Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Консультативная помощь в выборе профессии несовершеннолетним с ограничениями жизнедеятельности

Государственное бюджетное учреждение "Центр социальной реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности "Солнышко" г. Москвы проводит медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию детей, социально-психологическую поддержку семей в трудных жизненных ситуациях, помогает клиентам в выборе профессии. Особое место в реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями занимают вопросы оказания помощи в профессиональном выборе, в определении профессиональной пригодности и профессиональной адаптации на рабочем месте (предприятии).
Работа психолога центра с подростками, имеющими ограниченные возможности, направлена на формирование общетрудовых навыков и умений как необходимого элемента культуры труда и освоения профессии. На занятиях по профориентации участники получают знания, умения, навыки первичной профессиональной подготовки, позволяющей детям продолжить профессиональное обучение на более высоком уровне. В процессе работы происходит коррекция развития, поведения, познавательных психических процессов, волевых качеств. Наблюдается переориентация детей на позитивные социальные интересы, установки, ценности, что способствует их успешной адаптации в социуме и интеграции в общественные структуры.
При оказании профориентационных услуг необходимо понять, что же такое профессиональная ориентация, каковы ее методы? Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Основными методами профессиональной ориентации являются: информирование индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); психологическое и медицинское консультирование; различные педагогические методы.
Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация строится как процесс сотрудничества между психологом и молодым человеком в зависимости от степени сформированности профессиональных планов, уровня развития способностей и склонностей, а также успешности обучения. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в разных видах консультаций (экспресс-консультация, информационно-справочная консультация, диагностическая консультация, смешанная консультация). Выделяются несколько этапов профессиональной консультации:
1. Констатирующий (определение стадии профессионального плана подростка).
2. Диагностический (диагностика интересов, склонностей, индивидуально-психофизиологических особенностей).
3. Поисковый (разработка плана подготовки к профессии).
4. Коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств).
5. Консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с оптантами, распределение их во времени).
Формирование профессиональных намерений подростков с ограниченными возможностями проходит в несколько этапов. Для проведения практической профконсультационной работы важно выделить два этапа:
1. Первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о выборе профессий, известных учащимся лишь по названиям, по некоторым внешним признакам. Другая черта этого этапа - неадекватное, неопределенное представление о собственных ресурсах и возможностях его развития, связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Дети, которые находятся на этапе первичного выбора, обычно неустойчивы в своих профессиональных намерениях. Первичный выбор характерен для учащихся младшего школьного возраста, у детей в этом возрасте отсутствуют выраженные интересы и склонности. Для несовершеннолетних с ограниченными возможностями этап первичного выбора более длителен по времени, без психолого-педагогической помощи второй этап может вообще не наступить.
2. Этап профессионального самоопределения. На этом этапе подросток формулирует для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом своих психологических и психофизиологических ресурсов. Формирование второго этапа в норме происходит у старшеклассников (девятый - одиннадцатый классы). Течение этого процесса неравномерное, поэтому необходима профессиональная помощь психолога.
В работе психолога по профориентации подростков с ограниченными возможностями выделяют два направления - проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры несовершеннолетних, углубление знаний по психологии, а также проведение индивидуальных консультаций с подростками (сюда входит диагностическая, коррекционная и собственно консультативная деятельность). Смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в активизации стремления молодых людей к самопознанию и самосовершенствованию. Диагностико-коррекционная работа психолога заключается в подготовке подопечных к профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Психодиагностическое обследование помогает детям с ограниченными возможностями лучше узнать себя, свои способности, интересы, активизировать стремление работать над собой. Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей на начальном этапе работы ребенка с профконсультантом.

Программа "Я выбираю профессию"

Содержаниепрограммы. Программа "Я выбираю профессию" представляет собой цикл занятий, на которых подростки с ограниченными возможностями знакомятся с многообразием мира профессий и классифицируют, уточняют свои интересы и склонности, соотносят их с требованиями конкретной профессии, а также учатся составлять и корректировать личный профессиональный план или развивают способность к целеполаганию и ведению временной перспективы.
В ходе этих занятий актуализируется процесс профессионального самоопределения, выбор становится более осмысленным благодаря соотношению полученных знаний о себе и мире профессий. Данная программа предназначена для подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения. Занятия проводятся в форме тренингов и занятий, включающих в себя элементы бесед и лекций, в ходе которых участники в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведению; сюжетно-ролевых игр и дискуссий, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки самопрезентации, принятия решения, бесконфликтного общения.
Занятия проходят два раза в неделю по одному часу. Тренинги проводятся до и после основного цикла занятий по программе. Программа двух уровней подразумевает разницу в подборе диагностического аппарата, методике подачи материала, временном режиме.
Тематика занятий:
1. Склонности и интересы в выборе профессий.
2. Классификация профессий.
3. Профессии типа: "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек-природа", "Человек-искусство", "Человек-человек".
4. Ошибки в выборе профессий.
5. Формула профессии. Что такое профессиограмма?
6. Способности и профессиональная пригодность.
7. Личный профессиональный план.
8. Самопрезентация и (или) развитие временной перспективы и способности к целеполаганию.
9. Тренинговые занятия "Учимся общению".
Цель программы - создание реабилитационной среды, способствующей личностному развитию детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- оказание помощи в социальной и профессиональной адаптации путем актуализации процесса профессионального самоопределения через получение знаний о себе, о мире профессий и их соотнесению;
- повышение уровня психологической компетенции детей, расширение границ самовосприятия;
- формирование адекватной самооценки; побуждение потребности в самосовершенствовании.
Программа подготовки состоит из двух ступеней: допрофессиональной и профессиональной.
Программа допрофессиональпой подготовки предназначена для детей до 14 лет. Целью данной программы является формирование основ положительной мотивации к труду, а также формирование необходимых общетрудовых навыков и умений.
Основной задачей раздела "Формирование навыков личной гигиены" является ознакомление ребенка с правилами личной гигиены и автоматическое закрепление навыков на практике с опорой на положительную мотивацию.
Раздел "Формирование навыков самообслуживания" пересекается с разделом "Формирование навыков личной гигиены", эти разделы дополняют друг друга. На этом этапе дети имеют возможность включения в различные виды хозяйственно-бытового труда (уход за животными и птицами в живом уголке, ремонт собственной одежды и т.д.).
Особое внимание в програме уделено разделу "Обучение в мастерских". Дети включаются в занятия по интересам, где приобретают общетрудовые знания, навыки и умения (работа с простейшими материалами и инструментами).
Программа профессиональной подготовки предназначена для детей 14 лет и старше. Дети обучаются определенным профессиональным навыкам, параллельно знакомясь с профессионально важными качествами профессий, профессиограммами (описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку).
Обучение проводится по следующим специальностям:
- машинопись на компьютере;
- картонажно-переплетное дело;
- швейное дело;
- фелтинг (валяние шерсти, валка, фильцевание, фильц, набивание) - особая техника создания рисунка на ткани или войлоке.
Профессиональная подготовка включает в себя предварительную диагностику интересов и склонностей детей и последующее психологическое сопровождение на протяжении всего цикла обучения. Контрольный срез данных по определению объема и качества знаний, умений осуществляется на каждом этапе подготовки.
Психологическое сопровождение включает: оказание помощи в выборе профессии, т. е. определение и выявление склонностей и интересов в процессе выбора профессии, работа с профессиограммами, помощь психолога в принятии решения в выборе профессии, составление личного профессионального плана, развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у детей среднего и старшего школьного возраста.
Диагностика направлена на изучение факторов, имеющих непосредственное отношение к профессиональному самоопределению: социальной ситуации ребенка, уровню его интеллекта, личностных качеств, интересов, склонностей и способностей, мотивации профессионального выбора. Для этого используются методы беседы, анкетирования, наблюдения, анализ результатов деятельности детей, естественный и лабораторный эксперименты (имеется в виду индивидуальная и групповая диагностическая консультация). Заводится картотека на каждого оптанта.
Результаты, полученные от реализации практики. В результате проведенного цикла занятий у подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, гармонизируется самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, расширяются границы принятия себя и других, увеличивается спектр поведенческих реакций, совершенствуются навыки общения и принятия решений, навыки самопрезентации,уверенного поведения.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы