aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья средствами Монтессори-педагогики

В 2013 г. Специализированный дом ребенка № 23 г. Москвы Департамента социальной защиты населения стал экспериментальной площадкой для реализации проекта "Модернизация работы специализированных домов ребенка на основе Монтессори-технологии". Основная цель методики Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
• индивидуальная программа обучения;
• максимальная свобода ребенка;
• минимальное вмешательство в деятельность ребенка.
Для реализации методики М. Монтессори необходимо
организовать пространство таким образом, чтобы, попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно. Для создания обучающей среды М. Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится, не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:
- учится ставить цели и достигать их;
- приобретает практические навыки решения различных задач;
- действует путем проб и ошибок, что развивает умение нахождения собственных ошибок и исправления их.
Оборудование в доме ребенка соответствует росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Детям дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Материал находится в свободном доступе на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре - это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами, в этом они приобретают навыки независимости от взрослых.
Принцип индивидуальной программы развития для каждого ребенка в учреждении реализуют Монтессори-воспитатели, которые создают условия для эффективных занятий и обеспечивают максимальную свободу ребенка, а также способствуют проявлению и поддержанию интереса малыша к окружающему миру и активной деятельности. Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини-презентацию.
В рамках проекта осуществлен аудит групповых сотрудников для определения возможностей коллектива и последующего отбора специалистов для обучения. По результатам аудита была определена группа сотрудников, которые были направлены на дальнейшее обучение. Следует особо отметить то, что теоретическая часть курсов проходила на базе специализированного дома ребенка № 25 г. Москвы, а практическая часть - на базе различных Монтессори-площадок г. Ульма (Германия). Все сотрудники успешно закончили обучение и по результатам итоговых экзаменов получили дипломы квалифицированных Монтессори-педагогов. Также дополнительно с целью дальнейшей поддержки проекта в период с марта по май 2014 г. группа воспитателей дома ребенка прослушала курс лекций "Обучение Монтессори-технологии" под руководством доктора педагогических наук М. Г. Сороковой и профессора, к. п. н., доцента Д. Г. Сорокова, и успешно практикует в нашем доме ребенка в качестве Монтессори-ассистентов.
В рамках реализации проекта "Модернизация работы специализированных домов ребенка на основе Монтессори- технологии" с сентября 2013 г. и по июль 2014 г. преподавателями немецкой Монтессори-академии ежемесячно проводилась супервизия Монтессори-групп дома ребенка.
Монтессори-среда характеризуется следующими особенностями:
• включает в себя множество зон (упражнений в практической жизни, сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, двигательная, эстетического развития, уединения и релаксации);
• рабочий материал расположен на уровне глаз ребенка и находится в постоянном доступе;
• пособия изготовлены из экологически чистых материалов (дерево, стекло, фарфор, керамика и т.п.);
• это среда, которая стимулирует ребенка на саморазвитие, а ее материалы содержат в себе систему самоконтроля над ошибками.
Главный принцип системы Марии Монтессори, с учетом которого воспитатели строят жизнедеятельность детей в группах, - "Помоги мне сделать это самому!". Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать. Основные характеристики Монтессори-педагогики и ее субъектов приведены в таблице.

Основные характеристики Монтессори-педагогики и ее субъектов

Основные характеристики Монтессори-педагогики и ее субъектов
Основные характеристики Монтессори-педагогики и ее субъектов

Основные пункты системы М. Монтессори, предъявляющие особые требования к работе специалистов дома ребенка:
1. Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
2. Дети учат детей. Поскольку в группах находятся дети разного возраста, старшие дети "становятся" учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
3. Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-б зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями - Монтессори-материалами).
4. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Рассмотрим основные задачи, реализуемые в рамках проекта "Модернизация работы специализированных домов ребенка на основе Монтессори-технологии":
1. Поддержка и сопровождение на всех этапах развития ребенка.
2. Формирование базовой привязанности и доверия ребенка к одному конкретному взрослому, которого он выберет сам.
3. Подготовка игровой среды для свободного передвижения и саморазвития с учетом физических возможностей и потребностей ребенка.
4. Стимуляция естественного развития ребенка через свободную игру.
5. Улучшение условий жизни детей в доме ребенка за счет повышения качества их психолого-педагогического сопровождения, расширения их возможностей, обучения и социализации, дальнейшего семейного жизнеустройства.
6. Повышение уровня компетенций персонала учреждения.
Одновременно с обучением Монтессори-технологиям специалистами дома ребенка велась активная работа по проектированию и внедрению технологии в условиях дома ребенка, которая осуществлялась в три этапа:
- I этап. Анализ помещения групп и методических пособий, потребностей детей;
- II этап. Зонирование помещений с учетом Монтессори- принципов построения среды;
- III этап. Работа с детьми в подготовленной Монтессо- ри-среде.
По итогам работы I этапа были выбраны две группы для реализации проекта, в которых воспитывались соответственно дети раннего (на первом году жизни) и старшего возрастов (3-4 года). Следует особо отметить Пражскую программу "Родители-дети" (PEKiP), по которой в рамках проекта занимаются дети первого года жизни. Данная программа представляет собой концепцию групповой работы с родителями (законными представителями) и детьми на первом году жизни, основной целью которой является оказание поддержки родителям и младенцам в установлении эмоциональной привязанности.
По итогам работы на II этапе была сформирована развивающая, предметно-пространственная и социальная Монтессори-среда.
По итогам работы III этапа специалисты наблюдали следующие результаты:
- дети стали более самостоятельными, инициативными;
- резко вырос уровень развития социально-бытовых навыков, доведенных до автоматизма, таких как уход за собой, за окружающим помещением и т.д.;
- улучшился микроклимат в группе: уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми, появилась потребность в опеке над младшими воспитанниками и потребность обучения у детей старшего возраста;
- дети получили возможность выбирать материал, род деятельности, время и место работы, а также партнера;
- ситуация свободного выбора позволила детям увеличить длительность познавательного процесса и способность терпеливо и сосредоточенно работать;
- дети, начиная работу с Монтессори-материалами, доводили ее до конца;
- усовершенствовалась моторика детей, они научились более эффективно контролировать и координировать движения;
- благодаря четкой и логично выстроенной подготовительной среде в помещении дети стали легко ориентироваться в ней;
- у детей наблюдалось ощущение принадлежности к группе и коллективу, появилось чувство собственной значимости и защищенности.
Этот этап работы реализуется и в настоящее время.
Таким образом, специалисты убедились в актуальности работы специалистов по системе Монтессори, организованной в условиях дома ребенка, так как Монтессори-педагогика дает возможность ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию:
• развивать способности для хорошей интеграции в последующую жизнь;
• формировать уверенность в том, что его принимают таким, какой он есть;
• уметь делать выбор, ориентируясь на свои собственные желания и возможности и нести за него ответственность;
• стать более самостоятельным.

Назад Оглавление Далее