aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Психолого-социальная практика «Юный кинолог»

В современной реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, большое внимание уделяется разработке новых направлений, в рамках которых применяются различные терапевтические, коррекционные и развивающие программы, направленные на разрешение проблем, связанных с трудностями социальной адаптации детей и подростков. Одним из таких "молодых" направлений является зоотерапия или анималотерапия - лечение с помощью животных.
В области социокультурной реабилитации, интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, подростков и детей "группы риска" накоплен значительный опыт взаимодействия различных ведомств, учреждений, общественных и иных социально ориентированных организаций. Специалисты центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Солнышко" г. Москвы организовали сотрудничество с кинологическим центром "Ордынцы". В настоящее время общение с животными используется для лечения достаточно сложных заболеваний, таких как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сердечно-сосудистые заболевания. Лечебная кинология представляет собой междисциплинарное направление, объединяющее знания и опыт кинологии, медицины, педагогики и психологии.
Длительные наблюдения за взаимодействием человека и животного дали толчок к проведению многочисленных исследований, в ходе которых выявлена эффективность терапии при помощи животных. Это, в свою очередь, позволило сформулировать и закрепить название данного направления - "зоотерапия" (наиболее приемлемым является термин "анималотерапия"). Несмотря на многочисленные исследования, на сегодняшний день нет достоверных данных, подтверждающих высокую эффективность анималотерапии, но наблюдаемые позитивные изменения в ходе ее применения говорят в пользу жизнеспособности, необходимости углубленного изучения и развития этого молодого психотерапевтического направления помощи людям. Анималотерапия позволяет достигать положительных результатов в ходе работы с детьми и подростками, имеющими различные психосоматические нарушения.
На сегодняшний день в анималотерапии чаще всего применяются такие ее виды, как иппотерапия (лечение и психотерапия с помощью лошадей), дельфинотерапия и канистерапия (лечение и психотерапия с помощью собак).
В общем понимании канистерапия является альтернативным нетрадиционным методом психотерапии, где в основу психотерапевтического процесса положено общение человека и собаки. В узком смысле под канистерапией (лечебной кинологией) следует понимать метод психотерапии основанный на контакте человека и собаки, направленный на социализацию, реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями.
В современной практике работы с детьми и подростками применяются два вида канистерапии: ненаправленная и направленная. Ненаправленная канистерапия представляет собой взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания терапевтического значения. Направленная канистерапия - целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид канистерапии использует специально обученных животных. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), кинолога.
Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является то, что ее отличительной чертой можно назвать преданность. Часто именно собака заполняет существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ее тяга к человеку не зависит от последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Использование собаки обусловлено ее природными особенностями: сочетанием уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к собаке: она является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т.е. она архетипична. Это порождает сильную положительную установку.
Канистерапия как средство коррекции и реабилитации физических и психических нарушений у человека объединяет в себе следующие функции: психофизиологическую, реабилитационную, общения, самореализации, удовлетворения потребности в компетентности и психотерапевтическую. Практика применения канистерапии показывает ее эффективность при оказании психосоциальной помощи с целью социальной адаптации, реабилитации и социализации детей из семей группы риска. Собака дает им возможность не только найти себе друга, но и справляться со своими проблемами. Собаки помогают преодолеть одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.
Специалисты центра разработали программу занятий по канистерапии, которая представляет собой комплекс специально подобранных и составленных развивающих и психокоррекционных заданий, упражнений для детей и подростков, направленных на снижение тревожности и эмоционального напряжения, страхов, социальной дезадаптации.
Цель программы: интеграция детей с ограниченными возможностями в жизнь общества.
Задачи программы:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование и развитие эмоционально-волевой сферы, механизмов целеполагания и рефлексии у детей с ограниченными возможностями;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, воображения, памяти, внимания), двигательной активности, крупной и мелкой моторики, коммуникативных способностей, сенсорного восприятия мира;
- расширение кругозора и мировосприятия через познание и изучение природы, освоение основ ветеринарии с элементами профориентационной деятельности;
- формирование прочных умений и навыков в области кинологии и воспитания животных, овладение навыками дрессировки и взаимодействия с собакой;
- профессиональная ориентация с учетом классификации профессий по труду в области биономических специальностей (автор классификации Е. А. Климов).
