Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

«Школа «АБВГДейка» — форма социальнопедагогической работы с умственно отсталыми клиентами психоневрологического интерната

С целью оптимизации социально-бытового функционирования клиентов в психоневрологическом интернате № 26 работает "Школа "АБВГДейка".
Задачами данного направления являются:
• поддержание и развитие у клиентов навыков чтения, счета и письма;
• расширение круга бытовых и общих знаний;
• развитие навыков группового взаимодействия;
• формирование навыков эффективного социального поведения на основе существующих этических норм;
• формирование знаний по основам безопасности жизнедеятельности и валеологии;
• развитие моторики и поддержание оптимальной физической активности клиентов.
В программу мероприятий социально-педагогического направления входят следующие темы: родной язык (развитие речи, чтение, письмо), математика (элементарный счет, арифметика), мир животных, мир растений, изобразительное искусство, музыка, пение, хореография, компьютерные игры, физическая культура, самообслуживание. Также с проживающими проводятся специальные коррекционные занятия: предметно-практическая деятельность и социально-бытовая ориентировка.
Для занятий в "школе" клиенты разделены на группы по степени адаптации:
- 1-я группа - клиенты с относительно сохранным уровнем адаптации;
- 2-я, 3-я группы - клиенты со средним уровнем адаптации;
- 4-я группа - клиенты с низким уровнем адаптации.
Время проведения занятий - 20 мин 2 раза в неделю (вторник, пятница). Для клиентов с умственной отсталостью такая продолжительность занятий является оптимальной, так как не вызывает переутомления. В программу включены следующие социально-коррекционные темы: родной язык (развитие речи, чтение, письмо), 2-я и 3-я группы подопечных изучают буквы, учатся слоговому чтению. Они читают отдельные слова и предложения. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи клиентов.
В 1-й группе клиенты читают простейшие тексты из учебников для внеклассного чтения общеобразовательной школы, пересказывают их с опорой на вопросы воспитателя. Большое внимание уделяется списыванию текстов учебника. В ходе обучения письму клиентам объясняются отдельные правила правописания (в конце предложения ставится точка, заглавная буква - в начале предложения, написание имен собственных, правила падежей и т.д.). Клиентов учат различать твердые и мягкие согласные, объясняют, в каких случаях в конце и в середине слова пишется мягкий знак. На занятиях по математике клиенты знакомятся с величиной предметов, пространственными и временными представлениями, с действиями сложения и вычитания. На уроках математики клиенты считают предметы, называют и записывают числа (2-я и 3-я группы). Клиенты 1-й группы решают простейшие задачи, овладевают практическими умениями в использовании денег. На занятиях по ознакомлению с окружающим клиентам даются представления о жизни животного и растительного мира. Воспитатели учат подопечных различать диких и домашних животных, разнообразные виды деревьев и кустарников. Организуются прогулки в ближайшие парки, скверы, в процессе которых клиенты наблюдают за изменениями в природе, учатся с помощью педагогов делать простейшие выводы. Большая роль отводится экскурсиям, посещениям культурно-массовых мероприятий, в ходе которых клиенты в естественной обстановке закрепляют полученные знания.
Программа по изобразительному искусству (рисованию) состоит из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на заданные темы. На уроках декоративного рисования с помощью педагогов клиенты составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д., учатся различать цвета, составлять их сочетания, рисовать несложные орнаменты из геометрических элементов и растительных форм. В ходе рисования с натуры клиенты учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать цвет предметов. Рисование на заданные темы предполагает изображение явлений окружающей жизни, для подобных занятий используются игрушки, модели.
Основой музыкальных занятий является хоровое и сольное пение. Песенный репертуар доступен для пения и восприятия клиентами с тяжелой умственной отсталостью. Простые мелодии и ясный, конкретный, небольшой по объему текст хорошо воспроизводится клиентами. В содержание каждого занятия входит прослушивание музыки. Подопечные слушают музыку различного характера, стараются уловить выраженное в ней настроение и с помощью музыкального руководителя объяснить услышанное.
В коррекционные занятия по хореографии входят музыкально-ритмические упражнения: игры, танцы, хороводы. Благодаря хореографическим занятиям совершенствуется координация движений у клиентов, они становятся более ловкими, развивается пространственная ориентировка.
В компьютерном классе проводятся игровые конкурсы, соревнования, развивается такое новое направление, как киберспорт. В основу программы по физической культуре положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья. В программу включены общеразвивающие и прикладные упражнения, игры, игровые упражнения. По предметно-практической деятельности клиенты выполняют различные задания с разборными игрушками, мозаикой, конструктором, учатся различать цвет, форму и величину предметов. Занятия различными видами деятельности способствуют развитию зрительного восприятия, формируют пространственную ориентировку и способность многое делать руками.
Специальные коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке служат для привития клиентам различных жизненно необходимых практических навыков: пользоваться услугами торговли, связи, транспорта, получать деньги из банка, делать покупки в магазине и т.д.

Назад Оглавление Далее