aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Страница 4 | Работа со средствами массовой информации

Заключение

Итоги проекта

Можно с уверенностью сказать, что проект Инвалидность и СМИ принес очевидные результаты. Прежде всего, проведенный мониторинг СМИ (в ходе которого были отслежены более 600 статей) позволил получить и проанализировать картину освещения проблем инвалидности в каждом из регионов. Система мониторинга, разработанная в рамках проекта, позволяет также судить о положительном воздействии на журналистов той работы, которые проводят с ними партнеры в рамках проекта, а также находить авторов, которые интересуются проблемами инвалидов. Результаты работы с журналистами есть: чаще стала использоваться корректная терминология, больше появляется аналитических и проблемных материалов. Проект привел к повышению имиджа организаций и созданию у каждой из них круга журналистов-союзников, что является залогом для дальнейшего сотрудничества. Уже сейчас каждая организация стала своего рода центром, в который журналисты обращаются за информацией о проблемах инвалидов в регионе. Это свидетельствует и о повышении качества работы партнеров: созданы четыре уникальных команды, которые могут грамотно работать с журналистами и общественностью: проводить семинары, пресс-конференции и публичные мероприятия, готовить для них информационные материалы. Еще одним важным результатом стало повышение количества и качества публикаций в СМИ, что свидетельствует о постепенном повышении интереса журналистов к теме инвалидность. Все мероприятия проекта – семинары, конкурсы, круглые столы и пресс-конференции – стали поводом к обращению к теме инвалидность, возможностью обсудить с журналистами стереотипы, событием, которым мы еще раз привлекли к людям с инвалидностью внимание общества, а значит, еще одним шагом к тому, чтобы люди с инвалидностью стали его полноправными участниками.

II. Приложения

1. Рекомендации ООН
B. Kolucki and B. Duncan. Тogether with media. A Practical Guide for People with Disabilities. International Labour Organization. 1994.

Разговор в первом лице (я, мы) практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.

В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их семьям и обществу, что инвалиды могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.
Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что инвалиды различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и не-инвалиды.

Дети не должны бояться задавать вопросы об инвалидах, они должны понимать, что это естественно - быть любопытным. Большинство инвалидов сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.

Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.

Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет не-инвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью.

Свободный доступ для инвалидов на самом деле помогает и остальным людям.

Чем больше видно, что инвалид чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.

Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг инвалиды могут многое дать своим семьям и обществу.

2. Терминология и этикет

Инвалид: поиски нового термина
Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией

Дж. Шапиро, американский журналист, Вашингтон пост.
Звучит многообещающе: благотворительная организация предложила 50 тысяч долларов за новый, позитивный термин, синоним слова инвалид. Но еще до того, как победитель положил свою премию в карман, его изобретение - человек с отличающимися возможностями - было встречено с насмешкой и даже враждебностью.
Такой холодный прием выявил важную тенденцию: инвалиды приходят к тому, что гордятся тем, что их называют инвалидами, и, как делали раньше чернокожие, женщины или геи, пытаются сами изменить точку зрения и язык, которым общество говорит о них.
Неправда, что инвалиды излишне тонкокожие. Слова вроде калеки используются слишком долго, причем самими же инвалидами, когда они общаются среди своих. С тем же успехом они могут называть других людей ходячками или пока-еще-не-инвалидами (что напоминает о том, что большинство людей становится инвалидами в пожилом возрасте).
Скорее всего, для них важно так выражаться потому, что этот язык создает социальные стереотипы, вносит свою лепту в дискриминацию и статус меньшинства, что и так имеют многие американские инвалиды, количество которых - от 34 до 43 миллионов, в зависимости от того, как считать и что понимать под инвалидностью.
Б. Ф. Фриман, который победил в конкурсе Национального Фонда Кристины, а в нем участвовали 66 тысяч определений, объяснял, что, являясь учителем в специальной школе, он постоянно видит, как его ученики переживают из-за слов, которые используются по отношению к ним.
Фриман предполагает, что инвалиды отвергают слова, в которых есть такой смысл: их физические или ментальные особенности делают их слабыми, жалкими, зависимыми. Такие слова, как неполноценный не годятся. Но другое такое же слово или эвфемизм им тоже не подойдет. Наиболее предпочтительный термин - disabled (инвалид, человек с ограниченными возможностями), который недавно вытеснил слово handicapped (инвалид, человек, нуждающийся в помощи). Это слово впервые устраивает самих инвалидов. Другое принятое определение - человек, имеющий инвалидность - предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства.
Однако, очевидно, что сами инвалиды не пользуются такими оборотами, как люди, испытывающие физические трудности или люди с физическими и умственными трудностями.Термин человек, испытывающий физические трудности, не отличает меня от женщины, которая карабкается на Эверест, - говорит поэт и эссеист Нэнси Маэрс, имеющая рассеяный склероз. Только прямая терминология, считает она, заставит людей подумать, что значит быть инвалидом, и что нужно, чтобы создать доступную для передвижения на инвалидных колясках среду - вне и внутри зданий.
Диана Пиастро, ведущая газетной колонки Жизнь с инвалидностью, говорит, что определение Фримана подразумевает, что инвалидность - это нечто постыдное, и ее надо скрыть в таком чересчур общем и расплывчатом определении. Оно отрицает реальность вместо того, чтобы сказать, что реальность - наша инвалидность, и это вполне нормально, - говорит Пиастро.
Мэри Джонсон, редактор журнала Disability Rag, тоже имеет возражения по поводу определения, которое победило в конкурсе. Люди не поймут культуру инвалидности, если проехаться инвалидной коляской им по ногам. Определение Люди с отличающимися возможностями не имеет ни души, ни силы.
Но есть ли какое-нибудь другое слово? К удивлению, один из читателей журнала Disability Rag высказал свое наблюдение: некоторые инвалиды предпочитают то самое слово, которое другим кажется самым обидным, - калека.
Это все равно, что показать узловатый кулак, - говорит художница Черил Вейд, которой нравится калека, потому что это слово грубо, но точно характеризует ее тело, скрученное ревматическим артритом. Это слово сейчас и в ближайшее время не будет приемлемо для широкого применения, но его растущая популярность свидетельствует о том, что стереотипы, стигматы инвалидности меркнут.
Бизнесмен Д. Брюс МакМаган основал Национальный Фонд Кристины и назвал его в честь дочери, имеющей ДЦП. Он говорит, что новый язык инвалидности необходим не только для того, чтобы инвалиды ярче выражали свое самоощущение, но и для того, чтобы стереть, уничтожить предубеждения, которые существуют по отношению к ним в широкой публике.
Термин Люди с отличающимися возможностями, может быть, так и не приживется. Но глава социологического отделения Университета Брандеиса Ирвинг Кеннет Зола, который судил на конкурсе, настаивает на том, что конкурс был важен уже потому, что заставил людей задуматься о силе негативного языка. То, что инвалиды ищут подходящие слова для самоопределения, знак новой и процветающей групповой общности.

Не путать инвалидность с трагедией
Beth A. Haller

Орегонец, получил награду в области журналистики за серию публикаций о Сэме Лфйтнере, американском тинэйджере с дефектами внешности. В этой очень острой серии статей описывается жизнь мальчика и то, как он принимает решение исправить свою внешность с помощью пластической операции. Эти статьи очень образны и написаны хорошим языком, однако меня беспокоит послание, которое несет эта серия статей о людях, отличающихся от других по каким-то физическим признакам. Я хочу надеяться, что такое послание научит общество относиться к инвалидам как к равным, но боюсь, что, скорее подобные статьи вызовут у читателей жалость по отношению к инвалидам.

Недавно я изучал статьи об инвалидах, получившие национальные награды в области журналистики с 1984 по 1999г. В 56 статьях я хотел найти важные идеи, спрятанные между строк.

Престижные награды отмечают достижения в области новостей в газетах и на телевидении. Победившие истории намеренно выносят информацию о людях с ограниченными возможностями на общественное обсуждение. Удостоившись наград, эти статьи остаются на виду дольше, и могут быть взяты за модели молодыми начинающими журналистами.
Меня беспокоит эффект, который оказывают такие статьи на отношение общества к людям с инвалидностью. Ведь во многих из них
инвалиды представлены как герои, вдохновенные люди. Вы спросите, что в этом плохого, ведь такое послание вызывает хорошие чувства? А плохо то, что обратная сторона этого героизма – трагедия. Хойлин Делит, человек, использующий инвалидную коляску, говорит: Когда о нас говорят, что мы гении, герои, когда мы делаем обычные вещи, это унижает наше достоинство. Неожиданно опять нам напоминают о традиционном подходе к инвалидности, получается, что кем бы я ни был, чтобы не делал, я все равно буду человеком, в жизни которого есть трагедия.

Хотя взгляд на инвалидность как на трагедию прекрасно подходит для новостей, которые сфокусированы на чем-то необычном и драматичном.
По словам одного из учебников по журналистике Репортажи для печатных СМИ: отклонения от нормы всегда более ценны для новостей, чем что-то обыденное.

Я, как профессор журналистики и бывший журналист, хочу оспорить это. Чрезмерная эксплуатация темы необычности приводит к появлению негативных стереотипов в новостях, и, прежде всего это касается людей с инвалидностью.

Когда журналисты при описании этих тем акцентируют внимание на отличиях от нормы, а также для того, чтобы затронуть душевные струны читателей добавляют в содержание больше драматизма - статья вызывает жалость и чувство безысходности у читателей.

Делит объясняет: Многие здоровые люди не понимают, что жизнь с инвалидностью – это жизнь, которой можно наслаждаться, что и с инвалидностью можно жить полноценной жизнью.

Так, должны ли журналисты, не понимающие инвалидов, писать про них?
Вообще-то хорошо, когда об инвалидах пишут, лучше больше, чем меньше. Однако СМИ могли бы способствовать изменению общественного мнения по отношению к инвалидам, научить общество принимать их на равных, акцентируя внимание на физических и психологических барьерах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, а не сочиняя душещипательные истории о жизни человека с инвалидностью.

За исключением дефектов во внешности, Сэм – обычный человек. Однако людям, кроме близких родственников и друзей, сложно увидеть обычного человека за его лицом, - пишет Том Хелман в Орегонце.

На мой взгляд, проблема, которая поднимается в этой истории о различиях во внешности, – это не лицо Сэма. Лицо Сэм действительно очень сильно отличается от других. Его левое ухо неправильной формы и почти фиолетового цвета. Оно выпячивается с левой стороны его лица. Нижняя челюсть выдвинута вперед. Большая часть кожи лица пронизана голубыми венами. Лицо припухло от подбородка до ушей. Один глаз выглядит как длинный узкий разрез, а рот - как маленький вогнутый полумесяц. Кажется, что кто-то вылил три фунта мокрой глины ему на лицо, которая, прилипнув, похоронила под собой мальчика, - пишет Хелман. Он разбавляет главную мысль об отношенческих барьерах медицинской историей о решении Сэма сделать пластическую операцию.

Внешность и предрассудки

История острая и захватывающая, но мне кажется, в таких статьях фокус внимания должен быть смещен в сторону проблем, которые возникают извне, больше говорить о предрассудках людей относительно внешности Сэма, а не концентрироваться на болезни.

Это непринятие обществом приводит мальчика к тому, что он соглашается на опасную операцию, которая может принести больше вреда, чем помочь. Отец Сэма сказал: Страшно рисковать всем только потому, что общество не принимает его с таким лицом. Это должно быть основной идеей статьи. Почему общество не может увидеть людей в инвалидах.

В своей книге Делаем Америку инвалидом специалист, изучающий проблемы инвалидности Френк Боу объясняет, что общественное мнение о людях с ограниченными возможностями складывается под влиянием одного неправильного допущения, что инвалиды, скорее, другие, чем такие же, как все. Они больше непохожи на остальных, чем похожи. Инвалидность как-то отделяет их от других.

Журналисты должны понять, что и они тоже находятся под влиянием этого. Если они чувствуют жалость к людям с инвалидностью, или инвалидность для них – трагедия или то, что делает людей другими, это отражается в их публикациях.

Пока за пределами словаря…
1992-2000, Avocado Press, Stephanie Ortoleva

В 1987 г. толковый словарь Ассошиэйтед пресс впервые дал определение слова Инвалид (handicapped), что было результатом работы некоторых организаций инвалидов, в частности, Центра независимой жизни Университета Канзас, которые хотели изменить стиль публикаций об инвалидах. Этот словарь был только началом. С этого времени многие организации инвалидов издали свои рекомендации о том, как написать о людях с инвалидностью, не унизив их жалостью. Основных правил, которыми руководствуется журналист, желающий написать хорошую статью на эту тему, всего два:

  1. Нужно избегать клише.
  2. Нужно использовать нейтральные слова и выражения. Не нужно переносить в статью свое восхищение и свою жалость.

Группа и ее терминология в эволюции

Люди с инвалидностью, не согласны со многими словами, которыми их называют другие, как и другие меньшинства. Например, слово ниггер, сегодня являющееся табу, было принято некоторое время назад, уступив потом словам негр, цветной, черный и, наконец, афро-американец. Среди своих слово ниггер употребляется. Пожилые афро-американцы называют себя цветные или негры, но это совершенно немыслимо в прессе! И это правило.

Сообщество инвалидов сейчас находится на стадии выбора терминов, которые лучше всего подходят для употребления. Многие новые термины не приживаются. Некоторые предпочитают выражение человек с отличающимися возможностями, а некоторые согласны называть себя жертвами или искалеченными. Однако, ни одно из этих выражений для прессы не приемлемо.

Большинство считает наиболее приемлемыми выражениями человек с ограниченными возможностями или человек с инвалидностью. Журналистов просят писать человек с инвалидностью, а не инвалид, потому что сначала человек, а затем его свойства.

Внутренние термины

Среди инвалидов употребляются совершенно неприемлемые для остальных слова. На русский они переводятся так, что здесь их не употребляют вообще, если намеренно не хотят оскорбить: калека, паралитик и т.п. Такие слова в Америке можно печатать, в крайнем случае, в интервью, но журналист обязательно должен дать понять, что это сленг, и сам их избегать.

Инвалидный

Когда описывается организация, движение или группа инвалидов, очень часто в английском и в русском языке используется термин инвалидный: например: инвалидная организация, инвалидное движение, инвалидный транспорт и т.п. Гораздо более корректно называть это по-другому: организация инвалидов, движение инвалидов или движение за права инвалидов. Вместо инвалидный транспорт можно написать доступный транспорт или машина с ручным управлением.

Инвалидность не хуже смерти

Очень часто в материалах о людях с инвалидностью присутствует излишний драматизм. Очень часто читаешь слова жертва, прикованный, обреченный, узник, которые очень красочно передают атмосферу, в которой якобы живет человек, ставший инвалидом.
Многое изменится, если употреблять нейтральные выражения: перенес полиомиелит вместо стал жертвой полиомиелита или передвигающийся на коляске вместо прикованный к коляске.

Аккуратнее с несмотря

Многие журналисты убеждены, что инвалиды – люди героические, смелые и вообще особенные. Они не могут обойтись в статье без того, чтобы написать несмотря… или преодолел. На самом деле люди не преодолевают свою инвалидность и не преуспевают несмотря на нее. Они преуспевают, несмотря на то, что все вокруг недоступно, а преодолевать приходятся только барьеры, которыми общество отгораживается от них.

Спец

Приставка спец или определение специальный очень часто употребляются, когда речь идет о программах для инвалидов. По сути, это эвфемизм, заменяющий понятие дискриминационный, второсортный. Подразумевается, хотя и не произносится вслух, что эти программы или учреждения по определению хуже тех, которые доступны людям без инвалидности. Это определение вызывает довольно негативные ассоциации, поэтому лучше называть вещи своими именами – не спецавтобус, а автобус с подъемником, и не спецшкола, а отдельная школа для инвалидов.

Нужно ли вообще об этом говорить?
Если статья, в которой идет речь о человеке с инвалидностью, совсем не об инвалидности, а о чем-то другом, есть ли смысл акцентировать внимание на том, что человек не просто так, а инвалид? Вряд ли. Если это в данном случае неважно, пусть останется за рамками статьи.

Язык и этикет

В этом разделе мы хотим привлечь ваше внимание к лексике, которую предпочитают люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать позитивный образ человека с инвалидностью, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, - ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Даже если человек считает себя воспитанным, не лишним будет прислушаться к этим рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности.
Это - не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда кто-то впервые сталкивается с чем-то незнакомым. Эти рекомендации могут пригодиться всем, но, в первую очередь, они адресованы людям, сталкивающимся по роду своей деятельности с инвалидами - журналистам, работникам сферы обслуживания, гостиниц, аэропортов, вокзалов, ресторанов, водителям...
Мы бы хотели, чтобы эти материалы помогли нам создать общество, где все люди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди, чем-то непохожие на большинство, не подвергаются дискриминации, основанной на стереотипах и проявляющейся в наших словах и действиях.
Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, усугубляющих их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов достаточно активно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу.
В России же пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Данная глава - вклад в становление этой терминологии. Изначально она была составлена по американским и британским источникам: мы использовали рекомендации для работодателей, разработанные на британском форуме по проблемам трудоустройства инвалидов (Disability Etiquette. Employers’ Forum on Disability, 1996) и в Дербиширском Центре Интегрированной жизни (DCIL), а также рекомендации, разработанные американскими организациями для государственных служащих. Перед публикацией на русском языке мы консультировались с нашими коллегами из различных организаций инвалидов.
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни. Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства.
Она - социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы: Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы:
Инвалид, человек, имеющий инвалидность.
Человек с инвалидностью. Человек с ограниченными возможностями.
Человек с отличающимися возможностями.
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.
Не инвалид - обычный, типичный человек Нормальный, здоровый
(при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич) Страдает ДЦП
Человек, перенесший полиомиелит.
Имеет инвалидность в результате полиомиелита.
Человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате...
Страдает от полиомиелита,
от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Человек с задержкой
в развитии
Отсталый, умственно неполноценный
Ребенок с задержкой в развитии. Медленно обучаемый ребенок. Тормоз, слабоумный
Человек с синдромом Дауна Ребенок (дети) с синдромом Дауна Даун, монголоид, даунята
Человек с эпилепсией.
Люди, подверженные эпилептическим припадкам
Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди
Люди с психиатрическими проблемами
Люди с душевным или эмоциональным расстройством
Сумасшедший, псих
Слепой, незрячий, невидящий, незрячий, слабовидящий человек,
инвалид по зрению
Слепой, как крот (никогда),
совершенно слепой,
Человек с нарушением слуха
Глухой человек, слабослышащий человек,
человек (ребенок) с остатками слуха
Инвалид по слуху
Человек с нарушением слуха
Глухой человек, слабослышащий человек,
человек (ребенок) с остатками слуха
Инвалид по слуху
Человек с трудностями в общении Немой

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке избегайте, не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека тормозом или дефективным, вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Для того, чтобы было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах сотрудники Перспективы предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, которые мы выбрали более чем из 120 ответов:
Очень распространенное выражение прикован к коляске - обреченность, цепи.
Слова глухонемой, немой - невозможность общения, контакта.
Больной - значит, надо лечить, беспомощниый.
Слова паралитик, неполноценный, безрукий, больной вызывают сочувствие и жалость.
Брезгливость вызывают слова калека, слабоумный, даун.
Псих, слабоумный, ненормальный, шизик связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Такие обобщения воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.
Выражения человек с ограниченными возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий - вызывают вполне нейтральные ассоциации.
Слово инвалид вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее абстрактным.
Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными. Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться человек с ограниченными возможностями. Во-первых, этот оборот слишком длинный, а, во-вторых, не вполне точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи человек, имеющий душевные расстройства или человек, испытывающий трудности при передвижении.
С другой стороны, есть сленг, которым пользуются сами инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как опорник, спинальник, шейник, колясочник. Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения смогут употребляться широко и станут понятны широкой публике без объяснения.
Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. Жертвы - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. Человек, который, несмотря на что-то, преодолел трудности и ведет нормальную жизнь – тоже очень распространенный образ. С него нужно брать пример здоровым людям! Создавая такой образ, автор незаметно для себя впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений. Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.

10 общих правил этикета
Эти правила используются работниками общественных служб США.
Они составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США.
1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.
5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Называть людей по имени или на ты можно, только если вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: Увидимся или: Вы слышали об этом…? тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Люди, испытывающие трудности при передвижении
Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ более свободного (если нет барьеров) передвижения. Есть люди, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п., но используют коляску для экономии сил и того, чтобы быстрее передвигаться. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Если ваш офис, магазин или банк оборудован пандусом, не загораживайте его и не забывайте чистить на нем снег и колоть лед зимой.
Если Вы готовите встречу, в которой участвуют люди, имеющие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10%, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении.
Всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифт по Брайлю, крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это все равно лучше, чем ничего.
Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего человека за руку - она помогает ему сохранять равновесие.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол. Или: Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте и не играйте с собакой-поводырем.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет.
За столом: если вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: на 12 - кусок сыра, на 3 - салат, на 6 - хлеб.
Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
Вполне нормально употреблять выражение смотреть. Для незрячего человека это означает видеть руками, осязать.
Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас …. Старайтесь быть точным: Стакан посередине стола, Стул справа от вас.
Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами - не забывайте, что привычный жест там... незрячий человек не поймет.
Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Абсолютно неслышащих людей очень мало. Степень слышимости варьируется - часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно.
Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет - слегка положите ему руку на плечо или похлопайте - но не резко.
Если вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу. Однако быстрое мигание света будет ассоциироваться с опасностью.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень.
В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
Если Вы не поняли, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать. Но избегайте при этом даже намека на снисходительность.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: Ладно, это неважно... Сообщения должны быть простыми.
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: Хорошо, теперь нам нужно обсудить…
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
- из десяти слов хорошо прочитываются только три;
- нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова - это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности.
- нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Переводчик: необходимость в его участии зависит от от ситуации и людей, вовлеченных в общение. Участие переводчика позволяет:
- Повысить качество общения и избежать непонимания;
- Избежать недоразумений и недовольства при разговоре;
- Экономить время;
- Участники разговора более свободно и богато выражают свои мысли.
Несколько советов при работе с переводчиком:
- Задача переводчика - облегчить общение. Обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику. Не говорите: Спроси его.., Скажи ей...

Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры, и Вам не желательно просить переводчика не делать этого.

Люди с проблемами речи

Трудности в речи могут быть самыми разными - слабый голос, затрудненная речь, афазия, при которой человек затрудняется в произношении отдельных слов. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим такие проблемы.
Не игнорируйте человека, которому трудно говорить.
Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте и не поправляйте собеседника. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
Старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать. Предложите другие способы общения - можно использовать записки, компьютер, голосовую машину.

Назад Оглавление Далее