Содержание программы и пути ее реализации. Программа подготовки рассчитана на 29 академических часов, занятия проводятся с группой детей до 10 человек один-два раза в неделю. Дети подбираются в группу с учетом возраста, вида заболевания и психологического состояния участников. Занятия проводятся на базе кинологического центра "Ордынцы" и центра реабилитации "Солнышко". Кинологический центр "Ордынцы" располагает всем необходимым для проведения занятий:
- квалифицированный штат профессиональных психологов, педагогов и кинологов;
- методическая литература, практические пособия, информационные стенды и плакаты;
- аудитория для проведения практических занятий;
- большая удобная площадка на свежем воздухе, оборудованная зрительскими местами, для проведения представлений и соревнований;
- питомник, в котором находится 10 специально обученных собак (среднеазиатская овчарка, немецкая овчарка, ротвейлер, лабрадор, фокстеръер, шелти, карликовый пинчер, ирландский волкодав, боксер, велын-корги);
- необходимое кинологическое снаряжение (дрессировочные костюмы, поводки, ошейники и др.);
- сценические костюмы для собак, принимающих участие в концертных и цирковых шоу;
- элементы оборудования площадки для проведения аджилити (преодоление препятствий участником занятий вместе с собакой);
- приспособления для юных хендлеров (специалистов по правильному экспонированию и презентации собак на выставках или конкурсах) и экспертов;
- условия для полноценного отдыха (картинг, пункт питания и др.).
Продолжительность занятия 45 мин, перерыв 10-15 мин.
Программа состоит из двух частей:
I. Основы кинологии.
II. Профессиональная ориентация детей, определение интересов и склонностей при выборе профессии. Проводится психологом центра "Солнышко" на базе Центра. Вторая часть программы начинается после 5-го занятия (I части общей программы) и идет параллельно с той же группой вторым занятием в неделю, только в другой день.
Тематика занятий:
- знакомство с собаками фонда, история кинологии;
- освоение первых навыков обращения с собакой;
- освоение элементарных навыков ухода и кормления собаки в домашних условиях;
- обобщение полученных на предыдущих занятиях знаний, организация обсуждения пройденного материала между детьми, ролевые игры;
- ознакомление детей с основами ветеринарии, ухода за животными и оказания им первой помощи;
- профессиональная ориентация детей, выявление склонностей и интересов в выборе профессии, профессиональной профпригодности;
- основы дрессировки: методы и приемы, изучение основных команд общего курса дрессировки, основы цирковой дрессировки;
- экзаменационное занятие. Торжественная выдача дипломов "Юный кинолог".
Медицинское сопровождение включает комплексную экспертизу с целью определения текущего состояния тяжести ограничения жизнедеятельности ребенка, наблюдаемых у него нарушений функций: степени ограничения двигательной активности, возможности выполнения бытовых операций, определения уровня его реабилитационного потенциала, определение показаний и противопоказаний к занятиям.
Психологическое сопровождение включает оказание помощи в адаптации к животным, создании благоприятной атмосферы в группе детей, снижении уровня тревожности у детей, физической и вербальной агрессии, оказание помощи в выборе профессии. Также выявляются склонности и интересы, осуществляется работа с профессиограммами, формируются временная перспектива, способности к целеполаганию. Социально-психологическая диагностика направлена на изучение факторов, имеющих непосредственное отношение к формированию эмоционально-волевой сферы ребенка, профессиональному самоопределению, уровню интеллекта, личностных качеств, интересов, склонностей и способностей, мотивации профессионального выбора. Для этого используются следующие психолого-педагогические методы: беседы, анкетирование, наблюдения, анализ результатов деятельности детей. В результате проведенного цикла можно констатировать следующие изменения:
- гармонизуется самооценка детей с ограниченными возможностями;
- наблюдается развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы участников;
- совершенствуются навыки общения;
- повышается социальная активность;
- повышается двигательная активность.
Полученные детьми основы выбора профессии, знакомство с профессиями сферы "человек-природа" помогают им овладеть знаниями, умениями, навыками из областей кинологии, ветеринарии, дрессировки животных.

Назад Оглавление Далее