aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Опыт формирования полоролевой идентичности подростков с умеренной умственной отсталостью

Принятие своей половой роли умственно отсталым подростком - представление о себе как о существе мужского или

Опыт формирования полоролевой идентичности подростков с умеренной умственной отсталостью

женского пола и степень удовлетворенности, связанная с этим представлением, - важное условие успешной социализации. Принимая во внимание актуальность полового воспитания, администрация детского дома-интерната "Южное Бутово" приняла решение ввести курс занятий по данной теме для выпускников. Целью занятий явилось создание информационного поля, помогающего умственно отсталому ребенку правильно идентифицироваться со своим полом, узнать больше о психофизиологических особенностях мужчин и женщин, осознать и применить полоролевые эталоны поведения, принятые в обществе.
Для детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского социального учреждения, становление полоролевой идентичности представляется крайне затруднительным. Половое воспитание - одна из наиболее трудных и практически не проработанных проблем в воспитательном процессе. В лучшем случае половое воспитание сводится к гигиеническому обучению подростков в детских домах, что объясняется в первую очередь культурными, этическими и религиозными традициями нашего общества.
Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей проводилось Д. Н. Исаевым, В. С. Каганом, Г. К. Поппе и др. Во-первых, данными авторами было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового у здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и осведомленности в вопросах пола. В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но извращены - это не является редкостью. Во-вторых, было обнаружено, что у умственно отсталых подростков задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли - отстает хронологически в среднем на 4-6 лет, но все способы выражения сексуальных чувств у особых детей характерны в той же степени, что и для здоровых. В третьих, у детей, проживающих в условиях интерната, значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, недостаточно развита половая идентификация. Также многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания у подростков с умственной отсталостью создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Вследствие этого, по данным Г. К. Поппе, среди нарушений поведения чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации.
С вышеперечисленными и другими сопутствующими особенностями психосексуального развития постоянно работают педиатры, психиатры и медицинские психологи детских домов-интернатов, но пик "расцвета" девиаций как раз совпадает с переходом во "взрослые" учреждения системы - психоневрологические интернаты. Поэтому особенно важно для гармонизации дальнейшего развития воспитание подростков в русле полоролевой идентичности.
За основу специалисты дома-интерната взяли уже существующие образовательные программы и данные немногочисленных исследований по указанной тематике, совокупность информационного материала адаптировали к контингенту выпускников. Продолжается работа над собственной программой формирования полоролевой идентичности воспитанников. Специалисты экспериментируют с разными темами курса, наблюдают за реакцией и знаниями подростков, ищут нестандартные и интересные способы подачи информации. На занятиях специалисты не только обсуждают, но и проигрывают с подростками возможные социальные ситуации взаимоотношений, изучают на примере фильмов или художественной литературы особенности построения взаимодействия между юношами и девушками. Естественно, что подаваемый материал имеет доступный для выпускников детского дома-интерната, конкретный характер, тематические занятия повторяются дважды. В психокоррекционную группу входят подростки 17-18 лет обоего пола, посещающие колледж. При необходимости занятия проводятся отдельно, как с юношами, так и с девушками. Регулярность встреч - один раз в неделю, длительность - 40-60 мин. Занятия состоят из обязательных этапов:
- беседа по теме;
- практикум (проигрывание заданной ситуации, арт- терапевтические упражнения, создание рисунков, коллажей, работа с песком и др.);
- релаксационная часть (занятия проводятся в сенсорной комнате).
Началу обучения предшествует диагностика уровня информированности по теме, беседа о том, к какому полу относит себя ребенок, по каким признакам отличает их. Психологи используют разнообразный диагностический инструментарий: проективный рисунок "Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем"; проективный метод "Нарисуй мужчину и женщину"; метод исследования самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан и др.). Занятия посвящены темам вопросов пола (например, "Какого я пола?", "Каким я был и стану", "Какие черты характера мужские и какие женские?", "Как себя ведут настоящие мужчины и истинные дамы", "Роль мамы и папы в семье" и т.д.). Также обсуждаются этические темы и темы по основам безопасности жизни ("Я умею общаться с девочками и мальчиками?", "Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?", "Что такое любовь?", "Как я вижу свое будущее", "Как реагировать на конфликт" и т.п.). На практической части занятия обязательно моделируются ситуации, которые актуальны для подростков детского дома. Используется много иллюстративного материала, например "Одежда девушки и юноши", "Отношения молодых людей", "Организм мужчины и женщины", "Мужские и женские профессии" и др.
Заключительной частью каждого занятия является релаксационный момент - погружение в мир сенсорных успокаивающих стимулов, обучение саморегуляции и расслаблению, что, несомненно, позитивно сказывается на психоэмоциональном состоянии подростков. Подобные занятия не только направлены на формирование полоролевой идентичности, но развивают такие сферы личности, как аффективную, интеллектуально-когнитивную, коммуникативную, сенсорно-перцептивную; стимулируют познавательную и продуктивную деятельность (создание рисунков, коллажей, лепка, работа с песком и т.п.).
В детском доме-интернате "Южное Бутово" реализация программы по формированию полоролевой идентичности выпускников является инициативой администрации и медицинского психолога учреждения, она только начала внедряться. Безусловно, необходимо лонгитюдное наблюдение за подростками, накопление практического опыта и создание адаптированной методологической базы для реализации указанного психокоррекционного курса. Проведенная работа позволяет рекомендовать внедрение психокоррекционного курса по формированию полоролевой идентичности подростков с умеренной умственной отсталостью в детских интернатных учреждениях социальной защиты населения.

Назад Оглавление Далее