Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Расширение социальных контактов как метод реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (город Ковров, Владимирская область)

В государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Владимирской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Коврова осуществляется работа по предоставлению социальных услуг на дому семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Проблемы, на решение которых направлена социальная практика. Организуя работу, специалисты активно информируют население о новой форме обслуживания через средства массовой информации, сайт учреждения, ежеквартальные выходы на родительские собрания, проводимые в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также распространяя буклеты. Предлагая услуги по обслуживанию семей, воспитывающих детей-инвалидов, сотрудники сталкиваются с проблемой: многие родители не готовы впустить в свой мир незнакомого человека. Семья, испытавшая шок от рождения больного ребенка, утрачивает многие социальные связи, ограничивая общение только близкими родственниками.
С семьей, которая согласилась на предоставление услуг на дому, начинает работать психолог и заведующая отделением. С целью выхода семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, из ситуации социальной изоляции специалисты используют метод "Сеть социальных контактов". Он представляет собой совместный анализ социальных ресурсов семьи с участием специалистов и членов семьи, подготовку и проведение совместной встречи с целью расширения социальных контактов семьи.
Процесс работы начинается с составления и заполнения карты социальных связей - графического изображения социальных связей каждого члена семьи при помощи условных знаков. Клиент помещает себя в центр карты, отмечает взаимоотношения с каждым членом его социального окружения: кто ему симпатичен, к кому относится отрицательно и т.д. Во время заполнения карты психолог задает различные вопросы, помогающие клиенту осознать важные проблемы взаимодействия, свой стиль поведения, особенности, трудности семьи и т.д. Составление карты социальных связей помогает родителям увидеть ситуацию со стороны, проанализировать ее, найти имеющиеся ресурсы и конструктивно их использовать. По результатам работы с картой составляется перечень социальных трудностей, выявляются потребности, определяется реабилитационный потенциал семьи. Совместно с родителями разрабатывается индивидуальный план социального обслуживания. Для повышения эффективности данной работы в рамках "Школы социальных работников" психолог центра проводит занятия для социальных работников по специфике обслуживания ребенка с инвалидностью, общению с ним и его родителями. Для родителей организуются занятия в "Школе реабилитации и ухода", медицинские работники центра рассказывают о способах ухода, профилактике пролежней. Специалисты центра медицинской профилактики проводят беседы на интересующие родителей темы. Всем семьям предлагаются услуги юриста. Социальные работники предоставляют семьям социально-бытовые услуги: доставка продуктов, лекарств, уборка квартиры, содействуют в получении образования, сопровождают на различные мероприятия, на занятия в реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями.
У детей, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, находящихся на домашнем обучении, ограничен круг общения со сверстниками, мало друзей. Для расширения социальных контактов специалисты привлекают волонтеров, это молодые инвалиды движения "Дорогой добрых дел", школьники трудовых групп. Волонтеры готовят кукольные спектакли, поздравляют ребят с днями рождения, дарят игрушки, выполненные своими руками, проводят мастер-классы по изготовлению поделок.
В Центре работает мини-клуб для родителей-инвалидов "Солнышко". К участию в мероприятиях, проводимых в рамках деятельности клуба, привлекаются и семьи, состоящие на социальном обслуживании. Клиенты Центра, имеющие инвалидность, вместе со своими детьми приходят в гости к ребенку-инвалиду. Ребята заводят дружбу, вместе выполняют поделки, рисуют, играют. Семьи совместно посещают мероприятия в ДК города, в семейной библиотеке, участвуют в выставках.
В основном мамы детей с инвалидностью, состоящих на обслуживании, являются неработающими, так как дети с тяжелыми нарушениями здоровья требуют постоянного внимания. Данная ситуация ухудшает материальное положение семьи, ограничивает социальные контакты родителей. Специалисты информируют родителей о предоставлении услуг центром занятости, о возможности выполнения работы на дому. Поскольку социальные работники помогают в решении социально-бытовых проблем, у родителей появляется больше свободного времени. Родители трудоустраиваются, улучшается материальное положение семей, появляются новые интересы, члены семьи более позитивно воспринимают окружающее.
Проведенная работа показала, что оптимизация системы социальных связей семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, повышает социальный потенциал семьи, включает механизмы самоисцеления.

Назад Оглавление Далее