Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Технологический комплекс социально-психологического сопровождения семьи

Новая модель профилактики социального сиротства, реализуемая в Москве, государственные документы, например "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы", обосновывают необходимость специалистам социозащитных учреждений более активно работать с семьей, вовлекать ее в процесс реабилитации ребенка- инвалида, повышать социальный и педагогический потенциал родителей. С целью разработки современных технологий социально-психологического сопровождения семьи ребенка- инвалида, воспитывающегося в социальном учреждении, детскому дому-интернату № 7 присвоен статус "Опытноэкспериментальная площадка системы социальной защиты населения города Москвы".
Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация технологического комплекса социальнопсихологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, с целью создания условий для успешной социальной интеграции. Также стояла задача распространить данный опыт в стационарных социозащитных учреждениях г. Москвы.
Данный технологический комплекс включает создание модели социально-психологической работы с семьей, направленной на наиболее полную актуализацию и отреагирование эмоциональных реакций членов семьи, раскрытие потенциальных творческих способностей родителей при сохранении их индивидуального стиля социализации, личностного и эмоционального благополучия и психического здоровья. В рамках опытно-экспериментальной работы также была создана и внедрена модель обучения психологов, работающих с семьей ребенка-инвалида, в учреждениях системы социальной защиты населения г. Москвы.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности:
1. Разработан комплекс диагностических методик, который включает три пакета диагностических комплексов: "Родитель", "Семья", "Ребенок-инвалид". Комплексы включают в себя апробированные и авторские методики, модифицированные тесты.
2. Проведены исследования, направленные на изучение семьи ребенка-инвалида с помощью диагностического комплекса "Семья" (ДКС) (приложение 1). Результаты исследования позволили разработать коррекционно-развивающую программу групповой работы с родителями "Родитель особого ребенка". Данная программа апробируется на базе дома- интернтата "Южное Бутово".
3. Проведено изучение уровня знаний, умений и навыков работы с семьей и детьми руководителей, психологов, воспитателей, социальных педагогов ДДИ. В исследовании приняли участие специалисты различного профиля, работающие с детьми-инвалидами и их семьями.
Результаты изучения показали: владеют навыками и знают технологии групповой работы только 12% опрошенных специалистов; участвуют в различных мероприятиях совместно с родственниками воспитанников - 15% респондентов. При этом подавляющее большинство участников исследования в совершенстве владеют различными реабилитационными технологиями работы с инвалидами и их семьями в рамках своей профессии, но отсутствует взаимодействие различных специалистов в работе с семьей.
Основными проблемами развития командных моделей в социальной защите являются следующие:
• отсутствие командных моделей и технологий работы;
• запросы клиентов носят в большинстве случаев материальный характер;
• неадекватные попытки интеграции специалистов ("я сам все могу");
• недостаточное развитие супервизии (внешнего консультирования);
• отсутствие общей системы критериев эффективности проводимых мероприятий (функциональный диагноз - функциональный прогноз - командное ведение случая).
Анализ данного спектра проблем привел к необходимости создания модели междисциплинарной работы специалистов с семьей ребенка-инвалида в условиях социальной защиты. Такая модель в социозащитном учреждении стационарного типа предполагает совместную целенаправленную работу специалистов: врачей (психиатра, психотерапевта, невролога, педиатра, физиотерапевта), психолога, педагогов (дефектолога, логопеда, воспитателя), специалиста по социальной работе. В команду могут входить также: массажист, методисты по ЛФК и спорту, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по труду, юрист, средний медицинский персонал, социальный работник.
Основными принципами командного взаимодействия являются:
1. Ведение единой документации (персональная карта).
2. Функциональный диагноз (три составляющих-медикобиологический, психолого-педагогический, социальный).
3. Сотрудничество специалистов.
4. Семья инвалида - полноправные члены команды.
5. Активное взаимодействие специалистов с различными учреждениями, организациями и частными лицами.
Данная модель апробирована на примере междисциплинарной команды специалистов ряда ДДИ г. Москвы.

Модель работы междисциплинарной команды специалистов

Модель работы междисциплинарной команды специалистов ДДИ

Алгоритм взаимодействия специалистов следующий:
Первый этап. Многомерная диагностика - исследование проблем инвалида и его семьи каждым специалистом.
Второй этап. Функциональный диагноз: 3 плоскости: медико-биологический, психолого-педагогический, социальный.
Третий этап. Составление индивидуальной программы помощи инвалиду и его семье, которая строго индивидуализирована и основывается на потребности инвалида (семьи инвалида).
Четвертый этап. Первый расширенный консилиум совместно с семьей инвалида, утверждение программы помощи руководителем службы и подписание ее семьей ребенка-инвалида.
Пятый этап. Реализация программы помощи.
Шестой этап. Взаимодействие специалистов друг с другом (поэтапность и согласованность действий); регулярные рабочие встречи команды с участием семьи ребенка-инвалида, возможность обучения родственников проведению некоторых реабилитационных мероприятий на дому; контакты с различными учреждениями и организациями специалистов для проведения лечебных, воспитательных, образовательных, культурно-досуговых, спортивных, информационных и других мероприятий.
Седьмой этап. Регулярный мониторинг качества проводимых реабилитационных мероприятий, динамики развития ребенка с целью возможной корректировки программы помощи.
Восьмой этап. Итоговый консилиум при завершении реализации программы помощи.
Девятый этап. Оценивание: анализ и обработка результатов.
Десятый этап. Внесение дополнительных реабилитационных мероприятий в ИПР (рекомендации для комиссии МСЭ).
Разработан материально-технический комплекс сопровождения обучающей программы специалистов, работающих с семьей ребенка-инвалида (подготовка консультативного кабинета, оснащенного зеркалом Гезелла, для проведения супервизионной работы на базе ДДИ "Южное Бутово").
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка- инвалида, является инновационной, не имеет научно-методического обеспечения и имеет огромный потенциал дальнейшего изучения и развития в рамках опытно-экспериментальной площадки.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности были проведены исследования, направленные на изучение семьи ребенка-инвалида с помощью комплекса ДКС. Результаты исследования позволили разработать коррекционно-развивающую программу групповой работы с родителями "Родитель особого ребенка". Ценным результатом опытно-экспериментальной работы стало внедрение в практику работы специалистов ДДИ современных методов социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Например, в ДДИ № 7 успешно работает родительский клуб "Музей семейных традиций", специалисты взаимодействуют с родителями в формате деловой игры, осуществляется командная работа с проблемой (по запросу родителя).
Во всех детских домах-интернатах внедрены активные методы работы с родителями в формате круглого стола, минилекций, подгрупповых занятий с элементами арт-терапии, сказкотерапии, изотерапии, игротерапии и т.д. В ДДИ № 8, ДДИ № 24, ДДИ "Южное Бутово" успешно идет работа в рамках родительских клубов "Школа родителя особого ребенка", ориентированных, в первую очередь, на родителей вновь прибывших воспитанников. Встречи клубов проводятся в формате "В гостях у психолога". Тематику встреч "Справиться с агрессией. Как?", "Супружеские конфликты", "Мужчина и Женщина", "Я и моя семья". В детских учреждениях проводятся "Гостевые дни": гости воспитанников группы - родители сверстника, "Дни открытых дверей".
Анкетирование родителей воспитанников детского дома- интерната выявило ряд проблем, возникающих в семье, которая воспитывает ребенка-инвалида, и препятствующих успешной интеграции ребенка в общество:
1. Тяжелые переживания, стрессы, депрессия родителей и т.п., для решения которых нужна психологическая помощь.
2. Дисгармоничные отношения в семье:
- противоречивость, непоследовательность в поведении по отношению к ребенку;
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- формирование особого типа отношений между матерью и ребенком в неполных семьях, при которой чувство отвержения сочетается с ощущением сильной привязанности.
3. Социальная самоизоляция семьи.
4. Выраженная информационная депривация родителей.
Кроме того, результаты анкетирования показали, что
семьи таких детей чаще имеют низкую степень готовности, мотивации к сотрудничеству со специалистами, педагогами, которые могут оказать существенную помощь родителям. Для обеспечения системного социального, психологопедагогического сопровождения исходя из выявленных проблем был составлен план работы с семьями. Основными направлениями работы на первом этапе работы стали:
1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями с опорой на более готовую к сотрудничеству часть семей, вовлечение пассивной части родителей в организованные мероприятия (проведение совместного досуга, участие родителей в праздниках, выездах при посещении социально-культурных мероприятий).
2. Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.
3. Подготовка, издание, распространение печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с "особым ребенком"; подборка игр и упражнений с ребенком, не требующих отдельно выделенного времени; некоторые практические приемы, способствующие снятию напряжения родителей.
Практические шаги сотрудников ДДИ по вовлечению родителей в единое реабилитационное пространство представлены в приложении 2.
Таким образом, для разрешения проблем социальной интеграции ребенка-инвалида нужна система специально организованных реабилитационных мероприятий, в первую очередь - организация службы специальной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Анализ результатов исследования семьи ребенка-инвалида, воспитывающегося в ДДИ № 7, с помощью ДКС

1. Количество детей в ДДИ, имеющих семью, - 53.
2. Количество опрошенных родителей - 34:
- матерей, принимавших участие в анкетировании - 28;
- отцов, принимавших участие в анкетировании - 3;
- других родственников: бабушки - 3.
3. Причина, по которой не все семьи были опрошены: были опрошены все 27 родителей, дети которых находятся на 5-дневном пребывании и 7 родителей, которые регулярно посещают детей, находящихся на постоянной форме пребывания. Дети остальных родителей (19) находятся на постоянной форме пребывания в отделении милосердия или медико-социальной реабилитации и родители их не посещают.
4. Состав семьи:
- полных семей - 19 (56%);
- неполных - 4 (12%);
- родители разведены - 11 (32%) семей.
5. Неполные семьи составляют матери-одиночки (100%).
6. Образование, работа родителей:
Место работы (работают ли по специальности): матери - 12(35%); отцы - 10(45%).
Удовлетворенность местом работы (из беседы), если есть такая информация:
- матери - частичная;
- отца - средняя.
Образование родителей:
а) матери:
- высшее - 17 (50%);
- среднее специальное - 8 (27%);
- среднее - 9 (26%);
б) отца:
- высшее - 14 (41%);
- среднее специальное - 5 (15%);
- среднее - 3 (9%).
7. Информация о других детях в семье:
а) воспитанники рождены в своих семьях:
- 1-м ребенком в 23 семьях (68%);
- 2-м ребенком - в 9 семьях (26%);
- 3-м ребенком - в 2 семьях (6%);
б) имеют больных детей помимо воспитанника:
- 1-го ребенка - в 2 семьях;
- 2 детей - в одной семье;
в) отношения между детьми - благополучные;
г) сами родители оценивают свои взаимоотношения с ребенком как:
- благополучные - 77%;
- затрудняются ответить - 17%;
- неблагополучные - 6%;
д) в 11 семьях (32%)) воспитанник является единственным ребенком.
8. Материальная обеспеченность семей.

Материальная обеспеченность семей

9. Информация о расширенной семье: проживают совместно со старшим поколением - 7 (21%) воспитанников, имеют братьев и сестер 23 (68%) ребенка, в 2 семьях проживают также другие родственники.

Информация о расширенной семье
Информация о расширенной семье

10. Блок вопросов об отношениях с ребенком.

Блок вопросов об отношениях с ребенком
Блок вопросов об отношениях с ребенком

Практические шаги сотрудников ДДИ по вовлечению родителей в единое реабилитационное пространство

Практические шаги сотрудников ДДИ по вовлечению родителей в единое реабилитационное пространство

Назад Оглавление Далее