aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Реабилитация детей-инвалидов в условиях стационарного учреждения (город Волхов, Орловская область)

Волховский детский дом-интернат основан в 1947 г. в г. Волхове Орловской области и предназначен для социальной реабилитации детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Все воспитанники имеют инвалидность, связанную с нарушением функции опорно-двигательного аппарата в сочетании с задержкой психомоторного и речевого развития различной степени.
Проблемы, на решение которых направлена социальная практика. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребенок, воспитывающийся в стационарном учреждении, имеет определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок с ограниченными возможностями требует специфических методов организации воспитательного процесса. Важным принципом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является комплекс реабилитационного воздействия на воспитанников: медицинского, психологического, социального, педагогического, организации досуга с использованием игр, развлечений и средств искусства.
Важную роль в социальной реабилитации воспитанников играет учебно-воспитательный процесс. Образовательное пространство организовано путем надомного обучения по индивидуальным коррекционным программам, разработанным для каждого обучающегося на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Данные условия удобны для детей: находясь один на один с учителем, каждый ребенок усваивает учебный предмет в том темпе, в каком позволяют ему индивидуальные физиологические и психологические особенности.
Дом-интернат имеет хорошую материальную базу для обучения и воспитания проживающих ребят (оборудованные учебные классы, компьютерный класс, игровые комнаты, спортивный и тренажерный залы). Финансирование учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных поступлений, которые складываются из пенсий воспитанников, спонсорских добровольных пожертвований, оказываемых в интернате платных услуг.
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются возможности дополнительного образования - кружковые, секционные занятия, которые способствуют восстановлению нарушенных функции организма, развивают социально-позитивные навыки, умения. Важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет выбор досуговой сферы.
Важным моментом является коррекция развития речи детей, проводимая логопедом, психологом, дефектологом учреждения. На занятиях специалисты совместно с ребенком формируют правильное звукопроизношение, отрабатывают мимику, жесты, интонацию речи ребенка; развивают коммуникативные навыки; устраняют боязнь говорить и т.д. Большим развивающим и реабилитационным потенциалом обладает совместная театральная деятельность педагогов и воспитанников в кукольном театре, подготовка и организация выступлений художественной самодеятельности. Участие воспитанников в театральных сценках, спектаклях, концертных номерах развивает уверенность в себе, эмоционально-волевые качества, коммуникативные способности. После выступления дети испытывают эмоциональное воодушевление, радость, с удовлетворением отмечают, что они выступали хорошо, не хуже других. В глазах появляется блеск, а на лицах - улыбки. Педагоги видят позитивные изменения в поведении ребенка и с большим желанием организуют посещения детьми творческих студий, выступления в социальных, образовательных учреждениях города и области.
Одним из видов физической реабилитации воспитанников являются спортивные занятия, на которых дети соревнуются и развивают свое мастерство по самым различным видам спорта: настольный теннис, дартс, шашки, бильярд. Воспитанники интерната неоднократно принимали участие в соревнованиях регионального уровня и показывали достойные результаты. Одновременно дети являются учениками отделения изобразительного творчества Волховской школы искусств. По окончании воспитанники получают свидетельства установленного образца и могут заниматься профессиональной деятельностью, несмотря на ограниченность в передвижении.
На базе детского дома-интерната работает отделение социально-профессиональной реабилитации, где воспитанники получают навыки шитья, вязания, приготовления пищи, обработки древесины, необходимые в будущей жизни. В процессе этой работы происходит развитие двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации. Социальнопедагогическая сущность этой работы заключается в формировании познавательных и социально значимых мотивов трудовой деятельности, что способствует подготовке к жизни, к выбору профессии.
Перед учреждением стоит задача всесторонне развивать и приобщать детей к творчеству, совместной деятельности, что немаловажно для их социальной адаптации. В летнее время воспитанники отдыхают в детских оздоровительных лагерях, участвуют в разнообразных экскурсиях, посещают городской стадион, театры, выставки художественного творчества. Рисунки талантливых детей неоднократно выставлялись на творческих выставках наряду с работами профессиональных художников и заслуживали высокие оценки публики.
В рамках проведения декады инвалидов ежегодно организовываются концерты с участием детских художественных коллективов района, студентов орловских вузов, воспитанников интерната. Принимая участие в совместных творческих мероприятиях, дети с ограниченными возможностями здоровья быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию помощи, проявляя заботу, воспитывают в себе милосердие, доброту. В то же время вовлеченные в совместную деятельность со здоровыми детьми воспитанники дома-интерната учатся действовать и жить в коллективе.
При развитии у воспитанников трудовых навыков педагоги, инструкторы по труду, воспитатели учитывают психологическую значимость определенных умений и навыков, формируют положительное отношение к труду, активизируют коммуникативные навыки. Важную роль в развитии трудовых навыков, мелкой моторики играют занятия по ручному труду, изготовление поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала. Изготовляя различные подделки, дети учатся различать материалы по свойствам, пользоваться клеем, бумагой, ножницами, тканью, нитками, иголкой. Развитие трудовых навыков, мелкой моторики и профессиональной ориентации происходит также на занятиях по компьютерной грамотности, которые проводят педагоги, воспитатели, психологи. В интернате для старшеклассников создан клуб "Моя будущая профессия". На встречах клуба дети с отклонениями в развитии учатся понимать себя, свои сильные и слабые стороны, индивидуальные интересы, ценности, способности и возможности. В результате работы по профессиональной ориентации все дети, имеющие положительный трудовой прогноз, поступают в профессиональные учебные заведения и получают выбранные ими специальности.
Кроме амбулаторного медикаментозного лечения основной патологии, симптоматического и профилактического лечения воспитанники получают высокотехнологичную помощь (протезирование, оперативное лечение) в областных клиниках, а также научно-практических институтах Санкт- Петербурга и Москвы. Эго направление медицинской реабилитации имеет большое значение. Для детей это уникальная возможность получить комплексную медицинскую помощь за время нахождения в интернате, ведь это дает возможность каждому воспитаннику наладить полноценную жизнь в силу индивидуальных способностей и строить свою дальнейшую судьбу. Многие воспитанники смогли адаптироваться к самостоятельной жизни, с учетом ограниченных возможностей жизнедеятельности (они создали семьи, нашли работу, получили жилье).

Назад Оглавление Далее