aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Система альтернативной коммуникации в работе с детьми-инвалидами

В государственном казенном учреждении "Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних ЮАО города Москвы" (далее - Центр) работает отделение социальной реабилитации детей-инвалидов. Отделение посещают дети, имеющие множественные нарушения развития. Дети, имеющие множественные нарушения, как правило, не могут самостоятельно применить те или иные способы коммуникации, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества педагога с ребенком. Одним из актуальных направлений специального обучения является развитие коммуникативных возможностей у детей с множественными нарушениями развития, поскольку коммуникация для них является дорогой к дальнейшей социальной адаптации.
Как показывает практика, одним из эффективных способов, позволяющих удовлетворить потребности в общении ребенка с множественными нарушениями, является система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
PECS (The Picture Exchange Communication System) - это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми при помощи обмена карточками с изображениями. PECS как альтернативный способ коммуникации был разработан доктором Эндрю Бонди и его помощницей Лори Фрост. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS относится к невербальным средствам коммуникации и может использоваться как средство:
- облегчающее развитие коммуникативных возможностей, когнитивных функций (формирование элементарных понятий, символизации);
- постоянного общения для ребенка с множественными нарушениями, который не способен говорить в будущем;
- временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью.
Коммуникативные карточки PECS обладают тем преимуществом, что их можно использовать практически всегда и везде. Их можно размещать в определенных местах, где постоянно прибегают к помощи данных средств, они хорошо подходят для более понятного объяснения распорядка дня. Они могут быть объединены в коммуникативные таблички или книги в зависимости от уровня развития коммуникативных возможностей детей. Они всегда находятся в распоряжении пользователя и дают возможность к более сложной и содержательной коммуникации. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребенка желания что-то получить или сделать.
Перед началом обучения ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек PECS рекомендуется определить у ребенка мотивационные потенциальные стимулы (то, что ребенок любит и хочет):
- пищевой стимул (печенье, хлеб, и т. д);
- предмет (вертолет, щетка, колокольчик и т. д);
- запах (ватные палочки с различными запахами);
- звук (магнитофон, радио, телефон).
Обучение основывается на физически подкрепленном обмене изображениями реальных предметов и проходит в несколько этапов:
Первый этап - формирование навыка подавать карточку с изображенным предметом или действием для выражения просьбы партнеру по коммуникации. Когда ребенок видит предмет, который хочет получить, он берет карточку с изображением данного предмета, протягивает ее партнеру по общению и оставляет в его руке.
Второй этап - закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, - подачи карточки коммуникативному партнеру для того, чтобы получить желаемый предмет. Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.
Третий этап - обучение различению карточек. Оно происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске. На этом этапе начинают вводить глаголы и составляют короткие фразы из двух слов. Важная составная часть - научить ребенка находить нужную карточку в книге. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.
Четвертый этап - обучение составлению предложения из карточек:
- использование предложений (отдельная коммуникативная страничка);
- обучение ребенка составлению предложений: "Я хочу (предмет)" или "Дай мне (предмет)";
- использование техники "обратной цепочки";
- обучение конкретным специфическим просьбам: "Я хочу красное яблоко".
Пятый этап - обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Обучение ответу на вопросы "Что ты хочешь?", "Что ты видишь?". Взрослый задает вопрос, перед тем как ребенок начинает составлять предложение. На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее, разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций.
Шестой этап - обучение комментариям при помощи карточек:
- называние предметов;
- обучение различению, когда его спрашивают и когда он называет предметы ("Что ты видишь?");
- постоянное пополнение словаря ребенка, обучение распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов. При поступательном прогрессивном развитии активной речи возможно достаточно углубленное использование системы.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено что независимо от уровня развития коммуникативных возможностей (произнесения отдельных слов, звукоподражания, вокализации) большинство детей могут использовать невербальные средства коммуникации в виде фотографий, картинок с реалистичным изображением. Остальные дети, имеющие более низкий уровень развития, находятся на эмоциональноличностной форме общения, предпочитая телесный контакт: основными средствами являются экспрессивно-мимические проявления, отдельные вокализации. Для правильного осуществления коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков детей, имеющих множественные нарушения, с помощью обмена коммуникационными карточками педагогу необходимо определить уровень его развития, возможности в восприятии информации, зону ближайшего развития, подобрать необходимый инструментарий.

Назад Оглавление Далее