Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Лекотека — служба специальной педагогической помощи детям с выраженными нарушениями развития

Государственное казенное учреждение г. Москвы "Специализированный дом ребенка № 23 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" Департамента социальной защиты населения открыто в 1982 г. В доме воспитываются дети с психоневрологическими заболеваниями с периода новорожденности до 4 лет, имеющие различные заболевания - перинатальное поражение центральной нервной системы, органические поражения центральной нервной системы, синдром Дауна, детский церебральный паралич, задержку психоречевого развития и т.д. Все воспитанники нуждаются в комплексном коррекционно-педагогическом воздействии.
В октябре 2012 г. в доме ребенка было открыто структурное подразделение "Лекотека" (далее - лекотека), специалисты которой осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. Известно, что лекотека является одной из вариативных форм дошкольного образования, подразделения которой, как правило, открываются и успешно функционируют на базе дошкольных учреждений, центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и т.д. Организованная в данном учреждении лекотека (при содействии ГБОУ ЦПМСС "Лекотека") является уникальным опытом внедрения данной инновационной технологии в системе домов ребенка, воспитанниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). В лекотеке целенаправленно работают педагог-психолог и логопеды. Основные задачи, которые ставят перед собой специалисты:
• развитие личности ребенка через игровую деятельность;
• развитие эмоционально-волевой, познавательной и двигательной сфер;
• развитие коммуникативных навыков с целью налаживания эффективного общения ребенка с другими детьми;
• формирование предпосылок к учебной деятельности;
• обучение специалистов учреждения методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.
Игра - основной метод лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и воспитателей - главное условие эффективной работы в условиях дома ребенка. Лекотека рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Цели деятельности специалистов лекотеки в доме ребенка - создание благоприятных условий для развития личности ребенка и осуществление психологической поддержки. Задачи вновь образованной структуры:
• подбор адекватных средств общения с ребенком;
• выявление уровня актуального развития данной категории детей;
• развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией;
• улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей;
• формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольном образовательном пространстве;
• формирование зоны ближайшего развития ребенка с учетом индивидуальных потребностей;
• вовлечение специалистов учреждения (ближайшего окружения, приемных родителей) в процесс развития ребенка, поиск ресурсных возможностей;
• помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении психологических проблем, связанных с этим.
Достижение цели и выдвинутых задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий междисциплинарной команды специалистов, в которую включены: психолог, логопед, дефектолог, руководитель структурного подразделения. В лекотеке проводят консультации различные специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Основная задача - профилактика возникновения более серьезных проблем в развитии. Специалисты должны дать взрослым, воспитывающим ребенка, исчерпывающую информацию по каждому вопросу, познакомить их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребенком самостоятельно. Диагностический игровой сеанс включает диагностику уровня развития ребенка, которая осуществляется в игровой форме и предполагает междисциплинарную оценку специалистов.
Терапевтический игровой сеанс-это использование игровой терапии в определенный промежуток времени (от 30 мин до 1 ч) без перерыва, это игровой процесс, который можно наблюдать и которому необходимо способствовать.
Условия проведения терапевтического игрового сеанса в лекотеке:
1. Уважение к уникальной природе ребенка.
2. Связь специалиста с ребенком - это непосредственное переживание развития.
3. Акцент делается на сегодняшних продолжающихся отношениях (работа начинается с того состояния (или момента), в котором сейчас находится ребенок, работа идет непосредственно с его чувствами, а не с проблемами, симптомами или их причинами).
4. Специалист рассматривает каждую ситуацию как уникальный, непосредственно переживаемый опыт, который определяет то, какие игровые методы и техники следует использовать.
5. Специалист последовательно и терпеливо оказывает ребенку помощь в поиске самого себя, помогает ему творчески и ответственно подходить к использованию своих способностей и возможностей.
6. Ребенок во время игрового терапевтического сеанса переживает знакомство с самим собой и со специалистом лекотеки, который принимает его таким, какой он есть.
7. Специалист лекотеки поощряет свободное вербальное и невербальное самовыражение ребенка, ребенок получает свободу выразить самого себя в игровых действиях и в речи, сопровождающей ситуацию игры.
Принципы терапевтического игрового сеанса, которым следует специалист лекотеки:
1. Осознание уникальности процесса терапевтического игрового сеанса.
2. Гибкость специалиста, его готовность принять ребенка таким, какой он есть (принимать все его проявления).
3. Вера в ребенка с ограниченными возможностями здоровья как в цельную и самоценную личность с неограниченным потенциалом к развитию.
4. Необходимость поиска особых способов общения с ребенком, учитывающих его особенности.
5. Событие совместно с ребенком (совместное бытие - быть с ребенком, разделять с ним его переживания, прислушиваться ко всему, что он говорит, вникать в сущность его переживаний, относиться к ребенку с уважением и эмпатией; специалист вслушивается и вчувствуется в состояние ребенка, когда ребенок враждебно настроен, испытывает ненависть или жалость к самому себе, когда исследует ресурсы игрового пространства).
В процессе игры специалистом оказывается помощь ребенку в переживании ощущения неограниченной свободы с целью дальнейшего понимания и принятия (на уровне, который определяется возможностями ребенка) тех правил, которые определяют и структурируют ситуацию.
Опыт работы в рамках лекотеки показал, что гуманистическая идеология лекотеки, ее личностно-ориентированные методы работы специалистов наиболее эффективны для профилактики и коррекции психических расстройств, обусловленных депривацией детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ранняя развивающая помощь специалистов увеличивает возможность жизнеустройства детей с ОВЗ в семью, что подчеркивает актуальность функционирования лекотеки в условиях дома ребенка и является профилактикой социального сиротства. У детей, посещавших лекотеку, улучшились взаимоотношения со сверстниками в группе, расширились позиции взаимодействия с взрослыми, где в общении стала доминировать позиция сотрудничества, дети стали менее тревожными, сформировалась тонкая доверительная связь взрослый-ребенок, для детей стало возможным самостоятельно контролировать окружение. Процесс включения ребенка в интересную для него деятельность стал значительно проще и быстрее.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы