Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальное партнерство как фактор социализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (город Челябинск)

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во все времена был сложным и противоречивым. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ученые отмечают, что дети-сироты являются жертвами социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в специфических условиях детских интернатных заведений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей, усвоенных социальных норм и социального опыта, формирование единственной ролевой позиции - позиции сироты - проявляются в будущем в том, что часто выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот становятся жертвами различного рода преступлений. Интернатное учреждение не может только собственными усилиями обеспечить процесс успешной социализации выпускников, необходимо взаимодействие с окружающим социумом. Развитию ключевых компетенций выпускника образовательного учреждения необходимых для успешной социализации в современное общество способствует практика "Начало пути" (подготовка детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни), а также курс занятий по социализации воспитанников (программа "Путевка в жизнь").
В реализации партнерских программ важны устойчивые связи учреждения с микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями. Желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для социализации детей-сирот путем взаимодействия и сотрудничества с предприятиями, общественными организациями. Сложившиеся взаимоотношения школы-интерната № 9 с предприятиями и общественными организациями г. Челябинска представляют собой налаженные связи, способствующие социализации и адаптации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе. Рост спортивных и творческих достижений обучающихся (воспитанников), активное участие в жизни города, совместные мероприятия с социальными партнерами способствуют созданию условий для обеспечения социализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на современном этапе развития коррекционного образования становится необходимой организация социального партнерства как фактора обеспечения социализации детей- сирот с ограниченными возможностями здоровья. Такое взаимодействие решает ряд задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебно-воспитательного процесса в учреждении, выполнения социального заказа общества.
Возникла потребность в разработке качественно новых моделей взаимодействия социальных партнеров и учреждения, поэтому творческой группой педагогов школы-интерната разработана и реализована практика "Социальное партнерство как фактор обеспечения социализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья".
Цель практики - развитие института социального партнерства с целью оптимальной социализации воспитанников.
В ходе выполнения мероприятий решались следующие задачи:
- привлечение ресурсов местного сообщества для расширения реабилитационного пространства школы-интерната;
- отработка модели взаимодействия учреждения и социальных субъектов для оптимальной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и реализация на основе социального партнерства комплекса мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению здоровья, профессиональной ориентации обучающихся (воспитанников);
- расширение адаптивных возможностей старшеклассников и выпускников специальной коррекционной школы- интерната, формирование у них социальных и экономических знаний, умений, навыков, морально-нравственных качеств.
Создавая условия для развития социального партнерства, сотрудники учреждения ориентировались прежде всего на формирование среды, способствующей самореализации воспитанников, приобретению ими социального опыта, пропаганду социально позитивных действий и поступков.
Алгоритм развития социального партнерства можно представить таким образом:
- знакомство - анализ ресурсов, поиск мотивов взаимодействия, формирование доверительных отношений, заинтересованности в сотрудничестве;
- совместная деятельность - оформление нормативноправовой базы сотрудничества, проведение совместных мероприятий, повышение мотивации во взаимодействии;
- партнерство - построение взаимоотношений на условиях взаимовыгодного сотрудничества, взаимообогащения и взаимоответственности, повышение уровня компетентности участников, качества совместной деятельности, рационального использования ресурсов.
Для оптимизации механизмов взаимодействия образовательного учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья со сторонними организациями создана следующая организационно-функциональная модель социального партнерства. Модель отражает взаимосвязь компонентов, составляющих социальное партнерство: цель социального партнерства, педагогические условия реализации, формы, критерии, результаты социального партнерства.
Модель представляет собой систему, состоящую из четырех блоков.
Целевой блок содержит анализ социокультурной ситуации, цель, принципы социального партнерства. Школа- интернат, исходя из анализа и выявления проблем, ставит перед собой цель - создать условия для оптимального развития ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья, его положительной социализации. Культурнообразовательная стратегия учреждения - поддерживать традиции и менять в лучшую сторону уровень социокультурного фона. Образовательному учреждению необходимо взаимодействие со сторонними организациями, так как одному решить данную задачу трудно. В целевом блоке определены принципы социального партнерства, на которые опираются специалисты школы-интерната:
- добровольность вступления в партнерские отношения;
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон при участии в договорных отношениях;
- взаимная ответственность за успешный результат совместной деятельности;
- системность сотрудничества;
- адаптивность к потребностям детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, в целевом блоке сформулирована цель, определен социальный заказ, выявлены принципы.
Следующий блок - содержательный, в котором обозначено развитие государственно-общественного управления; обеспечение открытости деятельности образовательного учреждения, что послужит расширению образовательной среды; обогащение и дополнение содержания образования в сторону положительной социализации воспитанников, здоровьес- бережения и пропаганды общественно-значимых поступков.
Организационно-деятельностный блок раскрывает формы и механизмы реализации социального партнерства в реабилитационной среде школы-интерната. Он состоит из трех этапов: подготовительного, внедрения и оценивания. Государственно-общественное управление реализуется через создание нормативно-правовой базы социального партнерства: Устава школы-интерната, программы развития, положения о социальном партнерстве, образовательной программы, программы по реализации социального партнерства, договорам и соглашениям и др., через работу Совета образовательного учреждения, через публичный отчет школы-интерната. В состав Совета образовательного учреждения входят на правах кооптированных членов представители социальных партнеров.
Для расширения образовательной среды на основе открытости образовательного учреждения представлены следующие формы работы социальных партнеров: социальные проекты, заключения договоров, акции, мастер-классы, круглые столы, праздники, спортивные мероприятия, уроки, конкурсы и т.д.
В оценочно-результативном блоке представлены критерии развития социального партнерства: широта включения участников социального партнерства, целеориентационная направленность, деятельностный критерий и результативнорефлексивный. Ожидаемый результат социального партнерства - выпускник школы-интерната, обладающий ключевыми социальными компетенциями, умением сотрудничать.
Все блоки взаимосвязаны компонентом "педагогические условия" и во всех компонентах реализации модели участвуют социальные партнеры: УФНС по Челябинской области; налоговая инспекция Калининского района г. Челябинска; налоговая инспекция Тракторозаводского района города Челябинска; налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам г. Челябинска; ООО "Электромашина"; ЧКПЗ; ООО "Уралбумага"; Корпорация "Хуа Шен"; благотворительный фонд "Возрождение"; Челябинская общественная организация ветеранов войны, боевых действий и военной службы "Защитник Отечества"; байк-клуб "Ночные волки"; фирма "Уральский гриль", совет ветеранов Ленинского района; городской и областной советы ветеранов г. Челябинска и другие. Каждый партнер обладает определенными социальными и воспитательными возможностями, которые расширяют реабилитационные ресурсы учреждения. Школа-интернат представлена как координирующий центр, обеспечивающий партнерские отношения субъектов образовательной среды образовательного учреждения и социума, построенные на принципе открытости. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности школы- интерната в активном взаимодействии с социумом. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты реабилитационного процесса. Готовность учреждения к сотрудничеству с разными социальными институтами является одной из характеристик его открытости, признаком демократичности управлений.
Созданная модель взаимодействия школы-интерната с социально ориентированными организациями повышает эффективность организационно-управленческих решений в реализации социального партнерства, взаимодействия образовательного учреждениями со сторонними организациями. Реализация данного проекта позволила разрешить имеющиеся проблемы социализации воспитанников интернатных заведений, а также шире использовать ресурсы социального партнерства для оптимальной адаптации детей-сирот в современном социуме.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы