыкальный руководитель использует игры- фантазии на занятиях с группой дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети отражают в рисунках настроение, свои ощущения, вызванные музыкой. Кроме того, в рисунках выявляются проблемные моменты, для устранения которых необходима коррекция психолога. Также на музыкальных занятиях используются шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, бубны, металлофон, погремушки. Важной задачей педагоги считают развитие у детей чувства ритма, умения вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания - это более сложный этап восприятия, который тесно связан с памятью, речью, мышлением. При этом важно добиваться, чтобы восприятие ребенка было осмысленным. Еще одна из проблем, с которой сталкивается музыкальный руководитель в процессе своей деятельности, различные нарушения слуха. Слушание русских народных песен, музыкальных сказок, пьес способствует развитию слухового восприятия. Использование различных музыкальных инструментов развивает у ребенка ощущения ритма. Ребенку предлагаются упражнения на различение звуков на слух. Сначала подбираются звуки более контрастные по звучанию, затем менее контрастные. Применяются музыкально-дидактические игры: "Птицы и птенчики", "Курица и цыплята" и др.
Музыкальные занятия глубоко затрагивают мысли и чувства детей. Они учатся сопереживать. Фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, стремятся проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, показать свои успехи на праздниках. Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Создание эмоционально-художественной атмосферы - залог физического оздоровления ребенка, его хорошего самочувствия. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет им успешно участвовать в праздниках, развлечениях, и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Для повышения эффективности и непрерывности реабилитационной деятельности необходимо участие родителей в реабилитационном процессе. Родители с удовольствием участвуют в музыкальных занятиях совместно со своим ребенком: разучивают песни, танцуют, что, несомненно, сказывается на их отношениях. Постепенно активность родителей растет, и наступает тот момент, когда они становятся помощниками музыкального руководителя в организации и проведении массовых мероприятий для детей. В результате музыкально-педагогической деятельности у детей совершенствуется умение пользоваться своим голосом, формируются двигательные навыки и умения, расширяется словарный запас, приобретаются навыки и умения игры на детских музыкальных и шумовых инструментах. Развиваются активность, коммуникативные навыки, преодолеваются личные комплексы детей-инвалидов.

Назад Оглавление Далее