aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

«Большое приключение» — большая лаборатория воспитания

В детском лагере "Большое Приключение", созданном в Карелии известным путешественником Дмитрием Шпаро, наряду с другими детьми отдыхают и совершают походы воспитанники коррекционных школ. Первыми участниками стали воспитанники центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции глухих и слабослышащих детей в Зеленограде.
Дети из этого центра чувствовали себя в лагере так же комфортно, как остальные, не хуже остальных ребят прошли поход на катамаранах. Конечно, для их похода потребовалось придумать специальную систему сигнализации, чтобы они, несмотря на то, что не слышат, понимали и могли выполнять указания инструктора, а также держали связь друг с другом (если идут на двух катамаранах). Поход удался, тренеры увидели, что дети не просто отдыхают, а взрослеют, мужают, обретают полезные навыки, становятся самостоятельней.
С каждым годом число детей, приезжающих в лагерь, увеличивается (для сравнения, в 2000 г. было принято всего 100 человек, а сейчас через лагерь проходит примерно 2000 подростков). Ежегодно по инициативе учителя из Зеленограда А. Андрейкина в лагерь приезжают слабослышащие ребята. С 2004 г. в лагерь регулярно приезжают дети с легкой формой ДЦП, с задержкой умственного или психологического развития из многих московских коррекционных школ.
В лагере организованы три ступени обучения детей. "Первопроходец" - первая ступень. Смена длится 14 дней, из них 7 - в походе. Те, кто его успешно прошел, на следующий год могут поехать в лагерь на 21 день с 14-дневным походом. Эта ступень называется "Исследователь". И высшая ступень, "Мастер путешествий", - 21-дневный поход по Кольскому полуострову.
После возвращения из "Мастера путешествий" всем ребятам вручают подарки, их фамилии записываются в специальный альбом. Такая система поощрений очень важна для
детей. На всех ступенях в конце смены дети на "Ракете" отправляются в Кижи, знакомятся с шедеврами русского деревянного зодчества.
Путешествие - это не просто передвижение из одного места в другое, это большая и серьезная программа работы с детьми. Организаторы ставят перед собой задачу воспитать полноценную мыслящую личность, способную принимать самостоятельные решения, умеющую выживать в природных условиях, обладающую социально позитивными умениями, навыками.
Самодеятельный пешеходный туризм приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.
Большим потенциалом в формировании ценностных отношений детей с ограниченными возможностями к окружающему миру, к другим людям и, самое главное, к самим себе обладают возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.
Трудности походной жизни - попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные явления, многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд - все это требует от подростков концентрации сил, воли, терпения.
Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами "несите этот рюкзак сами"? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим - девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или воспользоваться попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти? Все эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь.
Задача взрослого, педагога - помочь детям с ограниченными возможностями достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим.
Но совершенствоваться и развиваться при этом должен не только ребенок, но и работающий с ним взрослый. Поэтому в походах "БолыноеПриключение" и дети, и взрослые ведут дневники: детский под названием "Журнал группы", взрослый - "Записная книжка инструктора". Важны и другие организационные детали. Готовят только на примусах - это один из принципов большой экологической политики, которую на русский язык корректнее всего перевести "не наследи". В "Большом Приключении" думают об экологии и очищают стоянки от мусора за собой и за другими туристами.
В программе присутствует образовательный компонент. В путешествие в обязательном порядке берется библиотека. По вечерам обязательно многоступенчатое подведение итогов дня (ребята рассказывают о своих впечатлениях, задают вопросы, решают организационные проблемы) и непременное чтение.
Иногда книги подключаются непосредственно к познавательному процессу по ходу путешествия: например, инструктор знает, что в этот день группа обязательно пройдет мимо рощицы, где будут преобладать такие-то деревья. Он дает члену группы книжку или статьи про это дерево и просит подготовить небольшое сообщение. Когда группа останавливается, один из участников выступает в роли экскурсовода. "А сейчас я вам расскажу о можжевельнике...", и далее - средняя высота, продолжительность жизни, где растет и т.д. Дети смотрят на можжевельник и запоминают, а тот, кто доклад делает, тем более не забудет.
В лагерь "Большое Приключение" в Карелии каждое лето приезжают тысячи детей - преимущественно трудные подростки и детдомовцы, все дети меняются к лучшему - некоторые, повзрослев, устраиваются в "Большое Приключение" работать. Зимой в Карелию на сборы приезжают молодые спортсмены - их Матвей Шпаро отбирает в регионах. Из полусотни детей выбираются семеро лучших - причем необязательно лучших спортсменов. Они и отправляются на северный полюс. Матвей Шпаро - директор центра дополнительного образования говорит: "Мы берем простых ребят и развиваем у них личностные компетенции - общение, поддержку, взаимовыручку. После этого похода дети становятся порядочней, поверят в себя, добьются успеха".

Назад Оглавление Далее