Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Информационно-коммуникативные технологии работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Такой подход в корне меняет содержание данного вопроса и систему отношений: семья, имеющая ребенка-инвалида - общество - государство; специалист - ребенок - родитель. Пришло время рассматривать семью, имеющую ребенка-инвалида, и самого ребенка как субъектов, имеющих реальные права на удовлетворение разносторонних потребностей в познании, общении, трудовой деятельности и творчестве.
Именно с этих позиций определяются основные элементы стратегии развития государственного казенного учреждения детского дома-интерната № 28 г. Москвы: цель, задачи, важные направления профессиональной деятельности коллектива. В настоящее время в детском доме-интернате воспитываются дети в возрасте от 4 до 18 лет, которые проживают в четырех отделениях в соответствии с возрастом и психофизическими особенностями. Каждое отделение ориентировано на выполнение своих специфических задач, но все они реализуют единую, четко поставленную цель - создание необходимых условий для сохранения и укрепления соматического и психического здоровья, максимально возможной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями с учетом их способностей и ресурсов.
Данную работу специалисты строят с учетом одного из главных принципов - реализации основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье.
Сегодня семья, имеющая ребенка-инвалида, рассматривается специалистами как самостоятельно развивающаяся социальная система. Именно поэтому основной акцент профессионалы делают на создание условий для соблюдения прав и законных интересов семьи, своевременное выявление различных нарушений, обеспечение адресной поддержки и помощи. Использование компьютерных технологий не является сегодня инновацией, но внедрение данной технологии в определенные целевые интегративные модели, системы представляет собой инновационный подход, который вносит качественные изменения в практику коррекционно-педагогического процесса, существенно изменяет эффективность реабилитационных мероприятий.
Первым шагом использования информационно-коммуникативных технологий в работе с семьей стал сайт, освещающий деятельность учреждения. Сайт интерната отражает все направления деятельности коллектива. На страницах сайта широко представлена работа специалистов всех отделений, представлены успехи медицинской и психологопедагогической реабилитации. Большой интерес у родителей и детей вызывает информация из жизни воспитанников "Интересно мы живем". Широко на сайте представлен материал для родителей. Сопровождение и наполнение материалами сайта учреждения - одна из важных задач сотрудников информационно-ресурсного отдела.
Цель деятельности информационно-ресурсного отдела - создание единой информационной среды, обеспечивающей информационно-коммуникативную, ресурсную поддержку программного, учебно-методического обеспечения процессов реабилитации и социализации ребенка-инвалида. Задачами являются: систематическое просвещение; оказание различного рода услуг, помощи и поддержки семье, имеющей ребенка- инвалида, в трудных жизненных ситуациях. Здесь обобщается и распространяется передовой опыт специалистов учреждений системы здравоохранения, социальной защиты населения и образования с целью интенсификации процессов реабилитации и социализации детей-инвалидов, успешной интеграции данной категории детей в общество. Одной из задач была систематизация и интеграция современных подходов и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, что способствовало активизации работы междисциплинарной команды специалистов психолого-консультативного отделения (далее - ПКО) с семьей.
пко в детских домах-интернатах создавались с целью оптимизации социальных и юридических мероприятий, оказания систематической помощи семье, имеющей ребенка- инвалида (законным ее представителям).
Модель информационно-коммуникативной технологии работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, показана на рисунке.

Модель информационно-коммуникативной технологии работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Модель информационно-коммуникативной технологии работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Сформированные отделения в специальных учреждениях осуществляют общую цель и задачи, но каждое из них уже имеет свое видение проблемы, свои подходы к ее решению, наработанный собственный опыт. Учитывая чрезвычайную важность данной проблемы, перед коллективом на протяжении последних лет стояла сверхзадача по устройству детей в приемную семью, что на практике связано с преодолением социально-экономических и психологических сложностей, сопутствующих данной проблеме.
Так, за последние два года усилиями междисциплинарной команды специалистов ПКО и тесного взаимодействия всего коллектива была установлена опека над несколькими несовершеннолетними воспитанниками. В ПКО разработан план работы с учетом современных требований, что нашло выражение в реализации новой электронной формы сотрудничества "Партнерство и сопровождение" при работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, и с другими специализированными учреждениями, в которых проживают воспитанники после выхода из интерната, а также с приемной семьей в системе онлайн.
В интернате был проведен массовый опрос, в котором участвовали родители, воспитывающие детей-инвалидов, сотрудники социальных учреждений, работающие с детьми- инвалидами и семьями, о необходимости использования компьютерных технологий и оказания онлайн помощи семье, имеющей ребенка-инвалида. Опрос показал следующее:
1. На вопрос: "Является ли для вас новая онлайн форма взаимодействия со специалистами ДДИ № 28 полезной и важной?" все респонденты ответили "Да" - 100%.
2. На вопрос о необходимости и важности получения медико-социальной информации, социально-правовых, психолого-педагогических знаний ответили позитивно 86% опрошенных.
3. В социально-правовой помощи и защите нуждаются 30% опрошенных.
4. В психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблем развития, воспитания, обучения и социализации нуждаются 43% родителей, в том числе анонимно.
5. В помощи по организации времяпровождения в домашних условиях нуждаются 16% семей.
6. В помощи во взаимодействии со специалистами различных учреждений и организаций нуждаются 11%.
Непродолжительное по времени использование информационно-коммуникативной технологии "Партнерство и сопровождение" показало важность и эффективность использования электронных технологий и явилось промежуточной ступенью для разработки и реализации родительского образовательного курса "Эффективное взаимодействие". Данная программа является одним из основных направлений работы информационно-ресурсного отдела. В настоящее время дистанционное информирование и просвещение становятся наиболее перспективными формами различных образовательных программ, позволяющих получать полезную информацию, определенную систему знаний в удобное для пользователя время.
Содержание родительского курса "Эффективное взаимодействие" включает семь основных образовательных блоков.
1. Образовательный Блок "Здоровье" предлагает родителям информацию о формах и методах сохранения и укрепленил психологического и физического здоровья ребенка, рекомендации по профилактике различных заболеваний, по формированию навыков здорового образа жизни и др.
2. Образовательный блок "Коммуникация" предлагает интересные семейные формы взаимодействия, творческого сотрудничества, современные технологии развития речевого общения со своим ребенком и др.
3. Образовательный блок "Познание" ориентирует семью на чрезвычайно важную проблему: максимально возможное развитие своего ребенка, знание его потребностей и вера в его возможности; здесь особое внимание уделяется развитию активных форм совместной деятельности и др.
4. Образовательный блок "Труд" побуждает родителей к различным, самым простым, формам совместной трудовой деятельности, предлагает методы авансирования, поощрения ребенка за любые усилия и незначительные результаты его трудовых достижений др.
5. Образовательный блок "Безопасность" рекомендует родителям формы и технологии безопасного поведения, жизнедеятельности ребенка в условиях семейного окружения, социума: на улице, за городом на природе и др.
6. Образовательный блок "Музыка и художественное творчество" знакомит родителей с разнообразными формами совместной музыкально-художественной деятельности, предлагает рекомендации, способствующие развитию художественного восприятия окружающего мира, позволяющие выделять творческие достижения ребенка с помощью различных видов художественной деятельности и др.
7. Образовательный блок "Социализация" транслирует современные формы и методы формирования социальных навыков, жизненного опыта поведения и взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с различными людьми в социуме и др.
Обновление и пополнение транслируемой информации осуществляется по обозначенным блокам один раз в квартал.
Родительский образовательный курс "Эффективное взаимодействие" вносит определенный вклад в развитие демократического стиля управления в ДДИ № 28 и популяризацию деятельности сайта. Именно благодаря информационнокоммуникативным технологиям был сформирован родительский совет, который активно участвует в жизни детского дома, оказывает помощь в организации родительских собраний, проведения практических занятий для родителей, участвует в распространении "технологий самопомощи", переноса полученных социально-правовых и психолого-педагогических знаний в реальную жизнь.
Участниками информационно-коммуникативных технологий дистанционного просвещения являются не только родители воспитанников, но и другие пользователи интернет- пространства, которые отправляют полезную информацию, задают самые разные вопросы.
Например:
1. Как закрепить санитарно-гигиенические навыки у ребенка-инвалида в домашних условиях?
2. Какие упражнения необходимо проводить дома с ребенком с синдромом Дауна по развитию речи?
3. Как подготовить ребенка-аутиста к переезду на дачу, на новую квартиру?
Ответы специалистов необходимы для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Особая роль в информировании и просвещении семьи, имеющей ребенка-инвалида, отводится журналу "Дом Детских Интересов" (ДДИ), созданному на базе ИРО. Журнал "ДДИ" издается второй год, его разделы аккумулируют новую интересную и полезную информацию различных учреждений стационарного типа, отражают современные подходы к процессам реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, направления, формы и технологии работы с семьей. Особый интерес у родителей вызывает рубрика "Семейный круг" (раздел "Детская страничка"), где родители могут найти полезную информацию, советы по работе с детьми, развитию их коммуникативных, санитарно-гигиенических и трудовых навыков. Журнал как печатный орган представляет собой уникальную возможность не только укрепить контакт родителей со специалистами, но и написать о своих чувствах, переживаниях, трудностях, поделиться опытом развития и воспитания ребенка со сложной структурой дефекта. Журнал "Дом Детских Интересов" - это еще одна возможность транслировать необходимую информацию семье, обобщить опыт специалистов и выйти на технологии "самопомощи".
Научно-методическая работа специалистов с семьей отражается в серии печатных изданий "Школа передового опыта", научных публикациях. Публикации размещаются в журналах: "Вестник", рекомендованный Высшей аттестационной комиссией (ВАК), "Медико-социальные проблемы инвалидности", "Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями".
Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном курсе "Эффективное взаимодействие" дает возможность:
- систематически контактировать, взаимодействовать с семьей и оказывать ей различного рода услуги, помощь;
- минимизировать время доступа к информации;
- систематически накапливать, анализировать и транслировать необходимую для родителей, информацию, формы и методы работы с ребенком в процессе реабилитации;
- использовать дифференцированный, личностноориентированный подход к субъекту коммуникации;
- реализовать механизм и формы публичной отчетности и фотоматериалов.
Просвещение родителей достигает своей цели в том случае, если новая и полезная информация формирует позитивные изменения в сознании родителей. Успешная реабилитация и социализация предполагает перемены, т. е. постоянную динамику не только центральной фигуры этих явлений - ребенка-инвалида, но и семейной системы.

Назад Оглавление Далее