Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Фотокросс — современная методика социальной реабилитации детей-инвалидов

Основная цель работы специалистов учреждений социальной защиты - возможно успешная интеграция детей- инвалидов в жизнь общества. При этом важной задачей социальной реабилитации является формирование у детей- инвалидов знаний, умений, навыков по ориентации и использованию объектов городской инфраструктуры.
Опыт работы с детьми-инвалидами в центре социальной реабилитации и досуговой работы с инвалидами "Южное Бутово" подтверждает актуальность решения данной задачи. В практике работы специалистов зачастую возникает противоречие, которое заключается в том, что, обладая социально- бытовыми навыками, некоторые дети-инвалиды бывают неспособны применить их в жизни. Для решения проблем такого рода требуется создание и внедрение современных методик реабилитации детей-инвалидов, направленных на формирование, отработку опыта использования различных социальных компетенций. В качестве эффективной методики по формированию знаний, умений, навыков ориентации в социальной среде специалисты используют практические занятия по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в форме фотокросса. Занятия проходят на улицах города - с помощью взрослого дети выполняют задания маршрутного листа и фиксируют их выполнение на фотокамеру.
Идея фотокросса как средства реабилитации детей- инвалидов заключается в обучении ребенка выделять из многообразия окружающего мира те социальные объекты, которые ему нужны, на личном опыте определять время, необходимое для реализации своих потребностей.
Целью фотокросса выступает социально-бытовая адаптация (реабилитация) детей-инвалидов, а также их интеграция в общество.
При этом в процессе фотокросса реализуются следующие задачи:
- формирование, закрепление и развитие у детей- инвалидов навыков ориентирования в городской среде;
- формирование социальных потребностей, мотивов, установок поведения, использования объектов городской инфраструктуры для повышения качества и удобства жизни;
- воспитание у детей-инвалидов бережного отношения к окружающей инфраструктуре, направленного на понимание значения социальных объектов.
Практическое занятие в форме фотокросса предполагает использование такой последовательности этапов.
Подбор группы участников. Фотокросс имеет конкретную направленность на детей-инвалидов с умственной отсталостью, обладающих базовыми социально-бытовыми навыками, навыками ориентации в пространстве и использования информации, но неспособных проявлять их в повседневной жизни для решения бытовых вопросов. К участию в фотокроссе допускается группа детей-инвалидов в количестве от одного до пяти человек, родители (законные представители) которых изъявили желание принять участие в фотокроссе (с обязательным согласованием понятия фотокросса, его целей и задач, предполагаемого маршрута фотокросса). При этом состав участников зависит не от специфики заболевания или возраста, а от степени овладения социально-бытовыми навыками.
На данном этапе используются следующие методы: изучение и анализ личных дел, опрос, анкетирование, разъяснительная беседа.
Планирование конкретных задач и маршрута фотокросса. Исходя из уровня владения социально-бытовыми навыками участников фотокросса планируется маршрут (с указанием объекта, его расположения и направления движения, а также необходимого задания), задачи с необходимым и достаточным уровнем сложности (не слишком простой, но и не слишком сложный). Каждому объекту маршрута присваивается название. Выполнение задания на объекте соответствует следующим требованиям:
- обязательное фотографирование выполнения заданий маршрутного листа. Данный пункт создан для привлечения внимания к определенным частям объекта инфраструктуры. Например, делаем акцент на символику, обозначающую объект, для определения его в городской среде, понимания его значения или акцент на результат работы объекта и процесс его получения;
- выполнение требований тематических и временных рамок. Во-первых, тематические и временные рамки создаются для того, чтобы ребенок мог выделять из многообразия те объекты, которые ему необходимы, и на личном опыте определять время, необходимое для реализации своих потребностей. Во-вторых, при выполнении заданных рамок создается мотивация на лучшее исполнение темы и соревновательный момент по оптимальному времени прохождения маршрута.
Также в содержание фотокросса включаются дополнительные задания, которые требуются для повышения интереса участников и краткого повторения пройденного материала. На этапе подготовки фотокросса используются следующие методы: изучение и анализ инфраструктуры района с учетом расположения и качеств объектов, различные методики постановки и удержания целей занятия.
Проведение предварительных занятий. Ребенок должен обладать теоретическими знаниями о тех объектах, с которыми будет сталкиваться на практике. Поэтому в соответствии с маршрутом фотокросса планируются и проводятся теоретические занятия, направленные на изучение объектов фотокросса. Также на данном этапе допускается упражнение (тренинг, репетиция) желаемого поведения ребенка. На данном этапе могут быть использованы следующие методы: рассказ, ролевая игра, упражнение, поощрение (условными и безусловными стимулами).
Проведение фотокросса. Непосредственное проведение фотокросса включает в себя несколько этапов:
- ознакомление участников с планом проведения занятия на улицах города, обсуждение мер безопасности при проведении фотокросса, обсуждение задач и маршрута;
- выход на маршрут, выполнение заданий;
- обсуждение результатов прохождения фотокросса.
Следует обратить внимание на то, что в связи с особенностями здоровья участников фотокросс проводится в теплые месяцы года. При этом следует учесть следующие факторы: температуру окружающей среды, экологическую обстановку (отсутствие смога, тумана), влажность на улице (отсутствие дождя), социальную ситуацию (отсутствие массовых праздников, народных гуляний).
При выходе на улицы города ответственный сотрудник фотографирует участников фотокросса на разных этапах маршрута. Необходимость такого воздействия связана с тем, что, глядя на себя со стороны, участники фотокросса более объективно оценивают свое поведение, эффективность рефлексии повышается. Фотографии участников фотокросса в процессе выполнения заданий являются значимым подкреплением их желаемого поведения. При работе на маршруте могут быть использованы следующие методы: рассказ, демонстрация действия, упражнение, наблюдение за поведением, обсуждение, рефлексия.
Предлагаем рассмотреть результаты наблюдений за детьми в процессе проведения фотокросса "Поймай город" в центре социальной реабилитации "Южное Бутово". Среди достижений участников специалисты сочли должным обозначить следующие:
- в процессе выполнения заданий дети самостоятельно смогли найти объекты инфраструктуры, предусмотренные планом фотокросса, объяснить предназначение найденных объектов и общепринятых символов;
- была сформирована динамически устойчивая психологическая готовность к самостоятельному использованию объектов инфраструктуры (по результатам опроса родителей участников);
- на занятиях в центре дети более усидчивы, проявляют повышенное внимание к излагаемому материалу, зная, что полученные знания им пригодятся в жизни;
- дети и их родители изъявили желание участвовать в последующих практических занятиях даже с учетом их усложнения.

Назад Оглавление Далее