aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей с детским церебральным параличом (Воронежская область)

Специалисты центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" Воронежской области используют все возможные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая и лечебно-педагогический подход. В центре работают специалисты различных профилей: неврологи, ортопеды, педиатры, врачи лечебной физкультуры, физиотерапевты, инструкторы ЛФК, массажисты, логопеды, психологи, педагоги.
При комплексной реабилитации огромное значение имеет взаимодействие специалистов центра и родителей. Задача взрослого - показать ребенку, что дает ему то или иное движение, новая поза: вовремя предложить игрушку, показать новую игру, правильно расположить предметы вокруг малыша. И родители, и ребенок должны радоваться общим достижениям, новым навыкам - только тогда малыш будет "учиться" с удовольствием. Разные специалисты оценивают физическое развитие ребенка, развитие у него социальных навыков, речи, коммуникации, его способность к обучению. На основе этого обследования составляется общая программа поддержки ребенка, охватывающая все указанные направления. Программа поддержки всегда составляется с участием родителей, корректируется по мере того, как изменяются потребности и приоритеты ребенка и семьи. Специалисты вносят в программу базовые представления о развитии детей, профессиональное понимание проблем ребенка и свои знания о методах помощи таким детям, а родители со своей стороны обладают уникальным знанием своего малыша, пониманием потребностей и возможностей других членов семьи; кроме того, у них есть свои собственные цели и приоритеты.
В центре до 80-90% реабилитационных воздействий являются функциональными, немедикаментозными, здоровьесберегающими и здоровьенакапливающими. Центр обеспечен необходимым оборудованием для оказания помощи детям, страдающим ДЦП, обучения родителей приемам и навыкам домашней реабилитации ребенка. В отделении коррекции двигательных нарушений и ЛФК работают врачи, инструкторы-методисты, основной задачей которых является обучение родителей реабилитационным методикам для использования в домашних условиях. Для больных с парезами применяют комплекс упражнений, направленных на снижение спастичности и ригидности мышц, улучшение реципрокных отношений мышц-антогонистов, предупреждение контрактур, а также уменьшение степени пареза (т.е. увеличение мышечной силы в паретичных конечностях). Проводятся лечебно-коррекционные комплексы гимнастики в форме индивидуальных и групповых занятий, в том числе по методикам Б. и К. Бобат, В. Войта, С. А. Бортфельд, К. А. Семеновой. При выраженной спастичности, неправильной установке конечностей используется лечение положением (корригирующие позы, стендеры), которое состоит в придании парализованным конечностям правильного положения в течение определенного времени. Очень важно предотвращение длительной фиксации конечностей в одном и том же положении. Длительность укладок от 30 мин до 1,5 ч. Достаточно эффективна в реабилитации ранняя динамическая вертикализация с использованием брусьев, тренажера Гросса, ходунков, а также динамической проприоцептивной коррекции - лечебных костюмов ("Адель", "Гравистат", "Фаэтон"). При атактических расстройствах рекомендуются упражнения, направленные на повышение согласованности, улучшение координации движений, тренировку равновесия, изменение афферентной импульсации (мышечно-суставного чувства). Включаются в комплекс восстановительного лечения новейшие компьютерные технологии.
В качестве оптимизирующего влияния широко используются массаж, физиотерапевтические методы сегментарного и местного воздействия. В комплексной реабилитации применяются светотерапия ("Спектр-М"); импульсная терапия: амплипульс ("Амплипульс-5"), диадинамо ("ДТ-50-3"), интерференц ("Интерференц-5"), электростимуляция ("Амплипульс-5"); гальванизация ("Поток 1"); дарсонвализация ("Искра- Г'); ультратон ("ТНЧ-10-1", "Порт-1М"); низкочастотная магнитотерапия ("Полюс-2"); "биоптрон". Применяются методы транскраниальной микрополяризации головного и спинного мозга, общей магнитотерапии ("магнитотурботрон"), позволяющие изменять функциональное состояние организма. Метод функциональной программируемой стимуляции ("МБН-СТИМУЛ") является самостоятельной реабилитационной технологией, которая может применяться как изолированно, так и вместе с другими методами коррекции или восстановления двигательной функции. Для активной реабилитации и передвижения пациентов создана ортезная система - динамический параподиум, позволяющий принять положения сидя и стоя без дополнительной помощи костылей и осуществлять передвижение без посторонней помощи. Помочь поддержать малыша в правильных положениях могут специальные вспомогательные приспособления, некоторые из них можно попытаться изготовить дома или на заказ в мастерских. Специалисты центра обучают родителей методам, приемам педагогической помощи для реализации возможностей ребенка, развития самостоятельности в любой деятельности. На совместных занятиях специалисты показывают, как воспитывать малыша, направлять его действия, побуждать преодолевать трудности, формировать навыки самообслуживания. Важная цель совместной реабилитационной работы - помочь так организовать жизнь дома, чтобы двигательные нарушения и ограниченные возможности ребенка не послужили препятствием его тесному сотрудничеству с родителями в повседневных делах и занятиях.
Специалисты центра уделяют большое внимание психолого-социальной поддержке членов семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП. Под психолого-социальной поддержкой семьи понимается система психолого-социальной деятельности, направленной на оптимизацию межличностных отношений в семье, обеспечение полноценной жизни особого ребенка в семейной среде путем создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи, а также обучения родителей детей с ограниченными возможностями коррекционным методикам для применения в домашних условиях.
Исходя из особенностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, психолого-социальная поддержка направлена на оптимизацию психологического контакта ребенка и членов его семьи со специалистом, внутреннего понимания болезни им и его родителями, снижения тревожности, формирования мотивационной сферы, системы социальнопсихологических отношений, на гармонизацию внутрисемейных отношений. Семья, занимающаяся воспитанием особого ребенка, находится в достаточно уязвимом социальнопсихологическом положении. Рождение ребенка с патологией является огромным стрессом для членов как "ядерной", так и расширенной семьи. Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений. Часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная, ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и малофункциональной.
Мероприятия, направленные на оказание социально- психологической поддержки семьи:
1. Оказание медико-психологического сопровождения семей с особыми детьми (проведение консультаций специалистов врачей, педагогов-психологов; индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми; семейное консультирование; проведение просветительских лекций и тренингов для родителей).
2. Проведение мероприятий, направленных на объединение семей, имеющих особых детей, в совместной деятельности (проведение встреч; круглых столов; тематических вечеров).
Основные принципы работы специалистов в рамках данной технологии:
- на всем протяжении работы с семьей демонстрировать свое полное доверие к ее возможностям; помогать в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед взрослым;
- исходить из того, что у родителя есть внутренняя мотивация к самосовершенствованию себя в роли родителя особого ребенка; выступать для родителей как источник разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями решения той или иной проблемы;
- быть активным участником взаимодействия; открыто выражать свои чувства.
Каждая семья обладает необходимыми возможностями и ресурсами саморазвития и преодоления возникающих проблем воспитания особого ребенка, взаимодействия с ним. Поэтому в рамках лечебно-педагогического подхода совместная работа с семьей включает:
- поиск сильных сторон личности родителей и ребенка, сложившейся системы воспитательных отношений;
- опору на результаты психологической диагностики, которая включает использование различных опросников, проведение бесед с членами семьи, наблюдение за совместной деятельностью родителя и ребенка;
- учет особенностей личности родителя и ребенка, системы воспитательных отношений в конструировании программ психолого-педагогической поддержки и в процессе ее осуществления.
В процессе взаимодействия с семьей специалисты центра реабилитации опираются на представление о родителе и ребенке как целостных личностях и используют их эмоционально-волевые, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-ценностные возможности.
Проведенные исследования показали, что в 97% исследуемых семей в качестве основных стилей воспитания преобладает гиперпротекция и гиперопека (результаты опросника АВС). У 85% семей снижены показатели конфликтности и экспрессивности, родители не позволяют себе открыто выражать свои негативные чувства, такие как гнев, агрессия, эти чувства подавляются. 78% семей не принимают участия в различных активных видах отдыха, особые дети в таких семьях не поощряются к самоутверждению, самостоятельности, независимому обдумыванию собственных проблем и принятию решений. У 98% исследуемых семей ярко выражена иерархичность семейной организации; ригидность семейных правил и процедур; высока степень контроля друг друга (результаты опросника школы семейного окружения). В рамках лечебно-педагогического подхода в реабилитации детей с ДЦП специалисты центра продолжают работу с родителями по активизации домашней реабилитации, настойчиво внедряют модель семейной реабилитации. Подобные технологии работы позволят детям с особыми потребностями преодолеть психический и социальный инфантилизм, успешно интегри- решаться в среду нормально развивающихся сверстников и стать равноправными членами общества.

Назад Оглавление Далее