Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Ранняя психолого-педагогическая помощь в центрах социального обслуживания г. Москвы

При организации ранней помощи в условиях учреждений социального обслуживания большое значение придается научно-методическому обеспечению деятельности специалистов.Так, в основу деятельности школы раннейпсихолого-педагогической помощи "Малышок" территориального центра социального обслуживания "Жулебино" г. Москвы положены идеи выдающихся психологов и педагогов: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, В. П. Кащенко, Д. Б. Эльконина и др., а также опыт зарубежной и отечественной педагогики.
Проблемы, на решение которых направлена социальная практика. Развитие больного ребенка происходит в ограниченном пространстве (квартира, больница и т.д.). Это обусловлено физическими недостатками, что ведет к изолированности его от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Подобная ограниченность ведет к формированию у ребенка-инвалида эгоцентрических установок. В семье чаще всего больной ребенок развивается в условиях гиперопеки, воспринимается родителями как обладающий определенными качествами (плохо ходит, плохо видит, плохо слышит и т.п.), ему приписывают феномены "плохости", слабости, родители уделяют мало внимания развитию его интересов. Все это приводит к обесцениваю его планов, увлечений, а в конечном итоге к психологической инвалидизации, которая, в свою очередь, оказывает давление на физическое развитие ребенка, усиливая его недостатки. Создается замкнутый круг - звено "физических недостатков" сменяется звеном "психологических недостатков". Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не только и не столько из-за своего дефекта, сколько из-за условий формирования личности.
Цель деятельности специалистов школы ранней психолого-педагогической помощи "Малышок" - организация своевременной психолого-педагогической помощи детям, имеющим различные патологии развития, для повышения их адаптационных возможностей.
Задачи школы - развитие у ребенка социальных компетенций, повышение педагогического потенциала семьи, гармонизация детско-родительских отношений.
На современном этапе развития системы ранней психолого-педагогической помощи изменилась позиция специалистов по отношению к ребенку: от фиксированного доминирования взрослого над ребенком - к позиции равноправного партнерства с ним, к гибкому изменению взаимодействия в зависимости от ситуации. Принципами практической работы стали:
- уважение прав развивающейся личности;
- комплексная коррекционная деятельность специалистов;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- вовлечение родителей в коррекционный процесс;
- работа с семьей как социальной системой.
В деятельности школы ранней психолого-педагогической помощи "Я и мой ребенок" экспериментального центра социального обслуживания Восточного административного округа г. Москвы условно можно выделить три основных направления развивающей деятельности.
- 1-й блок - "Познавательный";
- 2-й блок - "Творческий";
- 3-й блок - "Двигательный".
Блоки ориентированы на детей и включают в себя формы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, такие как:
- проведение систематического мониторинга развития ребенка;
- проведение педагогами центра развивающих занятий, направленных на стимуляцию нормально развивающихся функций, коммуникативных способностей;
- проведение логопедом, педагогами-дефектологами, педагогами-психологами коррекционных занятий;
- проведение совместных детско-родительских занятий, игр, в ходе которых осуществляется диагностика и коррекция детско-родительских отношений. У родителей формируются знания, умения, навыки, необходимые в коррекционноразвивающей работе, которую они осуществляют сами под наблюдением педагогов центра.
Работа с ребенком строится на основе интегративного подхода. Интеграция конкретного ребенка возможна тогда, когда в результате эффективного сопровождения специалистов для него выстраивается индивидуальный развивающий "маршрут". Важным аспектом является грамотный подход к интеграции: создаются разновозрастные группы детей, имеющих различные уровни адаптации: от высокого до низкого. В территориальном центре социального обслуживания "Марьино" г. Москвы принят подход, в котором во главу угла ставится не узкий профессионал, пусть даже самый квалифицированный, а конкретный ребенок со всеми его особенностями. Ключевой задачей школы ранней психолого-педагогической помощи "Кроха" в условиях центра является создание условий для полноценной интеграции ребенка, имеющего проблемы в здоровье, в коллектив сверстников, содействие в приобретении детьми социальных умений, навыков. Специалисты считают, что если в течение определенного времени в развитии и состоянии ребенка, занимающегося в центре, не происходит положительных изменений, то это повод для консилиума специалистов, внесения изменений в индивидуальную программу помощи ребенку и семье.
Важнейшими задачами являются нахождение путей оптимального использования сохранившихся у ребенка возможностей для его активной и самостоятельной деятельности, обучение членов семьи эффективным приемам и методам помощи ребенку и взаимодействию с ним. Это помогает родителям поверить в свои силы и стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. В школе ранней психолого-педагогической помощи "Росток" территориального центра социального обслуживания "Южнопортовый" разработаны индивидуальные психолого-педагогические программы с учетом проблем в развитии ребенка. Деятельность специалистов ориентирована на оказание помощи как детям с ограниченными возможностями, так и родителям детей с проблемами в развитии. В школе проводятся:
- индивидуальное консультирование родителей в отношении задач и необходимых направлений помощи ребенку, продолжительности помощи;
- групповое консультирование и занятия с родителями с целью формирования активной социально-педагогической позиции по отношению к проблемам ребенка.
В ходе создания школы ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в условиях центра осуществляется поиск новых технологий процесса реабилитации. В современных условиях востребованы следующие виды деятельности, направленные на повышение эффективности системы раннего выявления и ранней помощи:
- экспериментальная апробация деятельности школ ранней помощи детям с отклонениями в развитии с целью отработки механизмов взаимодействия различных структурных компонентов системы;
- совершенствование деятельности специалистов школ ранней помощи на основе результатов психолого-педагогической диагностики;
- определение всей совокупности условий для внедрения разработанной единой системы школ ранней помощи (нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров, информационное, методическое и технологическое обеспечение, формирование адекватного отношения ближайшего окружения ребенка к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии);
- разработка новой специализации для системы подготовки и переподготовки специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе ранней психологопедагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы